Проект нарисовать проще, чем понять, что нужно людям Как архитекторы и жители становятся соавторами концепций преображения территорий

Проект нарисовать проще, чем понять, что нужно людям Как архитекторы и жители становятся соавторами концепций преображения территорий
Фото: vk.com/skver_svetliy

За последние годы в крае появились десятки обновленных пространств – причем не только в крупных, но и малых городах. И речь идет не просто о благоустройстве: в большинстве случаев акцент делается именно на функциональность, популярность объекта у местных жителей.

Уникальный сквер

Концепция пространства, его ключевые элементы согласовываются с жителями на многих этапах. И это правильно: у специалистов может быть много идей, но если они не нужны тем, ради кого и задумывается благоустройство, то никакого смысла в их воплощении нет. И наоборот – плодотворное сотрудничество дает возможность сделать индивидуальный проект, максимально удовлетворяющий запросы жителей конкретной территории. Формы вовлечения бывают разными: и голосование в интернете, и участие в форумах.

Есть особые ситуации, когда над созданием уникального пространства работают и специалисты, и общественные организации. Так, к примеру, в этом году в Красноярске завершилось обустройство сквера «Светлый», созданного специально для незрячих. Здесь все обустроили так, чтобы люди с ограниченными возможностями здоровья чувствовали себя максимально комфортно. Есть спортивная многофункциональная площадка, тактильная плитка, специальный туалет. Высажено около полутора тысяч разных растений.

– Это такое большое сенсорное пространство, где сделан упор на тактильность, – рассказывает Алена Парфенова, автор проекта. – Инициаторами создания такого сквера – уникального не только для Красноярска, но и для всей страны, стали люди из Общества слепых, которые живут в этом районе, проводят свой досуг – здесь находится специализированная библиотека. Пространство сквера используется и с образовательными целями. Разные покрытия, если сравнивать с обычной городской средой, есть аптекарский огород, где мы высаживаем свеклу, петрушку, укроп, базилик – знакомим с культурами, ведь не у всех незрячих детей, к примеру, есть дачи. Здесь дети могут учиться ходить с тросточкой – далеко не все умеют это делать.

Но обустроить пространство даже под запросы обычных людей тоже бывает непросто: одним нужно больше зелени, другим требуется площадка для выгула собак, третьим – детский городок. Эти задачи решают профессиональные команды архитекторов. Им важно выстроить качественный диалог с общественностью, с учетом специфики территории, от этого зависит, насколько востребованным окажется обновленный бульвар или сквер.

Есть проекты, где нужно лишь заняться качественным сохранением уже имеющейся концепции: не так давно в Енисейске появился Монастырский парк на месте старого – Фефеловского.

Высадили новые деревья, установили детские площадки, проложили пешеходные дорожки. Проектом занимались специалисты компании «Проектдевелопмент». Такой проект в какой-то степени можно сравнить с уже написанной картиной, и задача проектировщиков – лишь «отреставрировать» ее, «осовременить».

Другое дело – стандартные сибирские городки, где как таковой истории и нет. А она очень важна. Ведь если на территорию не пал выбор в рамках проекта «Формирование комфортной городской среды», то остается еще одна возможность – привлечь федеральные средства, победив во Всероссийском конкурсе лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях.
Заявиться туда, не имея какой-то исторической специфики, – значит не выиграть его.

Птица стала эмблемой

Зачастую концепцию проекта приходится собирать по крупицам. Как в Заозерном, где в существенном преображении нуждалась центральная площадь. За эту непростую задачу взялась команда студии «RED Business», на счету которой десятки успешно воплощенных проектов в разных городах России.

– Просили местных жителей, чтобы они рассказали нам о своих легендах, городских мифах, о том, что здесь есть необычного, – вспоминает руководитель студии Юлия Кузнецова. – Вот у вас есть река – Барга. Почему такое название? Откуда оно? Мы хотели понять, что здесь есть интересного, от чего можно оттолкнуться. Нам говорят, мол, у нас тут люди живут хорошие. Это все понятно, но какие? И они вспомнили про уникального дедушку – Николая Ивановича, прямого потомка одного из основателей Заозерного. Несколько десятилетий назад он был в Ленинграде, посещал Эрмитаж. Увиденное настолько вдохновило его, что на пенсии он решил заняться резьбой. У него своя уникальная технология: он ушел от классических элементов к сибирским, таким как шишки хмеля, листья чабреца, крапивы. Человек готов передать свое ремесло, проводить мастер-классы, обучать. И тут возникла идея – во многих городах были парадные ворота. Появились они и в нашем проекте – резные, открытые, своеобразный архитектурный символ гостеприимства и доброты местных жителей. А барга – это, как оказалось, птица. Которая потом стала символом нашего проекта.

Далее обратили внимание на инклюзивную среду – почти ни в одном городе нет какой-то обустроенной территории для людей с ограничениями по здоровью. Узнали, что неподалеку есть реабилитационный центр краевого значения – и ребятишки с родителями едут туда через Заозерный. Потом группе архитекторов рассказали, что в самом городе живет удивительная девочка – Лера, она колясочница, почти не говорит, но активно ведет свой блог.
– Я работала над многими проектами, но помню про таких людей в каждом городе, потому что для меня они очень ценны, важны, я их считаю своими соавторами, частью своей команды, – говорит Юлия Кузнецова. – Мы пригласили маму девочки, и оказалось, что у ребенка есть мечта – покататься на качелях. Тут же было решено, что на площади у храма очень красиво может вписаться площадка, где дети разного возраста с разными потребностями могут проводить время. Со специальным оборудованием, с помощью которого любой педагог сможет провести занятие. И Лера в своих соцсетях запрашивала информацию у подписчиков, что еще нужно, что добавить.

Такая вовлеченность очень важна: в федеральном конкурсе дополнительное количество баллов идет за софинансирование. А Заозерный – небольшой город, там нет крупных предприятий. Разработчики предложили Лере написать письмо, которое можно было бы приложить к документации на конкурс.
– Но она сказала: нет, я наговорю, – продолжает Юлия. – И это был для нее настоящий подвиг. Когда мы услышали запись, где она старательно выговаривала слова обращения «уважаемые члены федеральной комиссии…», сложно было удержаться от слез. И для нее самой это было очень важно. Ребенок почувствовал свою значимость: она не просто инвалид, от нее что-то зависит, она может на что-то влиять. Сейчас ее мечта сбылась, она катается на качелях. А я уверена – она настоящий драйвер этого проекта.

Совместное творчество

Искать такого же драйвера нужно было и в Кодинске

Там ожидал своего преображения городской бульвар – пространство было малофункциональным, система освещения – устаревшей и неэффективной, не хватало зелени. Нужна была территория для мероприятий  – таких как любимый многими Праздник ангарского пирога. В проекте были запланированы амфитеатр с кинолужайкой, арка со смотровой площадкой, памп-треком – специальной трассой с чередованием ям, кочек и уклонов для катания на велосипедах, роликах, скейтбордах.

Сначала найти общий язык с местными жителями было сложно. Разработчики списались с местным блогером – Сергеем Киселевым. Человеком, который в свое время успел пожить и в Красноярске, и в Москве, но решил вернуться, потому что именно в Кодинске – «дух свободы».

– Мы ему предложили: давайте мы нарисуем на вас шарж и сделаем вас своим персонажем? – говорит Юлия Кузнецова. – Давайте выиграем этот конкурс! И вот на картинках, которые мы размещали в соцсетях с информацией о проекте, появился его «портрет». В итоге он всех активизировал – и у каждой нашей локации появился свой куратор. Заставить человека креативить насильно невозможно, а у Сергея получилось привлечь людей. У нас появилась команда проекта – люди его, наконец, приняли. И новый бульвар в Кодинске сейчас – один из лучших, как я считаю, в Красноярском крае. Уже потом в соцсетях попался комментарий жителя Италии. Когда-то в СФУ он познакомился с девушкой родом из Кодинска. И он сейчас наблюдает за жизнью этого города. Он выставил фото одного из элементов бульвара – нашей арки, символа Богучанской ГЭС и фото самой ГЭС. Те символы, которые мы пытались заложить в проект, – они понятны и человеку из другой страны.

В прошлом году получил одобрение еще один интересный проект – уже в Дудинке. Сейчас там началось строительство этнопарка «Легенды тундры». Специфика территории побуждала разработчиков искать индивидуальный подход. На территории почти нет местных материалов – ни леса, ни тротуарной плитки. Все нужно завозить, а это тоже непросто, потому что такая возможность есть только в навигацию. Но при этом особенности расположения дали толчок к новым идеям – например, к использованию сборно-разборных конструкций, которые можно убирать на зиму, потому что в это время территорию заметает так, что высота сугробов доходит до четырех метров.

С одной стороны, реализация проектов преображения крупных общественных пространств очень интересна, с другой – связана с огромной ответственностью. И с большим трудом, который должен стать частью твоей жизни, иначе ничего и не получится. Над воплощением работает очень большая команда – не только архитекторы, визуализаторы, но и графические дизайнеры, SMM-специалисты, специалисты местных музеев и администраций, молодежных центров, кадастровые инженеры, представители бизнеса.

– Мы много времени уделяем изучению территории, ее специфики, выявлению активных сообществ: на самом деле проект нарисовать гораздо проще, чем понять, что нужно людям, – рассказывает Юлия Кузнецова. –Нашим базисом, техническим заданием является то, что мы выявили, что можно вынести из каких-то недр наружу, продемонстрировать как ценность. А потом перевести на профессиональный, функциональный язык. Это очень увлекательный процесс совместного творчества, где заранее невозможно предугадать, каким в итоге получится общественное пространство.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
24 апреля 2024
«Последний поклон» в графике
Выставка «Миг и вечность. Сто иллюстраций к 100-летию Астафьева» открылась в Красноярске в залах регионального отделения Урала, Сибири и Дальнего Востока
Без рубрики
24 апреля 2024
Транссибирская магистраль – самая длинная железная дорога в мире
Фактическая протяженность Транссиба по главному пассажирскому ходу (от Москвы до Владивостока) составляет 9 288,2 километра. Он проходит через две части света
Без рубрики
24 апреля 2024
«100 фактов об Астафьеве»: вышла новая книга о писателе
В серии «Жизнь замечательных людей» вышла новая книга о писателе «Астафьев. Праведник из Овсянки» (+16). Ее написал журналист и литератор Олег