Прогулка над бездной Съезд с официальных ледовых переправ может обернуться трагедией

Прогулка над бездной Съезд с официальных ледовых переправ может обернуться трагедией
Фото Олега Кузьмина

В феврале на Красноярском водохранилище установили «рекорд» – за выходные на лед выехало около двух тысяч автомобилей. Несмотря на то что большая часть водителей попала сюда через официальный проезд, многие съезжали в сторону с оборудованной зимней дороги. Погоня за красивым селфи или уловом может быть смертельно опасна – из провалившейся под лед машины выбраться очень сложно.

 Под боком у скал

Каждый день на Красноярском море проводятся рейды – спасатели на судах с воздушной подушкой патрулируют территорию, предупреждают отдыхающих об опасностях. В выходные, когда наплыв туристов и рыболовов особенно большой, к спасателям присоединяются полицейские, представители Государственной инспекции по маломерным судам, сотрудники Рыбоохраны. По словам госинспектора по маломерным судам краевого главка МЧС Василия Блинова, с начала года в регионе проведено более трехсот таких выездов.

В первый раз нарушителей просто предупреждают, во второй – штрафуют на сумму от 500 до тысячи рублей. Если кому-то кажется, что штрафы несерьезные, то, может быть, примеры трагических ситуаций, когда машины уходят под лед вместе с водителями и пассажирами, заставят задуматься о последствиях.

В минувшие выходные в рейде со спасателями на водохранилище побывал и наш корреспондент. В разговоре с отдыхающими выяснил, что большая часть из них осведомлена об опасностях и сознательно идет на риск. Самые отчаянные рыбаки приезжают на машинах к подножью скал правого берега моря. Максимальная глубина здесь более ста метров – это настоящая бездна, из которой не возвращаются. При малейшей оттепели лед здесь тает быстрее, чем в остальных местах. Солнечные лучи отражаются от каменных стен и нагревают поверхность льда. Заметить промоину, заметенную снегом, очень сложно, даже если прогуливаться пешком, а вовремя среагировать на скорости в автомобиле или снегоходе практически невозможно.

Сотрудник краевого учреждения «Спасатель» Александр Шульга рассказал, что только в этом году на водохранилище зафиксировано два провала под лед – автомобиля и снегохода. К счастью, обошлось без человеческих жертв. Впрочем, везет не всем. В этом же году в Енисейском районе водитель грузовика не сумел выбраться из кабины и погиб.

 ПДД никто не отменял

Провал – не единственная опасность, которая может подстерегать на льду водоемов. Некоторые водители будто забывают здесь правила дорожного движения. Дрифт под носом судна на воздушной подушке – обычное дело. Некоторые пешие туристы также совершают необдуманные поступки. К примеру, мы не раз наблюдали рыбаков, которые бурили лунку прямо на колее зимника. Спасатели говорят, что иногда в таких местах рыбаки умудрялись устанавливать палатки. Согласитесь, на скорости автомобилисту сложно заметить такое «препятствие».

Важно

На ледовых переправах действуют те же правила дорожного движения, что и на обычной дороге.

– Водителю необходимо выполнять требования всех информационных знаков.

– На лед нужно выезжать медленно, без толчков и торможений.

– Запрещено останавливаться, передвигаться рывками, разворачиваться, обгонять и заправлять машины.

– Во время тумана или пурги рекомендуется воздержаться от передвижения.

– Единственное правило, которое в отличие от дорог общего пользования не действует на льду, – ремень безопасности. Пристегиваться на переправе не нужно, так как ремень в случае провала может помешать выбраться из кабины.

Что делать, если случилась беда? 

  • Человек в зависимости от физического состояния может продержаться в ледяной воде от пяти до 15 минут. Впрочем, возможна и мгновенная остановка сердца. Если вы все-таки провалились под лед, прежде всего необходимо перестать паниковать – именно в таком состоянии человек начинает совершать хаотичные, резкие движения и погружается под воду еще быстрее.
  • Если провалились во время пешей прогулки, широко раскиньте руки в стороны и постарайтесь зацепиться за кромку льда. По возможности необходимо перебраться к тому краю полыньи, где течение не увлечет вас под лед. Делать это нужно осторожно, наползая грудью, лечь на край льда, забросить одну, а затем и другую ногу. Если лед выдержал, медленно откатиться от кромки и ползти к берегу; передвигаться нужно в ту сторону, откуда пришли, ведь там лед уже проверен на прочность.
  • Если под лед уходит авто, нужно немедленно покинуть салон через боковые окна. Двери лучше не открывать – так машина быстрее заполнится водой и пойдет ко дну. Если вы уже под водой, сделайте несколько глубоких вдохов и выбирайтесь на поверхность. Лучше снять пальто, куртку и обувь – они напитывают воду и тянут ко дну. Прежде всего спасайте ребенка – прижмите спиной к себе, закройте ему нос и рот пальцами.
  • Если вы стали свидетелем провала под лед и можете помочь, нужно прежде всего вызвать спасателей. Вооружайтесь длинной палкой, доской, шестом или веревкой. В качестве подручных средств подойдут шарфы, ремни или одежда. К полынье нужно подползать, а не подходить в полный рост. Сообщите пострадавшему, что вы идете за ним. Если вы не один, ложитесь на лед и двигайтесь друг за другом. Подложите под себя лыжи, фанеру или доску. За три-четыре метра бросайте пострадавшему шест или веревку. Когда вытащили пострадавшего, нужно снять и отжать всю одежду, по возможности переодеть в сухое и укутать полиэтиленом, создав эффект парника.

Фоторепортаж с рейда

Фото Олега КУЗЬМИНА

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
6 мая 2024
Нить, которую нельзя разорвать
Сегодня и участники спецоперации, и молодежь из патриотических клубов говорят: для них важна история Великой Отечественной войны, память о предках
Без рубрики
5 мая 2024
Деды победили, и мы победим!
Сегодня все чаще из уст российских политиков разного ранга, высокопоставленных военных, участников СВО можно услышать слова о том, что между
Без рубрики
4 мая 2024
«100 фактов об Астафьеве»: путеводной звездой для писателя стало письмо от дочери его героя
Письмо, полученное от дочери героя своего первого рассказа, Астафьев называл «путеводной звездой в работе». Самое первое свое произведение «Гражданский человек»