Красноярский экономический форум занимается не только дискуссиями на тему стратегических подходов к развитию страны, роли регионов или разработкой пакетов мер по решению актуальных для момента вопросов. В этом простому жителю региона разобраться сложнее. А вот экономические и социальные проекты, неоднократно обсуждаемые на КЭФ и потом воплощенные в жизнь, как говорится, можно потрогать руками. Наследие каждого красноярского форума – это крупнейшие стройки, имеющие значение для всей России, запуск производств, дающих дополнительные рабочие места и налоги для региона. Появилось бы все без КЭФ? Возможно, не так быстро. Участниками форума всегда бывают члены федерального правительства, поэтому решения и согласования происходят быстрее.
Давайте еще раз вспомним самые крупные проекты, рожденные КЭФ.
КЭФ-2004
Ванкорское нефтяное месторождение
КЭФ-2004 вошел в историю региона и всей страны тем, что стал местом рождения совершенно новой отрасли Красноярья – нефтегазовой. Здесь состоялась защита проекта пуска Ванкорского месторождения. Спустя год проект был укрупнен в полтора раза – и в части добычи, и в части финансирования. Через пять лет Ванкор запустили в промышленную эксплуатацию.
С тех пор из таежных недр добыто почти 140 млн тонн нефти и конденсата. В единую систему газоснабжения страны сдано более 15 млрд куб. м газа. Проект изменил жизнь всего енисейского Севера, и не только: начали развиваться сопутствующие производства, вырос объем перевозок, краевая казна почувствовала прирост налоговых отчислений. После реконструкции неузнаваемо изменился аэропорт Игарки – транспортные ворота Ванкора. А в Красноярске открылся институт нефти и газа, который готовит специалистов для работы в вахтовых поселках компании «РН-Ванкор». В 2015 году ЗАО «Ванкорнефть» вышло из состава консолидированной группы налогоплательщиков – и краевой бюджет сразу получил дополнительные миллиарды рублей от налога на прибыль.
КЭФ-2005
Богучанская ГЭС
В 2005 году на Красноярском экономическом форуме компания «ГидроОГК» заявила о намерении принять участие в достройке Богучанской ГЭС. Ввод в эксплуатацию первых агрегатов состоялся 15 октября 2012 года. А в июне 2016-го станция вышла на полную проектную мощность в 3 ГВт и замкнула десятку самых мощных ГЭС мира. Гидроагрегаты Богучанки – крупнейшие по массе и размерам среди всех, что были произведены в России. Более половины электроэнергии, вырабатываемой ГЭС, планируется использовать на строящемся Богучанском алюминиевом заводе мощностью 600 тыс. т первичного алюминия в год. Также электроэнергия Богучанской ГЭС будет востребована строящимся Тайшетским алюминиевым заводом, при освоении месторождений полезных ископаемых правобережья Ангары и юга Эвенкии – таких, как крупное Юрубчено-Тохомское нефтегазоконденсатное месторождение. Электросетевые объекты, построенные в рамках проекта Богучанской ГЭС, повысят надежность транзита электроэнергии между Иркутской областью и Красноярским краем.
Автодорога Канск – Абан – Богучаны
Крупные объекты Нижнего Приангарья настоятельно требовали развития транспортной инфраструктуры. И первым шагом в этом направлении, также заявленном на КЭФ, стало решение о строительстве так называемого «северного луча» – промышленной автомагистрали Канск – Абан — Богучаны. Сейчас уже заканчивается ее перевод из гравийного в асфальто-бетонное покрытие. Осталось доделать всего около 90 км гравийки. 326 км трассы уже в хорошем, пригодном состоянии. А ведь шесть-семь лет назад там не было проезда совсем. Машины, автобусы цепляли за грейдеры, тащили через ямы и грязь.
Мост через Ангару
30 сентября 2011 года в Богучанском районе открыт новый, единственный в Красноярском крае мост через Ангару. Надвижка и сборка пролетов началась в 2009 году и велась одновременно с правого и левого берегов. В течение 19 месяцев бригады мостостроителей шаг за шагом приближали друг к другу берега Ангары. Так, с левого берега было собрано 5 556 тонн металлоконструкций и надвинуто 1 119 метров. С правого берега мостостроители собрали 2 370 тонн и надвинули 489 метров пролетного строения. Параллельно со строительством моста были проведены работы и на его подходах, протяженность которых составляет 9 километров. Самый длинный мост через Ангару общей протяженностью 1 608 метров необходим не только для освоения природных богатств Нижнего Приангарья и Юрубчено-Тохомской зоны в Эвенкийском районе. Он также послужит толчком к созданию транспортной инфраструктуры правобережья Ангары.
КЭФ-2007
Сибирский федеральный университет
Красноярский экономический форум 2007 года наверняка памятен всем, кто стоял у истоков создания Сибирского федерального университета. Администрация региона подписала соответствующий меморандум о сотрудничестве с бизнес-структурами, утвердила программу развития СФУ на 2007–2010 годы, краевой закон о господдержке крупнейшего вуза страны за Уралом. В общей сложности университету выделили почти 13 млрд рублей. Появились новые корпуса, общежития, закуплено современное оборудование. Членами попечительского совета СФУ являются представители крупного бизнеса, политики, ученые. Председатель совета – премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.
Сегодня СФУ – это:
– 20 институтов и 3 филиала;
– более 32 тыс. студентов (более половины – иногородние, 380 иностранцев);
– 706 аспирантов;
– 7 860 сотрудников, 3 450 преподавателей, 420 профессоров, докторов наук;
– 151 направление подготовки бакалавриата, магистратуры, специалитета;
– 121 специальность аспирантуры и 18 специальностей докторантуры;
– 29 общежитий;
– около 50 спортивных секций по 31 виду спорта;
– около 100 творческих студенческих коллективов;
– 70 % выпускников СФУ трудоустраиваются по специальности.
Международный хаб Емельяново
Еще один большой проект, который медленно, но верно воплощается в жизнь, – создание авиационного хаба на базе аэропорта Емельяново. Соглашение об этом – тоже продукт Красноярского экономического форума. Сегодня в красноярском аэропорту уже совершают транзитные посадки грузовые самолеты иностранных авиакомпаний на рейсах из Европы в Юго-Восточную Азию и обратно. Завершается строительство долгожданного пассажирского терминала. Здание площадью более 58 тыс. кв. м будет иметь пропускную способность не менее 2,5 млн пассажиров в год.
Терминал станет одним из самых современных и высокотехнологичных аэровокзальных комплексов в России. В аэровокзале будет установлено 6 телескопических трапов, 4 эскалатора, 21 лифт и 4 подъемника. Терминал предназначен для обслуживания как внутренних, так и международных рейсов, будет оснащен современным оборудованием, иметь удобное зонирование и навигацию. Особое внимание уделено безопасности – здесь предусмотрена пятиуровневая система досмотра багажа, автоматическая система мониторинга и предупреждения противоправных действий нарушителей. Срок сдачи аэровокзального комплекса в эксплуатацию остается неизменным – 1 декабря 2017 года.
КЭФ-2008
Железногорский промышленный парк
Тема инноваций, впервые поднятая на КЭФ-2008 Дмитрием Медведевым, нашла свое место в Красноярском региональном бизнес-инкубаторе. Резиденты КРИТБИ вышли на рынок со своей продукцией, привлекли частные инвестиции, открыли представительства за рубежом. А в Железногорске создается кластер инновационных технологий и строится промышленный парк. Первый производственный корпус промпарка уже сдан и работает. Он оснащен всеми необходимыми коммуникациями. Есть собственная мощная подстанция, которая обеспечивает электроэнергией не только корпуса, но и соседние жилые дома. В сентябре 2016 года 12 инновационных компаний края начали подготовку помещений для размещения оборудования и запуска производств. Промпарк станет отправной точкой для развития города. Это и инвестиции, и рабочие места. Промпарк – в том числе сигнал, что Железногорск на карте Красноярского края является особым кластером продуцирования новых идей и технологий.
КЭФ-2011
Ремонт малых гидротехнических сооружений
Министерство природных ресурсов края на одном из Красноярских форумов подписало соглашение по малым гидротехническим сооружениям (ГТС), которые присутствуют на территории Красноярья в большом количестве. Регион получил финансирование из федерального бюджета, были добавлены краевые деньги. Объекты планомерно приводятся в порядок: из 58 аварийно опасных ГТС уже отремонтированы 22. Например, в прошлом году работы были проведены на реке Большая Ангажа в п. Первоманск Манского района, на реке Игинка в с. Преображенка Ачинского района. В результате защищено 75 человек, проживающих в зоне затопления, размер предотвращенного ущерба составил 95 млн рублей.
КЭФ-2013
Березовская ГРЭС
Эстафету перемен подхватил X юбилейный КЭФ. Достигнута договоренность о вводе в строй третьего энергоблока Березовской ГРЭС. 1 декабря 2015 года состоялся его торжественный пуск: станция увеличила свою мощность сразу на треть, до 2 400 МВт. Стоимость проекта составила около 1 млрд евро. Ввод в эксплуатацию третьего энергоблока повысил энергобезопасность Красноярского края и Сибири, снизил зависимость энергоснабжения потребителей от режимов работы ГЭС, в том числе уменьшил возможность дефицита электроэнергии и мощности в маловодные годы. Кроме того, Березовская ГРЭС является крупным налогоплательщиком Красноярского края. Это градообразующее предприятие Шарыпово, где трудятся более тысячи жителей города.
КЭФ-2014
Вторая очередь четвертого моста через Енисей
На КЭФ серьезно обсуждалось строительство второй очереди четвертого моста через Енисей. В частности, она предполагает строительство автодороги в створе ул. Волочаевской. Сейчас движение по левому берегу от моста возможно только по ул. Дубровинского в центральную часть города. Планируется прямолинейный выход с моста по ул. Волочаевской к левобережным объектам Универсиады и далее к границе города с выходом на федеральную трассу и аэропорт. Инвестиции в проект составят порядка 6,75 млрд руб. Срок реализации – 2018 год.
Среди других запланированных работ – строительство транспортной развязки в мкр-не Тихие Зори, которая свяжет город с ледовой ареной. Кроме того, эта улица станет магистральной для двух крупных жилых районов – Тихие Зори и Юго-Западный. Магистраль планируется построить в 2017–2018 годах. Инвестиции составят 0,5 млрд руб. Деньги выделены, работы начались.