Право руля

Новый техрегламент не изменил порядок регистрации автомобилей

Право руля Новый техрегламент не изменил порядок регистрации автомобилей

Внимание к теме запрета на эксплуатацию автомобилей с правым рулем в России не ослабевает. Этой весной обсуждение всколыхнули слухи и публикации о том, что летом 2012 г. вступит в силу новый техрегламент, который снова поставит под удар владельцев праворульных авто. На форумах водители спрашивали: «Посоветуйте, что делать с авто? Попадает ли моя иномарка под запреты нового регламента?». Высказывались мнения, что ввозить праворульные машины разрешат, а вот ездить на них станет проблематично. Кроме того, предрекались сложности с оформлением при продаже и покупке таких иномарок внутри страны.

Самые продвинутые пользователи автомобильных сайтов сводили тему к вступлению России в ВТО и действия Таможенного союза, куда входит Россия, Беларусь и Казахстан. Суть в том, что в странах-партнерах по таможенному союзу введен запрет на эксплуатацию автомобилей с правым рулем. Значит, и мы поддержим такое решение.

Страхи и опасения автовладельцев понятны. В стране очень большое количество автомобилей с правым рулем. В дальневосточных регионах их количество занимает до 90 % всего рынка. По данным МВД, в 2011 г. на территории Красноярского края зарегистрировано более 200 тыс. автомобилей с правым рулем – грузовые и легковые машины, а также автобусы, что составляет 21,5 % от общего количества транспортных средств региона.

Понятно, что исключить эксплуатацию такого автопарка просто невозможно. Запретительные меры не устраивают никого – ни автовладельцев, ни властей. Между тем ситуацию необходимо менять. В стране, где установлено правостороннее движение, машины должны соответствовать правилам, чтобы не выходить за рамки принятой концепции безопасности дорожного движения.

Но страна у нас большая. И если в европейской части праворульная проблема почти никого не волнует, то восточные регионы хотят услышать внятную позицию по вопросу использования японских иномарок. Эксперты придерживаются мнения, что правый руль не стал полноценной альтернативой левому. Поэтому рано или поздно решать проблему придется.

 

Своим путем

Первая волна возмущения поднялась в сентябре 2009 г., когда был представлен на обсуждение первый проект Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств. Он содержал ряд новаций – строгие требования к затемнению стекол, запрет на обвесы-«кенгурятники» у машин, ограничения по установке ксеноновых фар. В первоначальном виде документ запрещал к эксплуатации «праворукие» автомобили. Но этот пункт был исключен из проекта.

Летом текущего года должен вступить в действие единый технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств», который приняла комиссия Таможенного союза. Согласно ему в России с июня 2012 г. будет запрещено ставить на учет автобусы и микроавтобусы с правосторонним расположением рулевого управления. Легковые автомобили под этот запрет не попали.

Суть Таможенного союза в том, что Россия, Белоруссия и Казахстан вступают в единое экономическое пространство. Такой шаг предполагает выработку и определение общих принципов международной торговли и экспортно-импортной политики. В Казахстане и Белоруссии запрещен ввоз подержанных японских автомобилей с правосторонним расположением рулевого управления. В России же на ввоз «правого руля» запрета нет.

Рынок таких авто регулируется таможенными пошлинами. От нашей страны требуется выработать позицию по автомобильному вопросу, которая не противоречила бы интересам стран-партнеров. То есть определиться, будет ли РФ запрещать ввоз подержанных «японок» или нет. На данный момент принято решение не запрещать ввоз и постановку на учет легковых праворульных автомобилей.

В проекте технического регламента прописан ряд требований к постановке на учет и эксплуатации автомобилей на территории трех государств. Так, согласно 19 пункту нового регламента будет введен запрет на постановку на учет в России праворульных транспортных средств категории М2 и М3, то есть автобусов и микроавтобусов, у которых вход и выход пассажиров предусмотрены с левой стороны по ходу движения транспортного средства.

Категория М2 – транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 т. Категория М3 – транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 т.

При этом легковые автомобили (категория М1 – транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения) под этот запрет не попадают. Данный пункт оказался исключением из общих правил, так как для жителей Белоруссии и Казахстана действуют более жесткие условия. Различия природных условий и сложившаяся в России автомобильная ситуация не позволяют заимствовать опыт стран-партнеров.

Заместитель начальника ОЭРТНиРАМТС УГИБДД по краю Андрей Акимов подтвердил информацию о том, что технический регламент таможенного союза содержит ряд требований к транспортным средствам из условий безопасности дорожного движения:

– Данный регламент порядок регистрации транспортных средств не изменил. На сегодняшний день мы руководствуемся требованиями приказа МВД России № 1001 от 2008 г., в котором утверждены правила регистрации транспортных средств и административный регламент проведения регистрационных действий.

Ни в одном, ни в другом документе до этого не существовало каких-либо ограничений по расположению руля по порядку регистрации. В дальнейшем все, что связано с эксплуатацией в отношении транспортных средств с правым расположением руля, никаких новых изменений не внесено.

 

Куда рулить

Нужно отметить, что запрета на регистрацию авто с правым рулем нет и в Казахстане с Белоруссией. В первую очередь, такое решение противоречит праву собственника на распоряжение своим имуществом. Владимир Черепанов, заместитель председателя Красноярского регионального отделения общественной организации «Всероссийское общество автомобилистов» (ВОА), согласен с тем, что прямого запрета быть не может, административные меры в отношении правого руля не сработают.

«Нельзя принять в декабре решение, а в июле уже запретить использовать авто. В стране многомиллионная армия владельцев таких авто. Запретить, значит нарушить право частной собственности. В таком случае государству придется возместить автовладельцам стоимость их машин».

Плюсы и минусы праворульных автомобилей обсуждаются столько же лет, сколько они существуют на наших дорогах. За разумные деньги владелец японской иномарки получает хорошую комплектацию и дополнительные функции, надежность и ресурс агрегатов, которая на леворульном аналоге стоит в разы дороже либо просто отсутствует. Праворульные грузовички стали надежной техникой для малого бизнеса, позволили миллионам предпринимателей достойно зарабатывать на жизнь.

– Для предпринимателей – это хлеб, а малый бизнес – кровеносная система экономики, – считает Владимир Черепанов.

Между тем эксперты убеждены, что переход к автомобилям с левым рулем все же необходим. По мнению Андрея Акимова, введение такого запрета должно обеспечить большую безопасность на дорогах, а также помочь отечественному автопрому. Но с точки зрения безопасности российские машины в несколько раз уступают импортным, в том числе праворульным.

Данные исследований говорят о том, что они в 4,7 раз опаснее. Удельный вес ДТП по вине водителей, управляющих авто с правым рулем всех категорий (легковые, грузовые), по итогам 2011 г. составил 40,2 %. При этом статистика не уточняет, стал ли именно правый руль причиной аварийной ситуации.

Владимир Черепанов отметил, что при осуществлении перехода к леворульному транспорту необходимо, в первую очередь, подумать об автолюбителях. Приоритетным в данном случае был бы механизм плавного перехода, а не ограничений.

Что касается конкретных сроков, введение подобных изменений займет немало времени – минимум от 5 до 10 лет. Эксперт уверен, что самым правильным было бы решение в свое время не открывать границы для ввоза праворульных авто.

Технический регламент в действие пока не вступил. И стопроцентную гарантию на то, что право руля останется навсегда, экспертам дать сложно.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
10 декабря 2024
Край активного долголетия: «Дедушка-ГТО» и «Бабушки-йоги»
Помните, как в советской песне поется «Старость меня дома не застанет, я в дороге, я в пути». И это совсем
Без рубрики
6 декабря 2024
«Транснефть – Западная Сибирь»: 70 лет в истории
Нефть, словно кровь в организме, питает экономику, давая возможность развиваться промышленности, транспорту и энергетике. Но чтобы этот жизненный поток не
Без рубрики
6 декабря 2024
«Зеленые школы» Красноярья
28 ноября в здании Государственной универсальной научной библиотеки подведены итоги большого просветительского проекта «Зеленые школы» Красноярья. Миссия: чистая земля», приуроченного