Прощай, Плодовка? Единственную в крае плодово-ягодную станцию могут ликвидировать, не посчитавшись с ее солидным возрастом и научными достижениями

Прощай, Плодовка? Единственную в крае плодово-ягодную станцию могут ликвидировать, не посчитавшись с ее солидным возрастом и научными достижениями

Основанная в 1920-м, станция пережила НЭП, Великую Отечественную войну и даже из перестройки вышла невредимой. Не по силам ей оказался лишь повышенный в 2012 году до каких-то фантастических размеров налог на землю. Итог – банкротство, конкурсное управление и угроза продажи земель станции. Садоводы опасаются – на месте зеленых насаждений могут появиться многоэтажки.

Есть ли у Плодовки шанс на выживание?

Первый удар

На протяжении 90 с лишним лет сотрудники станции экспериментировали с растениями, заставляя плодоносить в суровом резко-континентальном климате южные яблони и груши, выводили новые, устойчивые к сибирским холодам сорта облепихи и сливы. Сам Владимир Крутовский стоял у истоков зарождения станции. За время ее существования было создано 162 сорта плодово-ягодных культур, приспособленных к сибирскому климату. И, пожалуй, в Восточной Сибири нет такой дачи, где не росли бы ранетки «лалетино» или «аленушка», слива «красноярская любимица»…

– Опытно-производственное хозяйство всегда окупалось за счет реализации саженцев, работы с колхозами и совхозами, научные исследования финансировались Россельхозакадемией. Проблем с деньгами никогда не было, – рассказывает бывший директор плодово-ягодной Дмитрий Воробьев. – Первый удар нам нанесли в 2008 году. Земли, на которых расположена станция, – федеральные, и вот Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства изъял у нас 143 из более чем 300 га и передал их в краевую собственность. Там планируется строительство жилого микрорайона.

На изъятых землях росли гибриды яблони, груши, сливы – сады заложили более 25 лет назад.

Плодово ягодная станция Валентина Иванова– Это был наш селекционный генофонд, мы им очень дорожили, – с горечью рассказывает бывший заместитель директора станции Валентина Иванова. – А теперь здесь бурелом из веток и корней. Все спилили и поломали. Пересадить такие старые деревья было просто невозможно.

Специалисты Плодовки подсчитали: ущерб, который нанесло предприятию и всему краю изъятие земель у станции, – 36 млн рублей.

– Никто ничего нам не компенсировал, естественно, – рассказывает Дмитрий Воробьев. – Забрали земли просто так.

К слову, жертвой фонда РЖС стала не только красноярская Плодовка. Несколько лет назад федералы оттяпали кусок земли у Павловской опытной станции в Санкт-Петербурге – там, где хранится уникальная коллекция Николая Вавилова. Потом принялись за земли Свердловской селекционной станции садоводства. Логику фонда понять можно: опытные станции, заложенные когда-то на окраинах городов, сегодня оказались в районах интенсивной жилой застройки. Экологически чистая, огромная территория – лакомый кусок для любого застройщика. Но, честное слово, небоскребы и коттеджи – это так сиюминутно по сравнению с глобальной функцией опытных станций – сохранением растительного генофонда планеты…

Налог непосильный

Второй удар плодово-ягодной нанесли в 2012-м. Резко возросший размер земельного налога сделал работу убыточной.

– Мы платили семь копеек налога за квадратный метр земли, а потом с нас попросили 400 с лишним рублей! А площади-то огромные! – рассказывает Дмитрий Воробьев. – Продажей саженцев столько не заработать. Мы не в состоянии были платить такие налоги. Вот и причина банкротства. На момент обращения в суд мы были должны государству 3 млн 800 тыс. рублей.

Сегодня на предприятии введено конкурсное управление. Управляющий проводит ревизию предприятия. Дмитрий Воробьев создал ООО «Плодово-ягодная станция» и взял в аренду у банкрота 50 га земли, технику и имущество. По мере сил занимается производственными работами и пытается сохранить то, что было создано трудом нескольких поколений ученых.

Отдел плодоводства Красноярского НИИСХ Российской академии сельхознаук, работавший на базе Плодовки с начала 80-х годов, теперь заложил для своих научных исследований новый сад в Минино. И если Плодовку все же уничтожат, край не останется без материала для научных исследований. Проблема лишь в том, что НИИ не будет продавать саженцы населению. Нет у него таких задач и потребностей, а значит, местные садоводы начнут обновлять свои посадки растениями привозными, не приспособленными к территориальным условиям.

– Ближайшая опытная станция в Минусинске, но это другая климатическая зона, и как бы ни были хороши их сорта, для нас они не подходят, – объясняет Валентина Иванова. – Каждые 4–5 лет у нас случается зима с очень низкими температурами. «Южане» просто вымерзают. Наши сорта хоть и не такие крупноплодные, но устойчивы к холоду и дают стабильный урожай. А то, что сегодня продают с машин под видом саженцев, не выдерживает никакой критики и не гарантирует никакого урожая.

По словам специалиста, один из последних маточников, на который несколько лет назад привили все самые перспективные сорта селекции, может давать материал еще 20 лет.

– Но, чтобы через 20 лет мы не оказались у разбитого корыта, нужно сажать новые растения уже сегодня, – говорит Валентина Иванова. – Селекция – это очень длительный процесс. К примеру, чтобы улучшить какой-то сорт, мы запрашиваем пыльцу с другой территории, опыляем цветы, из плодов получаем семена, высеваем их и только через 9–10 лет получаем первый урожай. Далее отбираем лучшие экземпляры растений и работаем уже с ними. И вот представьте, какую работу мы загубим, если потеряем Плодовку.

Специалисты утверждают: перенести насаждения Плодовки в другое место невозможно. Переезд остановит процесс селекции минимум лет на десять. Большие деревья пересадке не подлежат, а «подростки» приживутся далеко не все. Если краевые власти изыщут земли для опытной станции, то все придется начинать с нуля – сеять, растить, отбирать, снова сеять…

Где выход?

Гладчук.jpgОбеспокоенные ситуацией с плодово-ягодной станцией садоводы бьют во все колокола. Председатель Красноярского союза садоводов Виктор Гладчук рассылает письма во всевозможные инстанции и СМИ с просьбой обратить внимание на проблему. Виктор Яковлевич надеется, что краевые власти найдут возможность взять Плодовку под свое крыло:

– Станцию можно было бы реорганизовать в Центр садоводства, огородничества и пчеловодства, чтобы она осталась базой для селекционной работы в резко континентальных условиях Восточной Сибири. Чтобы наши садоводы и огородники могли слушать здесь лекции и учиться у профессионалов обращению с растениями. Перенести сюда участок по сортоиспытанию плодово-ягодных культур, который сейчас расположен в Ачинске. Мы ведь сумели оградить от застройки «Роев ручей», почему бы и плодово-ягодную не превратить в музей растительного царства Сибири?..

Но станция перейдет к краевым властям только в одном случае – если они решат ее выкупить и выиграют аукцион. Начала распродажи Плодовки все неравнодушные к ее судьбе ждут с замиранием сердца: будут ли продавать земли и имущество одним лотом или объявят торги по частям? Кого допустят к участию в аукционе? И поставят ли ограничения для будущего собственника по дальнейшему использованию земли?

– Если станцию выставят единым лотом, то выкупит ее какая-нибудь крупная компания, расчистит поля и построит коттеджи, – рассуждает о вариантах развития событий Дмитрий Воробьев. – Если для продажи поделят на доли, то я бы, к примеру, нашел возможность и выкупил необходимое количество гектаров земли и имущество для того, чтобы заниматься дальше плодоовощеводством. Я 20 лет проработал здесь и не представляю себе другого занятия.

…В 2011 году Общественная палата РФ озаботилась проблемой сохранения биологических коллекций. Отсутствие четкого законодательного регулирования и внятной государственной политики привело к тому, что ботанические сады и опытные станции начали постепенно исчезать с лица российской земли. Члены палаты тогда добились рассмотрения вопроса в Государственной думе. Состоялся масштабный круглый стол, по итогам которого Правительству РФ были вынесены рекомендации разработать меры господдержки существующих биоколлекций – обеспечить финансирование и налоговые льготы, ввести мораторий на изъятие земель и зданий. Но дальше рекомендаций дело так и не пошло. Закона, дающего налоговые послабления и запрещающего отбирать у опытных станций землю под застройку, до сих пор нет. Кто знает, сколько ботанических садов и дендрариев с их бесценными деревьями, цветами и травами должно сгинуть в России, чтобы кто-то задумался об этом и решил, что пора наконец их сохранять.

МНЕНИЕ

Владислав ЗЫРЯНОВ

депутат ЗС края, заместитель председателя комитета по делам села и агропромышленной политике

– Плодово-ягодная станция – земля стоимостью сотни миллионов рублей. Поэтому возникают всякие хитрые схемы, чтобы эти участки попали в руки заинтересованных лиц. И разбираются потом в этих схемах уже не депутаты, а правоохранительные органы. Ситуацию с Плодовкой мы обсуждали на заседании комитета, и нам осталась непонятной позиция Росимущества. Они вели себя как представители разведки: на все конкретные вопросы отвечали – мы не можем это комментировать, мы не вправе это обсуждать, мы не знаем, мы не в курсе…

Хоть это и не наши полномочия, но мы попросили представителей Росимущества и соответствующего ФГУП проконтролировать, чтобы земля плодово-ягодной станции при продаже не перешла в частные руки и не была отдана под застройку. У них есть возможность сделать именно так. А то ведь получится, что кто-то абсолютно честно и на законных основаниях получит эту землю и абсолютно честно построит там коттеджный поселок.

К сожалению, у краевых депутатов нет полномочий для решения этой проблемы. Мы можем только обозначить проблему и привлечь к ней внимание общественности, правоохранителей. Решать судьбу Плодовки будут на федеральном уровне, это федеральные земли и предприятие.

Сегодня мы приняли решение обратиться в Правительство РФ, в органы госвласти, в Академию наук с тем, чтобы они закрепили и проконтролировали дальнейшее использование земель плодово-ягодной станции по их назначению и профилю.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
30 апреля 2024
Кто и на каких условиях может оформить льготный кредит на квартиру?
До 2031 года продлили программу выплат по 450 тысяч рублей многодетным семьям в помощь на погашение ипотеки. По поручению главы государства
Без рубрики
30 апреля 2024
Победить врага внутри себя
Сегодня существует масса методик лечения наркомании. Клиники предлагают не только медикаментозное избавление от зависимости, но и плазмаферез или внутривенное лазерное
Без рубрики
29 апреля 2024
Как вернуть тепло в дома
В № 18 от 8 марта 2024 года газеты «Наш Красноярский край» был опубликован материал «Если холодно в квартирах». Поводом для