Проекты, которым нет равных

Проекты, которым нет равных

Моделью развития всей Сибири может стать комплексный инвестиционный проект (КИП) «Енисейская Сибирь». Действительно, объединение трех десятков инвестпроектов различного достоинства в единую логическую структуру дало мощный синергический эффект, который позволил Красноярскому краю за считаные годы переместиться из середняков в лидеры по инвестиционной активности. По итогам 2022 года край вошел в пятерку регионов с наибольшим инвестиционным потенциалом. По объему инвестиций занял седьмое место в России.

Однако сами по себе эти цифры мало о чем говорят. Гораздо важнее увидеть, как они повлияли на реальную жизнь, на социальное самочувствие красноярцев.

Мы переживаем настоящий инвестиционный бум. Инвестпортфель региона достиг 2,3 трлн рублей. В том числе это произошло за счет вливания новых проектов в КИП «Енисейская Сибирь», объединяющий инвестиционные проекты трех регионов – Красноярского края, Тувы и Хакасии, – говорит губернатор Красноярского края Александр Усс. – Промышленное производство в крае выросло на 4,8 %, строительство увеличилось почти на 30 % – и это касается не только жилья, но и социально значимых объектов. Несколько лет назад мы рассчитывали за три года построить 100 таких объектов по краю, а сейчас планируем сдать уже порядка 190.

В крае самый низкий уровень безработицы за последние 30 лет – 0,7 %. На 2023 год запланирован рекордный для региона объем бюджетных доходов: свыше 340 млрд рублей. Это позволяет ставить цель в трехлетнем периоде выйти на «красноярский триллион». Еще недавно такая задача казалась бы фантастикой.

В этом ускорении очевидна роль КИП «Енисейская Сибирь». В крае завершен первый из проектов программы – создание нового производства древесных пеллет. В стадии реализации – еще 18. Уже сегодня благодаря этим проектам создано порядка 9 000 новых рабочих мест.

Успешная реализация позволила расширить список участников: недавно принято решение о включении в КИП «Енисейская Сибирь» восьми новых проектов. Таким образом, их общее количество достигнет 40, а объем инвестиций – 3 трлн рублей.

Опорные точки роста

– Наибольшим потенциалом обладают проекты в нашей Енисейской Арктике. С точки зрения будущей устойчивости российской экономики им нет равных, – отмечает Виктор Зубарев. – Фактически речь идет о новом этапе освоения Заполярья со всеми вытекающими отсюда процессами. В том числе с необходимостью формирования современной социальной, коммунальной и транспортной инфраструктуры для людей, которые будут там жить и трудиться. В транспортной стратегии России закреплена возможность расширения Северного широтного хода до Норильска для обеспечения связи между Транссибирской железнодорожной магистралью и Северным морским путем.  Это даст нам сопряжение двух великих и важнейших для нашей страны транспортных путей. От этих планов нельзя отказываться, необходимо всячески защищать их на федеральном уровне.

Еще одно направление, о котором нельзя забывать, – транспортный коридор через Тыву на Монголию и Китай. Последние события только подтвердили значимость этого проекта – такой южный путь нужен для сибирских регионов. Очень быстро растет монгольский рынок, огромный потенциал в Китае.

Из высокотехнологичных выделю предложение Роскосмоса по строительству завода по конвейерной сборке спутников. Если его удастся запустить в жизнь, по сути, край получит полноценный космический кластер с предприятиями – смежниками нового типа, к нам поедут молодые специалисты отрасли.

Особо стоит выделить крупнейшие проекты КИП, которые должны осуществить экономический «перезапуск» в масштабах всего региона.

Прежде всего это крупнейший в мире нефтегазовый проект «Восток-Ойл». Речь идет о триллионах рублей инвестиций и выходе на добычу 100 миллионов тонн нефти в год. Причем нефти высочайшего качества – малосернистой, «легкой». В рамках этого проекта разрабатываются Ванкорский и Пайяхский нефтегазовые кластеры, ряд других новых месторождений. Проект предусматривает строительство магистрального трубопровода и нефтеналивного терминала порта «Бухта Север». Отсюда «кровь экономики» будет отгружаться на танкеры высокого ледового класса и направляться потребителям по Северному морскому пути. В рамках проекта предполагается построить целый флот – 50 судов различного назначения. Проект даст значительный мультипликативный эффект, включая в свою орбиту металлургов, машино- и судостроителей, энергетиков и дорожников. Так, уже подписан контракт на поставку порядка 100 отечественных буровых установок, размещен заказ на строительство 10 ледовых танкеров.

Второй крупнейшей инвестиционной площадкой края является Нижнее Приангарье. Здесь мы видим целый букет мощных инвестиционных проектов.

Прежде всего это проект развития Ангаро-Енисейского района, в котором принимает участие целая группа компаний, представляющих золотодобычу, цветную металлургию, лесопереработку. Ключевым фактором здесь является запуск в эксплуатацию Высокогорского моста, который «распечатает» колоссальные природные запасы правобережья Енисея. Включение региона в сеть транспортных артерий края стимулирует увеличение добычи золота, разработку месторождений цинка, сурьмы, свинца и других ископаемых, развитие лесопереработки, в том числе выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью.

Крупнейшим проектом в области освоения лесов на территории РФ является строительство Богучанского ЛПК.

А в области энергетики флагманским проектом станет строительство Нижнебогучанской ГЭС. Установленная мощность пятой ступени Ангарского каскада ГЭС – 660 МВт. В рамках проекта предусмотрено создание бизнес-парка – индустриальной зоны для малого бизнеса, а также научно-исследовательской и учебно-практической базы СФУ.

Таким образом, в крае формируются два мощных кластера экономического роста: на севере и в центре региона. А что же юг? Здесь также будет реализован ряд инвестпроектов.

Крупнейшими из них являются создание третьего по масштабам (после Урала и Норильска) российского центра цветной металлургии на основе уникальных месторождений юга края и Тывы, а также строительство железной дороги Элегест – Кызыл – Курагино. Эти проекты взаимосвязаны: создание транспортной артерии необходимо для освоения природных богатств юга. А есть еще и сверхзадача – начав от Курагино, выйти через Монголию в Китай, к «новому шелковому пути», и связать его с Транссибом.

Фото Олега Кузьмина и Сергея Филинина

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
4 декабря 2024
Удивительный поселок Златоруновск Ужурского района
Эту систему подземных галерей в начале ХХ века создал московский предприниматель Сергей Четвериков. Общая длина проложенных туннелей – 775 метров.
Без рубрики
4 декабря 2024
Свидетельства преступлений фашизма
Следователь Алексей К. несколько месяцев провел в зоне спецоперации – расследовал преступления, совершенные в отношении местных жителей украинскими военными. За
Без рубрики
3 декабря 2024
Репортаж из мастерской красноярского художника Эдуарда Шеломова
Корреспондент НКК побывал в мастерской талантливого красноярского художника Эдуарда Шеломова, где одним из первых познакомился с его новыми картинами, которые