Кинобизнес в нашей стране развивается семимильными шагами. В начале 2000-х годов 2 млн долларов кассовых сборов второй «Невыполнимой миссии» считались сверхрезультатом. В минувшие зимние месяцы «Аватар» молотом скандинавского бога Тора прошелся по отечественному кинозрителю и положил в свою прокатную копилку больше сотни миллионов «зеленых».
По следам Хейли
Там, где в ход идут большие деньги, подключается государство. Ведь российская киноиндустрия, несмотря на свою популярность, вещь специфическая – и регуляторов в ней пока очень мало. Журналисты часто слагают о кинобизнесе мифы и легенды. Ведь многим акулам пера кажется: нет ничего проще, чем говорить и писать о кино. А воспользовавшись появлением законопроекта Медведева, многие СМИ начали заявлять: «В кинопрокате процветает воровство! Кинотеатральных воротил нужно прижать к ногтю!» Хотя глубоко вникнуть в процесс и постараться понять, чем живут сегодняшние российские и красноярские кинотеатры, какие проблемы существуют в отрасли, почему прокатчики не любят брать в репертуар фестивальные картины, не пытается практически никто, во всяком случае, в краевой прессе.
«Наш Красноярский край», как главная газета региона, решил замахнуться ни больше ни меньше на лавры Артура Хейли – писателя таких известнейших «профессиональных» романов, как «Отель», «Аэропорт», и других, не менее интересных. Я, журналист Владимир Пермяков, несколько лет проработал в красноярских кинотеатрах и хорошо понимаю, что собой представляет отрасль изнутри. С сегодняшнего дня мы начинаем серию производственных очерков под названием «Кинобизнес изнутри». По сути, для красноярской журналистики это новый жанр. Не просто очередное «Испытано на себе: журналист один день работал инспектором ГИБДД», а попытка окунуть читателя в мир кинотеатров и кинопрокатчиков, показать ему «изнанку» современного российского «муви-бизнеса» и проанализировать все то, чем сейчас живет отрасль и что в ней необходимо изменить в первую очередь.
Кино – двигатель
Кино – не просто коммерция. Это огромный социально-культурный пласт современной общественной жизни. Свой вечерний или выходной досуг средняя красноярская семья зачастую проводит в мультиплексах. Сделал покупки в торгово-развлекательном центре, пообедал в кафе – и в кинозал, на очередную громкую премьеру! Кино – продукт массовый. Экранов в Красноярске предостаточно, что позволяет кинотеатрам подбирать репертуар на любой жанровый вкус, за некоторыми артхаусными исключениями. Мультиплекс не маловместимый театр или концертный зал. Здесь практически 24 часа в сутки «крутят развлечение» – выбирай удобное время, садись в кресло и на два часа выходи в кинематографическую реальность вместе со звездами Голливуда.
Мы уже не говорим о том, что для гостей Красноярска из краевой глубинки посещение кинотеатра – важное культурное событие. К сожалению, в большинстве городов и районов края кинобизнес совершенно не развит, о чем, кстати, пойдет речь в одном из материалов спецпроекта. Поэтому побывать в краевом центре и не посмотреть «Алису в Стране чудес» или «Битву титанов» в трехмерных очках, извините за пафосное сравнение, как отдохнуть в Санкт-Петербурге и не зайти на Дворцовую площадь. Сейчас именно кинобизнес двигает индустрию городской торговли и развлечений. Если репертуар в кинотеатрах слабый – падает выручка в ближайших кафе, барах и магазинах. Исключение – большие российские праздники, такие как Новый год. Но российские кинопрокатчики давно ставят именно на «красные дни календаря» и в эти дни стараются выпускать на экраны наиболее коммерческие картины.
Вместе с тем кинематограф, согласно заветам Ильича, по-прежнему одна из лучших форм для пропаганды государственности. Официально многие «ура-многобюджетные» блокбастеры российского образца финансируют частные студии. Неофициально в профессиональных кругах не скрывают: «Такие фильмы, как «Тарас Бульба» или «Утомленные солнцем: Предстояние», созданы не для того, чтобы окупиться в прокате. Задача кинолент – продвинуть патриотические идеи, поэтому для продюсеров все давно просчитано». Полярный пример – это продвижение уже не властных идеологем, а интересов бизнеса. Наши фильмы коммерческого класса «Дневного дозора» или «Черной молнии» переполнены рекламой сотовых операторов, кофе и прочих продуктов – так называемый «продакт-плейсмент». И, как опять же не скрывают в кулуарах киноиндустрии, такие ленты практически полностью снимаются и продвигаются на деньги, полученные от рекламодателей. А кассовые сборы, за вычетом того, что оставляется в кассах кинотеатров, идут создателям картин в «чистейший плюс».
То, что не убивает…
Кино – не только вечный развлекательный двигатель и инструмент идеологического маркетинга, но и технологически наиболее совершенный вид искусства, предназначенный для массового зрителя. По-другому «синеме» нельзя, отрасль на протяжении всей своей истории живет по принципу: «Идти вперед, чтобы не умереть». В свое время кинематографу предрекали смерть с появлением телевидения. Но переход на цвет, звук, «космические спецэффекты» и придание отрасли «клипово-развлекательных» оттенков, где упор делается на внешние красивости на большом экране, позволили кинематографу не только выжить, но и разбогатеть. Блокбастерные бюджеты в 200–300 млн долларов – это нормально. Провалы случаются редко. Да, например, по бумагам «Терминатор: Да придет спаситель» не собрал требуемой суммы. Но продажа телевизионных прав, ДВД, фирменной атрибутики, а также вовремя проведенный аукцион по реализации прав на киносерию позволили продюсерам картины Кубичеку и Андерсону остаться при «своих деньгах».
Сейчас кинобизнесу активно угрожает пиратство, особенно в интернет-сегменте. Потери от деятельности «флибустьеров» исчисляются сотнями миллионов долларов. На столь воровскую деятельность Голливуд ответил «Аватаром» и полным погружением кинозрителя в экранные события. За «трехмерьем» – кинобудущее, этот эффект сейчас не воспроизвести на домашнем кинотеатре. Студии «Дисней» и «Дримуоркс» уже сейчас выпускают все свои новые крупные мультфильмы в 3Д, а через 5–7 лет мы, по прогнозам, не увидим ни одного «плоского блокбастера». Да, пираты не дремлют и вскоре наверняка научатся воспроизводить трехмерную картинку и на домашних носителях. Поэтому сейчас важнейшая задача российского государства – начать наконец борьбу с повальным явлением «фильмо-корсарства». А не так, как происходит сейчас: все обо всем знают, на любом сайте можно скачать «пиратки» свежих картин, но никто ничего не делает, чтобы вывести ситуацию на рельсы законности. Тему борьбы с кинопиратством мы также собираемся затронуть, и довольно резко, в одном из материалов проекта.
Снять завесу
Основная же цель нашего спецпроекта: рассказать, что такое настоящий российский кинобизнес. Например, о том, как красноярским кинотеатрам нередко приходится идти в настоящий «Сталинград» с федеральными кинодистрибуторами, чтобы красноярцы могли посмотреть многие картины в удобном для себя формате. Мы постараемся ответить на множество вопросов, часто задаваемых читателями: «Почему мы платим за билеты в кино именно столько? Каким образом подбирается репертуар? Почему в городах, отдаленных от Садового кольца, нет возможности смотреть авторские картины на большом экране? Когда кинотеатры начнут строить не только в крупных городах? Какие новые кинотехнологии мы в будущем понаблюдаем?» И это далеко не все, а только начало. Читайте «Наш Красноярский край», следите за спецпроектом, и мы постараемся интересно, со множеством профессиональных историй и баек, с аргументами и фактами, приоткрыть для вас завесу, окружающую сложный, противоречивый и такой привлекательный мир российского и красноярского кинобизнеса.