Обновленное министерство экологии Красноярского края передало несколько направлений деятельности в другое ведомство, но, как говорит министр Владимир Часовитин, тема экологии настолько обширна, что предусматривает решение самых главных проблем – чистоты воздуха и водных объектов, утилизацию отходов и надзор. Недавно Владимир Часовитин в рамках проекта Общественной палаты Красноярского края «Час с экспертом» в онлайн-режиме встретился с общественниками края и рассказал, как будут решаться экологические вопросы в территориях региона.
Воздух сделают чистым
Вопросы загрязнения атмосферного воздуха самые больные для жителей региона. От неблагоприятных метеоусловий страдает не только краевой центр, но и так называемая периферия.
Красноярску, Норильску, Ачинску, Лесосибирску, Минусинску посчастливилось войти в федеральный проект «Чистый воздух». Природоохранные мероприятия здесь будут проходить за счет Федерации. Но, как говорят общественники, Канск и Назарово также задыхаются от вредных выбросов.
По информации минэкологии, в Красноярске четыре основных источника загрязнения: крупный бизнес, на который приходится 80 процентов вредных выбросов, мелкие и средние предприятия, автотранспорт и частный сектор.
Мы работаем с этими источниками, – отметил Владимир Часовитин. – Но не стоит забывать, что Красноярск находится в агломерации. Березовский и Емельяновский районы имеют большой объем частного сектора и влияют на загрязнение воздуха. Необходимо двигаться и в этом направлении.
В краевом центре уже немало делается для улучшения состояния атмосферного воздуха. Благодаря привлечению федеральных средств идет обновление трамвайного парка, на улицы скоро выйдут электробусы, поддерживаются малые и средние предприятия, которые переходят на режим снижения выбросов, закрываются старые котельные, частный сектор переводят на более экологичные виды отопления. Работает в этом направлении и крупный бизнес – предприятия внедряют собственные программы снижения выбросов. В Норильске введен «Серный проект», который коренным образом изменит экологию заполярного города.
Что же касается других территорий, вошедших в федеральный проект, сейчас здесь идет разработка комплексных планов. В 2025 году эта работа будет завершена, планы утверждены, и с 2026 года мы сможем рассчитывать на федеральные средства, – пояснил Владимир Часовитин.
– Канск и Назарово – также города с высоким уровнем загрязнения воздуха. Для них будем разрабатывать региональную программу и предусматривать бюджетные средства на ее реализацию. В Назарово крупный загрязнитель – Назаровская ГРЭС. Программа по модернизации этого предприятия уже подготовлена. К началу февраля определим средства для ее реализации, объемы снижения выбросов. В Канске загрязнители – промышленность и частный сектор. Также подготовим программу по снижению нагрузки на экологию. Здесь мы идем по примеру Красноярска: привлекаем всех заинтересованных субъектов к реализации программ. Конечно, кардинально мы изменим ситуацию с приходом в край газа. Но, считаю, нет смысла ждать 2028 года, когда он дойдет до потребителя. Уже сейчас можно вкладывать в процесс улучшения качества атмосферного воздуха и получать результат.
Почему тормозит мусорная реформа
Еще одна острая тема для жителей региона – мусорная реформа. По мнению общественников, в Красноярске в скором времени может случиться мусорный коллапс. В краевом центре фактически отсутствуют легальные полигоны по утилизации ТКО. В мае 2022 года Росприроднадзор отказался включить АО «Автоспецбаза» в государственный реестр объектов размещения отходов. Со временем ведомство может предпринять более решительные меры по предотвращению незаконного складирования отходов.
1,5 млн человек на территории Красноярской агломерации зависят от одного объекта – полигона «Автоспецбазы». Это неправильно, – считает министр экологии. – Мы уже делаем первые шаги, чтобы объектов по размещению отходов было больше. В ближайшее время пройдут общественные обсуждения изменений в территориальной схеме, куда включим еще четыре полигона в окрестностях Красноярска. После включения их в территориальную схему появится возможность финансирования строительства объектов. В них начнет вкладывать бизнес.
По информации минэкологии, Росприроднадзор уже предпринимает попытки закрыть полигон «Автоспецбазы». Недавно в Емельяновском районном суде состоялось рассмотрение этого дела. Но суд иск ведомства не удовлетворил. Так что место размещения ТКО пока работает на законных основаниях.
Сейчас проект реконструкции полигона «Автоспецбазы» проходит государственную экспертизу. Мы получили по нему замечания и устраняем их. В феврале планируем получить положительное заключение. И сразу же предусмотрим в краевом бюджете средства на реконструкцию, которая будет проходить в три этапа, – проинформировал Владимир Часовитин. – В результате продлим «жизнь» объекта на 12–15 лет. А к этому времени подоспеют другие полигоны.
Но, как считает министр, захоронение отходов – вчерашний день. Необходимо применять новые технологии в сфере обращения с ТКО. И прежде всего в труднодоступных северных районах.
Ход (или скорее торможение) мусорной реформы в территориях края стал откровением для Владимира Часовитина, который недавно возглавил минэкологии.
– Я вернулся работать в министерство, и оказалось, что только 30 процентов южной территориальной зоны и 70 процентов населения охвачены мусорной реформой, – возмущался министр. – Куда будут свозить отходы остальные населенные пункты? Конечно, на несанкционированные свалки!
Слабую работу регоператоров по сбору и утилизации ТКО, а также рост незаконных свалок Владимир Часовитин объясняет прежде всего отсутствием деловых взаимоотношений между местными органами власти и участниками реформы. А также – экономической слабостью регоператоров.
Красноярский край уникальный – в любом районе есть труднодоступные территории, – отметил министр. – Там необходимо вкладывать в утилизацию ТКО огромные средства. А бизнес считает: это дорого – и действует в старом режиме. Сейчас наша задача – заставить регоператоров усилить работу по мусорной реформе. Эвенкия и Туруханский район вообще не приступали к ее реализации. Как она идет на Таймыре – отдельный разговор. Проблем много. Но они решаемы.