Продал машину для выплаты зарплаты артистам

Продал машину для выплаты зарплаты артистам

В преддверии юбилейного (60-го) сезона Красноярский музыкальный театр вспоминает свою историю и людей, которые эту историю вершили. Первым, о ком пойдет речь, будет заслуженный работник культуры России Леонид Семенович Самойлов. Человек, который стоял у истоков театра музыкальной комедии и под чьим руководством красноярская оперетта вошла в списки лучших в СССР.

Вся жизнь Леонида Самойлова прошла в театре. Отец – артист балета – передал сыну свою профессию. Молодой Леня окончил Харьковское училище и многие годы служил танцовщиком в театрах Союза: Киев, Харьков, Сталинград, Чита и др. После окончания карьеры артиста, занялся административной работой, в которой его деятельная натура раскрылась с новой стороны. Был заместителем директора театра оперы и балета Улан-Удэ, в Иркутске – заместителем директора театра музыкальной комедии. Постепенно слава о его организаторских способностях дошла до Красноярска, и крайком партии пригласил Леонида Семеновича возглавить молодой театр музыкальной комедии. Задача перед новым директором была поставлена очень четко: «Театр на грани развала, надо его поднимать!». Это был 1964 год.

На годы директорства Самойлова пришлось самое трудное и, несмотря на все сложности, самое интересное время театра. Было необходимо не просто собрать новый коллектив, но и создать необходимую для творчества материальную базу.

Под началом нового директора была собрана сильная труппа. Поколение первых артистов, среди которых были Василий Эмирзиади, Лилиан Унгар, Аркадий Краверский, Тамара Михайлова, Ольга Грабовская, – пополнили молодые. Леонид Самойлов вместе с главным режиссером Семеном Леонидовичем Штивельманом на протяжении многих лет собирал талантливых артистов по ярмаркам со всего Союза. За десять лет работы Леонид Семенович не просто восстановил театр, под его началом он вошел в списки лучших в СССР. Театр собирал полные залы не только у себя дома, но и на гастролях.

— Можно сказать, что Самойлов всю жизнь положил на театр, поднимал его практически из руин. Он смог сцементировать коллектив, задать верный тон, направить на то, чтобы театр развивался и обогащал культурную жизнь города. Театр того времени постоянно стремился доказать свою необходимость. Шла постоянная работа над репертуаром. Каждая премьера – целое событие. Поэтому в музкомедии все спектакли проходили с аншлагом, – вспоминает Геннадий Рукша, бывший министр культуры Красноярского края.

Спустя 10 лет работы в музыкальной комедии, в 1974-ом, руководство края поручает Леониду Самойлову поднять уже Красноярскую филармонию, как раз тогда началось ее строительство. И чудо удалось повторить. Под его руководством прошло становление ансамбля танца Сибири, складывался Красноярский симфонический оркестр под руководством Ивана Шпиллера,  было построено новое здание филармонии на Стрелке. Но свое главное детище – театр музыкальной комедии – он не забыл, и в 1984 году, как только объект был сдан, вновь вернулся в любимую оперетту.

Второй приход в театр совпал с реконструкцией здания. Вспоминает народный архитектор России Арэг Демирханов:

— Вдохновителем и очень корректным заказчиком, задающим очень правильный рабочий микроклимат был Леонид Семенович Самойлов, в то время директор театра. Мы с Самойловым обговаривали все, до мелочей. Строительство шло с 1981 года, и только через десять лет новое после реконструкции здание было введено в эксплуатацию.

Долгострой сроком в 12 лет грозил похоронить под собой все, что было сделано за предыдущие десятилетия. Театр даже собирались закрыть и объединить с оперным. Леонид Семенович все время с кем-то встречался, порой ругался, ссорился, убеждал и все-таки добивался. Именно он отстоял самостоятельный статус театра музыкальной комедии. И благодаря его упорству, умению заинтересовать, правильно организовать рабочий процесс театр получил новое здание и новую жизнь.

— Леонид Семенович всегда душой болел за театр, за каждого человека, который в нем работал. Ко всему относился щепетильно, даже в мельчайших нюансах – чтобы все было хорошо, чтобы всем понравилось, чтобы все были довольны, – вспоминает вдова Леонида Самойлова Любовь Николаевна, заведующая костюмерным цехом Музыкального театра с 1991 года. —  В 60-е годы, когда были задержки с зарплатой, Леонид Семенович, чтобы артисты вовремя получили деньги, продал свою машину. Конечно, потом деньги ему вернули. Но сам факт!

До последних дней жизни Самойлов работал в театре, который стал для него домом. Ему никогда не хватало недели, даже выходные пропадал на работе. Он не представлял себе жизни без своего главного детища. В одном из интервью Леонид Самойлов сказал:

— Было, что работал в драме, в опере, в филармонии, но для меня это не то. По-настоящему удовлетворение и бодрое состояние духа у меня только тогда, когда я попадаю в театр музыкальной комедии. Не зря ведь говорят, что оперетта – это брызги шампанского.

 

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
16 июля 2024
Чумовое детство
Вступили в силу изменения, которые были внесены в приказ Минпросвещения от 2020 года о порядке образовательной деятельности, в том числе
Без рубрики
15 июля 2024
Как распознать соотечественника
Внесенный в Госдуму законопроект о радикальном сужении круга лиц, которым предоставляются льготы по программе переселения соотечественников, возбудил в экспертном сообществе
Без рубрики
15 июля 2024
Афиша событий в Красноярске с 15 по 21 июля
Лестницу, ведущую на Торгашинский хребет, закрыли на обслуживание до 28 июля. На фотографии: историческая реконструкция на фестивале «Енисейский форпост». Понедельник.