Пророк Минусинского уезда

Удивительная жизнь Тимофея-Давида Михайловича-Абрамовича Бондарева

Пророк Минусинского уезда Удивительная жизнь Тимофея-Давида Михайловича-Абрамовича Бондарева


Не нужно быть специалистом по творчеству Толстого, чтобы помнить эту цитату: «За всю мою жизнь два русских мыслящих человека имели на меня большое нравственное влияние и обогатили мою мысль и уяснили мне мое миросозерцание… два живущие теперь замечательные человека, оба всю свою жизнь работавшие мужицкую работу, – крестьяне Сютаев и Бондарев».

Первый, Василий Кириллович, уроженец Тверской губернии, неграмотный, стал основателем религиозного движения «сютаевцев», которое после смерти основателя растворилось в море русского сектантства. Второй, Тимофей Михайлович, вполне может считаться нашим земляком, поскольку большую часть жизни провел в селе с красивым названием Иудино Минусинского уезда. Бондарев грамоту знал, более того, написал книгу, которая, по его замыслу, должна была перевернуть мир. Называлась она «Торжество земледельца, или Трудолюбие и тунеядство», была издана в России, а в Париже вышел ее французский перевод под редакцией самого графа Льва Николаевича. Бондарев и Толстой переписывались 13 лет, называли друг друга братьями, и, хотя ни разу в жизни не встречались, их отношения можно назвать если не дружбой, то духовным родством. В советские годы об этой дружбе по почте было написано множество газетных статей, научных монографий. Считалось, что минусинский мужик (опять же в компании с мужиком тверским) стал прародителем графского учения о необходимости поголовного физического труда, непротивления злу и отрицания собственности. Однако еще Толстой устал опровергать суждения о своем ученичестве.

Записался в иудеи

Родился Бондарев 3 апреля 1820 года в области Войска Донского, был крепостным помещика Чернозубова. Грамоте его обучил местный дьякон. Когда Тимофей был уже зрелым 37-летним человеком, случилась с ним беда: барин, заподозрив его в колдовстве, отдал в солдаты. Оставив четверых детей на попечение жены, Бондарев прослужил на Кавказе в полку Кубанского войска 10 лет. Солдата-грамотея назначают дьяконом полковой церкви. И тут Бондарев «выкидывает номер» – вступает в секту субботников, проповедующую возврат от христианства к иудаизму, делает обрезание и принимает новое имя – Давид Абрамович. Сделал это Бондарев в уверенности, что если православие не защищает его от жизненных невзгод, то какая-нибудь другая религия – защитит. За измену вере его предают военному суду и ссылают в Сибирь. В мае 1867 года он вместе с семьей приезжает в Минусинский уезд, в ту самую деревню Иудину, где обосновались его единоверцы.

Тимофей-Давид Михайлович-Абрамович оказался не просто хорошим, а выдающимся работником и вскоре стал обеспеченным по крестьянским меркам человеком. Бондарев первым организовал поставку овощей и хлеба на север губернии. И все бы хорошо, если бы не одно обстоятельство – его невыносимый характер. Тимофей принадлежал к тому человеческому типу, который очень ярко описал Достоевский: он имел склонность к размышлению, но, уверившись в какой-то из своих мыслей, делался ее фанатиком. Попросту правым он считал только самого себя. Поэтому в Иудиной не было человека, с которым бы он не поссорился.

Иван Петров в своем очерке о минусинском старце пишет, что сошелся он только с двумя семействами – с Королевыми и Мясиными. Со стариком Королевым он ругался после каждого разговора, месяца через два являлся просить прощения, опять садились поговорить – и все повторялось… Видимо, единственный близкий ему человек, отношения с которым он так и не довел до явной ссоры – хотя претензии высказывал, – был граф Толстой. Хотя уже в отсутствие Бондарева на свете народная фантазия довела и эти отношения до вполне закономерного финала. В конце 20-х годов краевед И. Барашков-Эпчелей записал в Иудиной рассказ местного жителя о том, что Тимофей Михайлович все же уговорил Толстого приехать. Граф сел на «чугунку», прикатил в Минусинск, где его и скрутил приступ ревматизма. Тимофей выехал навстречу. «Встретились они, и пошла у них тут, батенька, катавасия! Бондарев под конец уж кричит на Толстого: «Ты, говорит, пишешь-то гладко, тоже зубы заговариваешь, а сам-то в графья записался, сам-то не работаешь. Ты, говорит, сроду-то косил, нет? Серпом-то пробовал поелозить?»

Разумеется, заканчивает рассказчик, граф сдался: «Твоя правда, говорит, Тимофей Михалыч, вечный работник и земледелец теперь я буду».

Бандероль царю

Мысли о неправильном устройстве жизни одолевали Бондарева давно. На свободе – а ссылка в Сибирь действительно принесла свободу – он начал записывать их, даже на пашню брал с собой карандаш и бумагу. Так появился пространный трактат «Торжество земледельца…», вся идеология которого заключается в нескольких строках: жизнь несправедлива, потому что люди отошли от Божьего завета (на самом деле – проклятия. – А. Г.) в поте лица добывать свой хлеб. Если все – поголовно! – начнут трудиться на земле, пахать и «серпом елозить», то жизнь разом исправится. Даже рабочие должны посвящать часть времени сельскому хозяйству. Всякий не занимающийся физическим трудом считается вором.

Возможно, проект Михайловича-Абрамовича так бы и канул в безвестность, как множество других фольклорных утопий, но тогдашняя интеллигенция вступила в пору брачных игр с бывшими крепостными и очень интересовалась народными фантазиями. А самое главное, почти в том же направлении, что и Бондарев, мыслил первый духовный авторитет России – рукопись попала ему на глаза и так оказалась в истории.

Сам же Бондарев был настолько ошеломлен собственным открытием, что стал его фанатиком. Перебелив свои записки, он упаковал рукопись и отправился на почту. В уездном почтовом отделении бандероль с адресом «Санкт-Петербург, царю» произвела «шок и трепет», Бондарева начали отговаривать от затеи, потом просто прогнали. Но он как-то изловчился, отправил рукопись и стал ждать ответа. За два года ожидания он извелся, наконец, сделал еще одну копию и отослал в правительство. Молчание. На его письма кабинет министров также не отвечал. Тогда кто-то из немногих знавших о существовании трактата посоветовал обратиться к основателю минусинского музея Н. М. Мартьянову. Тимофей делает третью копию, пишет на упаковке: «В минусинскую городскую музею, в дом Белова, где собраны со всего света редкости»… Страдания его были вознаграждены: Мартьянов отправляет рукопись в столицу, она попадает к самому популярному публицисту того времени Глебу Успенскому, который публикует в «Русской мысли» восторженный очерк о народном философе. Получив журнал, Бондарев оказался на седьмом небе, но пребывал там весьма недолго – как раз до того места, где Успенский по ошибке вместо субботника назвал его молоканином. По иудинским понятиям это было чудовищное оскорбление. Бондарев вместо благодарности великому журналисту пишет ему гневное письмо: «А ты, Успенский, взял да и погрузил меня в страшную бездну унижения и стыда, позора и порока. А за что? …Со всех четырех сторон – сверху и снизу, изнутри и извне – обижаете меня».

Но рукопись была уже у Толстого, привела его в восторг, между графом и мужиком начинается переписка.

Попытка издать «Торжество земледельца…» в России успехом не увенчалась, но во Франции это стало возможным. Лев Николаевич сам редактировал перевод. Когда книжка из Парижа оказалась в деревне Иудиной, автор пришел в замешательство – с одной стороны, мечта сбылась, но писал-то он для русских людей… Поскольку Бондарев, благодаря «нехорошему» Успенскому, уже стал местной знаменитостью, один из минусинских интеллигентов переводит книгу с французского на русский. Прочитав перевод, Тимофей опять «заложил руки за голову от ужаса». Толстой оставил в книге только самое ценное, освободив ее от огромного множества повторов и длиннот. Но Бондарев, как всякий графоман, к тому же малограмотный, благоговел перед каждым своим словом, до него не доходило, что его рукопись редактировал лучший писатель мира. И он предъявляет претензии Толстому, который его «исказил, исковеркал…».

Вообще степень веры иудинского старца в собственные идеи нагляднее всего передает его письмо – но не Толстому, а министру внутренних дел. Он писал, что его рукопись «настолько сильное врачество», что люди без всяких усилий за четыре года избавятся от нищеты. Более того – трактат, если бы на него вовремя обратили внимание, мог бы предотвратить убийство Александра II, «потому что убийцы, услыхавши все это, сделались бы самыми честнейшими людьми и пришли бы к царю с раскаянием своего намерения».

Бондарев и Толстой расходились только в одном, но принципиальном моменте: первый, несмотря на сектантство, чтил Бога и царя, второй не признавал ни Того, ни другого…

Гробница

Измотанный ожиданием триумфа своей идеи, обиженный, что все идет не по его замыслу, Бондарев вдрызг разругался с семьей. Он построил избушку на краю своего надела, ушел «в затвор», начал пить. Потом очнулся и понял, что его идея не для нынешнего века – для будущего. Бондарев принялся за последнее большое дело своей жизни. Он строил себе гробницу – ограду из лиственничных бревен, большие ворота и гранитные глыбы, которые он отесывал несколько лет и выбивал на них письмена из «Торжества земледельца…». Рукопись велел положить с собой в гроб.

Умер Тимофей-Давид в 1898 году, но не от старости – угорел от печки. После его смерти могилу раскопали, и рукопись исчезла – грешили на страстного библиофила купца Юдина… В конце 50-х деревню Иудину переименовали в Бондарево (теперь это Хакасия), поставили бюст, но с годами не стало ни бюста, ни гранитных глыб с письменами – говорят, их использовали при строительстве фундамента местной школы.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
15 марта 2025
В краевом центре состоялся первый форум волонтеров СВО
«Мы просто не могли иначе». Именно эта фраза чаще других произносилась на первом форуме волонтеров специальной военной операции «Наша общая Победа», который
Без рубрики
15 марта 2025
Какой праздник отмечает 15 марта православная церковь
Сегодня, 15 марта, православная церковь чтит память святителя Арсения, епископа Тверского, жизнь и деятельность которого стали примером для многих поколений
Без рубрики
14 марта 2025
Афиша событий в Красноярске с 17 по 23 марта
Понедельник. 17 марта В 19:00 в БКЗ пройдет концерт итальянского оперного и эстрадного певца Алессандро Сафина с симфоническим оркестром (12+). В