Проверено: мин нет. Но мы начеку

Проверено: мин нет. Но мы начеку
Фото Олега Кузьмина

Вторую неделю Красноярск нервничает: город накрыла очередная волна ложных сообщений о минировании учебных и дошкольных учреждений. Школы в январе эвакуировали уже пять раз. На совещании по подведению итогов оперативно-служебной деятельности красноярской полиции начальник краевого главка МВД Александр Речицкий сообщил, что только за 13–14 января проводилась эвакуация 131 школы и 45 торговых центров города.

По одному шаблону

17, 18 января – снова школы, в том числе в закрытом Железногорске. А 19-го очередь дошла в Красноярске и до детских садов – их все пришлось эвакуировать, а это уже ни в какие ворота. Надо быть последним подонком а-ля Басаев, да будет земля ему стекловатой, чтобы «минировать» детсады, используя маленьких детей в своих параноидальных экспериментах.

Причем в указанные дни происходило это не только в Красноярске, но и в других городах России. Волна сообщений о минировании школ накрыла Самарскую, Тюменскую, Липецкую, Саратовскую, Архангельскую, Ростовскую, Нижегородскую области.

12 января в Екатеринбурге из-за сообщений о якобы заложенных взрывных устройствах эвакуировали учеников и сотрудников более 150 школ, всего их в городе 163. Новосибирск, Волгоград, Пермь, Тверь… И везде все по одному шаблону: на электронную почту правоохранительных органов или учебных заведений приходят письма с неизвестного адреса. Попробуй отследи – откуда именно, специальные программы помогают надежно скрыть свои следы в сети.

Главные трудности, с которыми сталкиваются полицейские при работе по таким делам, – это трансграничность сети интернет, высокая степень анонимности заявителей, использование интернет-сервисов, – заявил Александр Речицкий.

Конечно, во время эвакуации не обошлось и без накладок. Все же ситуация чрезвычайная, не все оказались к ней готовы. Не везде руководство школ справилось с ней на пятерку.

СМИ и соцсети сообщали о том, как детей кое-где в суматохе выгоняли на мороз, не давая им одеться, как отправляли их домой, не поинтересовавшись, есть ли у ребенка ключи от квартиры, как срывали родителей с важной работы, требуя немедленно приехать в школу.

Понятно, что все случилось неожиданно, не успели сориентироваться. Но разве эти объяснения помогут выздороветь ребенку, который заболел из-за того, что выбежал из школы без шапки и пальто?

И потом, в школах вроде бы постоянно проводятся антитеррористические учения, отрабатываются действия сотрудников в таких ситуациях. Везде ли они проводились добросовестно? Может, лица, ответственные за эвакуацию, где-то недоработали? В министерстве образования края говорят, что с каждым таким случаем разбираются, ошибки будут учтены, выводы сделают. Дай-то бог.

Откуда ноги растут?

У простого обывателя, который страдает от действий интернет-террористов, собственно, два вопроса: что делать, и кто виноват?

Прежде всего не паниковать. Остальную работу уже делают те, кому это положено по службе.

К счастью, ни одно из сообщений не подтвердилось. Всем понятно, что они ложные, но правоохранительные органы и спецслужбы обязаны действовать по регламенту. Потому что нельзя расслабляться. Один раз паршивый мальчик крикнет «волки!», и это могут оказаться настоящие волки.

В силовых структурах люди работают сейчас в поте лица. Наши источники в МВД сообщают, что весь личный состав в эти дни был мобилизован. Полиция, Росгвардия, спецслужбы – все были в высшей степени напряжения.

Шутка ли – отправить в десятки «заминированных» школ и детсадов отряды сотрудников: бойцов, взрывотехников, кинологов с собаками. Везде успеть, проверить каждый закуток, причем сделать все быстро, ничего не упустив. Сотрудники специальных отделов, которые занимаются борьбой с кибертерроризмом, тоже сейчас землю роют, пытаясь вычислить злоумышленников.

По каждому факту лжеминирования возбуждены уголовные дела.

Мы не всегда видим эту работу и не представляем, сколько в ней нюансов и сложностей, но она, поверьте, ведется.

Александр Бастрыкин, глава Следственного комитета России, поручил проверить новые факты ложных сообщений о минировании красноярских школ и детских садов и вообще взял под личный контроль эти расследования во всех городах страны.

Официальные лица уклончиво говорят, что террористы находятся за рубежом, политкорректно не упоминая, в каких именно странах или стране.

Лица же не официальные, которых уже достала эта ситуация, могут себе позволить послать к черту политкорректность и высказывают свои предположения прямо: «штабы», координирующие действия «минеров», находятся на Украине и, возможно, в Латвии.

Однако это только предположения, хоть и очень похожие на правду. Думаю, рано или поздно нам расскажут, откуда у всех этих акций ноги растут.

Работаем на опережение

Руководство ГУ МВД по краю приняло решение взять под круглосуточную охрану все школы Красноярска. Полицейские вместе с сотрудниками Росгвардии будут нести службу в этом режиме до особого распоряжения. В школах работают кинологи, следственно-оперативные группы.

Было принято еще одно решение, которое, знаю, рождалось в дискуссиях на совещаниях с участием руководителей самого высокого ранга и далось непросто: на сайте правительства края появился приказ об отмене эвакуации школ и церквей Красноярска в случае подобных угроз.

Как раз в связи с тем, что все школы города взяты под круглосуточную охрану сотрудниками полиции и Росгвардии. И они отвечают за безопасность, кто бы каких подметных писем ни рассылал: спокойно, мы проверили, мин нет. То есть берут на себя огромную ответственность.

Во всех храмах в связи с Крещением тоже были проведены необходимые проверки безопасности, в том числе с привлечением кинологов и служебных собак, там дежурили сотрудники полиции.

Думаю, это правильное решение. Власть работает на опережение и предупреждает очередных «минеров»: мы во всеоружии, нас не запугать, не трудитесь больше «шутить», паники не будет. Ведь именно этого добиваются наши враги (а кто же еще?): паники, страха, растерянности, дестабилизации, возможно, и массовых недовольств.

Не дождутся. Будем присматриваться к израильскому опыту, там люди уже не одно десятилетие живут в условиях реального, а не телефонного терроризма. Будем учиться противостоять ему, в каких бы формах он к нам ни приходил, правильно реагировать и вести себя. А враги пусть знают: сколько веревочке ни виться, наказание неотвратимо. Вычислим и сделаем больно, кто б вы ни были и где бы ни находились.

Что говорит закон

Заведомо ложное сообщение об акте терроризма – уголовно наказуемое деяние. Статья 207 УК РФ предусматривает разные наказания, в зависимости от тяжести преступления, степени его опасности, личности преступника и прочих обстоятельств. По первой части статьи – штраф до двухсот тысяч рублей, исправительные работы от года до двух лет, арест от трех до шести месяцев, лишение свободы до трех лет и прочие «пряники»… Либо по максимуму, это уже вторая часть – штраф в размере до одного миллиона рублей, либо лишение свободы на срок до пяти лет. Кроме того, на основании судебного решения подлежат возмещению все затраты и весь ущерб, причиненный таким сообщением. Ответственность по этой статье наступает с 14 лет.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
10 декабря 2024
Край активного долголетия: «Дедушка-ГТО» и «Бабушки-йоги»
Помните, как в советской песне поется «Старость меня дома не застанет, я в дороге, я в пути». И это совсем
Без рубрики
6 декабря 2024
«Транснефть – Западная Сибирь»: 70 лет в истории
Нефть, словно кровь в организме, питает экономику, давая возможность развиваться промышленности, транспорту и энергетике. Но чтобы этот жизненный поток не
Без рубрики
6 декабря 2024
«Зеленые школы» Красноярья
28 ноября в здании Государственной универсальной научной библиотеки подведены итоги большого просветительского проекта «Зеленые школы» Красноярья. Миссия: чистая земля», приуроченного