С этого учебного года все школы России стали работать в соответствии с новыми образовательными стандартами для 5–9-х классов. Ранее были введены стандарты для младшей школы, а с 2020 года появится документ и для старших классов.
Рядовой в общем-то для образовательных учреждений процесс сейчас обсуждают даже те, кто к школе не имеет никакого отношения. Например, в центре внимания оказалась новость о введении второго иностранного языка. На интернет-форумах – десятки страниц комментариев – как одобрительных, так и негативных: «Да наши дети и первый не могут выучить!», «Где возьмут педагогов?!» и т. д.
Мы решили не оставаться в стороне и выяснить: зачем нужны новые стандарты? И к каким изменениям они приведут?
Профориентация – с пятого класса
По сути, стандарты – это необходимые для исполнения требования, предъявляемые к каждой школе – вне зависимости от ее специализации, места расположения, количества учеников.
– В них заложены три уровня требований – к результатам, структуре образовательной программы и к условиям реализации образовательных программ, – комментирует заместитель начальника отдела общего образования министерства образования Красноярского края Мария Холина. – Отличие в том, что уделяется внимание не только приобретению определенных знаний, но и тому, что стоит над предметами. Например, умения, которые позволяют ребенку самому искать нужную информацию, анализировать ее. Это называется универсальными учебными действиями. Новый подход должен формировать готовность ребенка к саморазвитию и строить образовательный процесс с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей учеников. Соответственно меняется и роль учителя.
Будет действовать другая система подходов к оценке результатов обучения. К примеру, когда ребенок доучится до 9-го класса, он будет защищать проект, в ходе реализации которого он уже проявил и творчество, и инициативу, и универсальные учебные действия. Это могут быть изобретения для уроков физики или новшества в социальной сфере – к примеру, для младших школьников.
Есть еще как минимум одно принципиальное отличие от старой системы. Новые стандарты требуют «обучения в деятельности». Необходимый материал по географии можно изучить по параграфу в учебнике, а можно выйти в ближайший парк или лес и увидеть собственными глазами, что такое природный ландшафт.
Уроки – в парке или музее
Стандарты охватывают не только учебную деятельность. Предполагается, что дети будут заняты в школе и во второй половине дня: в различных кружках, секциях. Кстати, родителям уже должны были передать список таких занятий для выбора. Отменить их школа не может – стандарт предполагает определенное количество часов и отчетность по каждому ученику.
– Предусмотрено, что 1 750 часов разделят на пять лет обучения, – говорит Мария Холина. – Причем вести занятия могут и сами учителя, и педагоги из других образовательных учреждений. По нормам СанПиН после уроков должен быть час отдыха, а потом – занятия. Причем тут нужно различать дополнительные услуги школы, которые оказываются за деньги, и внеурочную деятельность. Она является частью основной образовательной программы и совершенно бесплатна.
С одной стороны, такое новшество не может не вызвать энтузиазма у родителей, чьи дети не могут посещать никакие дополнительные занятия – нет средств или просто некому водить. Но с другой – невозможно не задуматься, как это все будет работать в условиях переполненных городских школ, где дети учатся в две смены. И как быть тем, у кого уроки начинаются с обеда? Значит ли это, что на занятия придется идти утром? А надо же еще и основные уроки выучить.
И что, наконец, со вторым иностранным языком?
Оказывается, тут все просто.
– Стандарт состоит из нескольких предметных областей, иностранный язык относится к филологии, – говорит Мария Холина. – В качестве наполнения этой области можно поставить уроки второго иностранного или родного языка – если речь идет о других народностях. Но можно ввести дополнительно урок русского или литературы. Стандарты оставляют выбор за учебным заведением. А оно делает его в соответствии с условиями своей работы. Очевидно, что малокомплектная школа в отдаленном населенном пункте при всем желании не сможет обеспечить своим ученикам два иностранных.
Особое внимание уделяется в новом стандарте профориентации. Как правило, о профессиях рассказывают в старшей школе. А сейчас должны начать с пятого класса. Постепенно. С привлечением в том числе и родителей, которые могут прийти на занятие и рассказать о своей профессии. Или организовать экскурсию на предприятие. С 7-го класса начнутся «профессиональные пробы», чтобы до окончания 9-го класса школьник получил более глубокие представления о специальностях и в 10-м сделал осознанный выбор необходимых предметов.
Шекспира и Вольтера – в подлиннике
Специалисты признают, что новые стандарты задают для школ очень высокие требования. И выполнимы они не всегда.
Даже в Красноярске законодательным правом ввести второй иностранный язык воспользовались не все школы.
Отказался, к примеру, красноярский лицей № 7 – учебное заведение, внедряющее множество новаций, имеющее статус региональной инновационной базовой площадки «Интерактивная школа» и площадки инженерно-технологического кластера по созданию непрерывной линии инженерно-технологических классов.
– Наша специализация – это математика, физика, информатика, – поясняет директор лицея Ирина Перевалова. – Для нас эти предметы важны, под них есть хорошая материальная база, специализированные классы, в этом направлении мы сотрудничаем с вузами. Я вообще не считаю введение второго иностранного целесообразным – многие ученики и первый выучить как следует не могут. Не говоря уже о том, что есть большая проблема с кадрами даже по первому языку.
А вот в красноярской гимназии № 2 воспользовались правом ввести второй иностранный в качестве обязательного. И это понятно – язык Шекспира и Диккенса здесь углубленно изучают со второго по одиннадцатый класс. Кроме английского ученикам предлагается выбрать дополнительные немецкий или французский. Директор гимназии Ирина Штейнберг рассказала, что никаких особых проблем при этом не возникло – и школьники, и само учреждение были готовы к повышенной языковой нагрузке:
– Конечно, это связано с тем, что мы – не совсем обычное учебное учреждение. Наши дети вполне подготовлены к тому, чтобы с пятого класса в их расписании появился второй иностранный. Родители изначально знают, что отдают детей в гимназию, где языкам уделяется особое внимание. А если у ребенка в третьем-четвертом классе совсем слабое знание английского, то уже задумываются о смене школы.
Нужно признать, новый стандарт не только обозначил новые требования. Он заставил в очередной раз посмотреть на давно очевидные и для родителей, и для профессионального сообщества проблемы. К ним относятся и переполненные школы, и острый дефицит учителей иностранного. Сейчас даже для миллионного Красноярска хороший педагог немецкого или французского – роскошь, которую могут позволить себе далеко не все школы. Как поясняют сами учителя, выбор всегда падал на английский, и преподаватели других языков оставались невостребованными.
Ситуация с иностранным – даже первым – в небольших населенных пунктах еще более удручающая.
Впрочем, ее в любом случае придется кардинально менять: предполагается, что с 2020 года, когда будут введены новые образовательные стандарты для старшей школы, он станет обязательным предметом – наряду с русским языком и математикой – для сдачи ЕГЭ.
Глубокое погружение
С 1 сентября в крае 625 учеников 8-го и 10-го классов начали заниматься в новых специализированных классах – математической, естественно-научной и инженерно-технологической направленности. Кроме Красноярска, классы открылись в Зеленогорске, Железногорске, Норильске, Канске, Ачинске, Минусинске, Лесосибирске, Назарово и Сосновоборске. Отличие спецклассов от обычных – в более тесном сотрудничестве с вузами: привлекаются преподаватели, активно применяются новейшие технологии обучения. Предполагается, что в обучении школьников будут принимать участие и СФУ, и КГМУ, и Сибирский государственный аэрокосмический университет. А в следующем учебном году организуют еще 25 спецклассов. Увеличить число таких классов для повышения качества образования и профориентации поручил губернатор края Виктор Толоконский.