Прогулка над бездной Съезд с официальных ледовых переправ может обернуться трагедией

Прогулка над бездной Съезд с официальных ледовых переправ может обернуться трагедией
Фото Олега Кузьмина

В феврале на Красноярском водохранилище установили «рекорд» – за выходные на лед выехало около двух тысяч автомобилей. Несмотря на то что большая часть водителей попала сюда через официальный проезд, многие съезжали в сторону с оборудованной зимней дороги. Погоня за красивым селфи или уловом может быть смертельно опасна – из провалившейся под лед машины выбраться очень сложно.

 Под боком у скал

Каждый день на Красноярском море проводятся рейды – спасатели на судах с воздушной подушкой патрулируют территорию, предупреждают отдыхающих об опасностях. В выходные, когда наплыв туристов и рыболовов особенно большой, к спасателям присоединяются полицейские, представители Государственной инспекции по маломерным судам, сотрудники Рыбоохраны. По словам госинспектора по маломерным судам краевого главка МЧС Василия Блинова, с начала года в регионе проведено более трехсот таких выездов.

В первый раз нарушителей просто предупреждают, во второй – штрафуют на сумму от 500 до тысячи рублей. Если кому-то кажется, что штрафы несерьезные, то, может быть, примеры трагических ситуаций, когда машины уходят под лед вместе с водителями и пассажирами, заставят задуматься о последствиях.

В минувшие выходные в рейде со спасателями на водохранилище побывал и наш корреспондент. В разговоре с отдыхающими выяснил, что большая часть из них осведомлена об опасностях и сознательно идет на риск. Самые отчаянные рыбаки приезжают на машинах к подножью скал правого берега моря. Максимальная глубина здесь более ста метров – это настоящая бездна, из которой не возвращаются. При малейшей оттепели лед здесь тает быстрее, чем в остальных местах. Солнечные лучи отражаются от каменных стен и нагревают поверхность льда. Заметить промоину, заметенную снегом, очень сложно, даже если прогуливаться пешком, а вовремя среагировать на скорости в автомобиле или снегоходе практически невозможно.

Сотрудник краевого учреждения «Спасатель» Александр Шульга рассказал, что только в этом году на водохранилище зафиксировано два провала под лед – автомобиля и снегохода. К счастью, обошлось без человеческих жертв. Впрочем, везет не всем. В этом же году в Енисейском районе водитель грузовика не сумел выбраться из кабины и погиб.

 ПДД никто не отменял

Провал – не единственная опасность, которая может подстерегать на льду водоемов. Некоторые водители будто забывают здесь правила дорожного движения. Дрифт под носом судна на воздушной подушке – обычное дело. Некоторые пешие туристы также совершают необдуманные поступки. К примеру, мы не раз наблюдали рыбаков, которые бурили лунку прямо на колее зимника. Спасатели говорят, что иногда в таких местах рыбаки умудрялись устанавливать палатки. Согласитесь, на скорости автомобилисту сложно заметить такое «препятствие».

Важно

На ледовых переправах действуют те же правила дорожного движения, что и на обычной дороге.

– Водителю необходимо выполнять требования всех информационных знаков.

– На лед нужно выезжать медленно, без толчков и торможений.

– Запрещено останавливаться, передвигаться рывками, разворачиваться, обгонять и заправлять машины.

– Во время тумана или пурги рекомендуется воздержаться от передвижения.

– Единственное правило, которое в отличие от дорог общего пользования не действует на льду, – ремень безопасности. Пристегиваться на переправе не нужно, так как ремень в случае провала может помешать выбраться из кабины.

Что делать, если случилась беда? 

  • Человек в зависимости от физического состояния может продержаться в ледяной воде от пяти до 15 минут. Впрочем, возможна и мгновенная остановка сердца. Если вы все-таки провалились под лед, прежде всего необходимо перестать паниковать – именно в таком состоянии человек начинает совершать хаотичные, резкие движения и погружается под воду еще быстрее.
  • Если провалились во время пешей прогулки, широко раскиньте руки в стороны и постарайтесь зацепиться за кромку льда. По возможности необходимо перебраться к тому краю полыньи, где течение не увлечет вас под лед. Делать это нужно осторожно, наползая грудью, лечь на край льда, забросить одну, а затем и другую ногу. Если лед выдержал, медленно откатиться от кромки и ползти к берегу; передвигаться нужно в ту сторону, откуда пришли, ведь там лед уже проверен на прочность.
  • Если под лед уходит авто, нужно немедленно покинуть салон через боковые окна. Двери лучше не открывать – так машина быстрее заполнится водой и пойдет ко дну. Если вы уже под водой, сделайте несколько глубоких вдохов и выбирайтесь на поверхность. Лучше снять пальто, куртку и обувь – они напитывают воду и тянут ко дну. Прежде всего спасайте ребенка – прижмите спиной к себе, закройте ему нос и рот пальцами.
  • Если вы стали свидетелем провала под лед и можете помочь, нужно прежде всего вызвать спасателей. Вооружайтесь длинной палкой, доской, шестом или веревкой. В качестве подручных средств подойдут шарфы, ремни или одежда. К полынье нужно подползать, а не подходить в полный рост. Сообщите пострадавшему, что вы идете за ним. Если вы не один, ложитесь на лед и двигайтесь друг за другом. Подложите под себя лыжи, фанеру или доску. За три-четыре метра бросайте пострадавшему шест или веревку. Когда вытащили пострадавшего, нужно снять и отжать всю одежду, по возможности переодеть в сухое и укутать полиэтиленом, создав эффект парника.

Фоторепортаж с рейда

Фото Олега КУЗЬМИНА

Читать все новости

Реплики


Видео

Фоторепортажи

Также по теме

29 мая 2022
Не навреди и спаси
Основы помощи при травмах изучают в старших классах школы, повторяют на водительских курсах, в армии, в различных ведомствах или на
Пополнение в Бессмертном полку
В редакцию пришло письмо из деревни Ручей Осиповичского района Могилевской области Республики Беларусь от участников поискового отряда Лапичской средней школы.
28 мая 2022
«Ваш счетчик не соответствует нормативам…»
Всевозможные аферисты не останавливаются в своих попытках заработать на доверчивых гражданах. Нередко пользуются проверенными способами обмана, например, рассылая якобы официальные документы от