Проверить каждую яму

Они снимают неправильные знаки, фотографируют ямы, мешают брать взятки и откаты

Проверить каждую яму Они снимают неправильные знаки, фотографируют ямы, мешают брать взятки и откаты

Федерация автовладельцев России (ФАР) – одна из самых активных общественных организаций. Столько акций, кампаний, митингов не проводит никто. Большинство из них имеют конкретный результат. Вспомните хотя бы борьбу с мигалками и спецсигналами, народные лозунги «Руль справа – мое право», «Сначала дороги – потом налоги!». Своим примером ФАР доказывает, что у гражданского общества есть голос и сила. К их мнению прислушиваются: представителей ФАР включают в различные комиссии по обсуждению качества дорог, безопасности дорожного движения, транспортных схем.

Но для многих, кто имеет портфель, кресло и отвечает за улучшение качества жизни в городах и районах, активисты остаются неудобными людьми. Зачастую они поднимают проблемы, о которых чиновникам не хочется говорить. И бесплатно выполняют работу, за которую отдельные департаменты получают немаленькую зарплату. Что их мотивирует? Желание добиться справедливости, что как раз и является проявлением гражданства и патриотизма.

Штраф вместо спасибо

ФАРовцы сразу после появления громко заявили о себе. Первоначально интернет-сообщество автовладельцев объединилось для защиты правого руля. В городах страны прошли акции протеста. В итоге на правый руль никто уже не посягает. При участии ФАР произошла отмена пресловутого «ноля промилле», который потом вернули, но это уже другая история. Кампания против привилегий служебных авто, оборудованных спецсигналами, также началась с пикета ФАР «Мигалки – позор России». Обнаружилось множество незаконно установленных спецсигналов. Волна протестов превратилась в массовое движение. С тех пор мигалки прочно ассоциируются с «синими ведерками» для песочницы, что несколько умалило пафос некоторых очень важных персон. А также стало таблеткой от синдрома вахтера.

Официально первый учредительный съезд ФАР провели в Новосибирске в 2006 году. К ФАР присоединились регионы. С тех пор минуло 10 лет, и как раз в этом году ФАР по Красноярскому краю отметила первый юбилей.

ФроловЕгор Фролов, координатор регионального движения, – один из самых активных борцов дорожного фронта. По телевизору его показывают едва ли не чаще, чем городских чиновников. То он в потоке машин исследует ямы на Коммунальном мосту, то проверяет АЗС и парковки, то митинги проводит. А еще знаки снимает со столбов. Эта история в свое время вызвала общественный резонанс. Автомобилисты заметили, что на ул. Кирова появился дорожный знак 3.27 «Остановка запрещена». Он установлен вопреки здравому смыслу и больше похож на подстроенную ловушку (тихое место с запрещающим знаком, где несут дежурство полицейские и эвакуаторы, а угодившие в нее водители расплачиваются лишением прав или большими штрафами).

ФАРовцы ведут большую работу по выявлению ловушек, называя их «самым гнусным» явлением, с которым сталкиваются автомобилисты. Красноярские активисты решили проверить, кто и зачем установил знак на Кирова. Но концов найти не удалось. Знак отвечал требованиям ГОСТа, но не имел маркировку «Дорзнака», компании-исполнителя. «Дорзнак» пояснил: данный объект не устанавливал. Из управления дорог, инфраструктуры и благоустройства (МКУ «УДИБ») тоже прислали ответ: они тут ни при чем. Дальше вести деловую переписку по поводу знака не имело смысла. Поэтому Егор Фролов снял знак и отнес в полицию. За что и поплатился штрафом. Ему позвонили и напомнили, что нужно оплатить штраф, иначе грозит арест на 15 суток.

Нас видят

История со знаком – показатель того, что гражданские инициативы нередко бессильны перед бюрократией. Полиция постановила вернуть знак на место, так как он формально отвечает стандартам. Всего таких знаков-ловушек в городе активисты выявили 80 штук. Расследовать, почему и кем установлены знаки, надзорные органы не стали. Свою задачу они увидели только в том, чтобы наказать активиста по статье 12.33 КоАП. Согласно ей Фролов повредил техническое средство, что создало «угрозу безопасности дорожного движения, а равно умышленное создание помех в дорожном движении». Такой вот абсурд. Активист признается:

– Хочешь добиться результата, вызвать резонанс – начни с себя. Свой первый митинг я провел в 2008 году, тогда собрали более 350 подписей за свою инициативу. С тех пор мы поняли, что нас видят, на нас реагируют, когда нас много. Тогда власть понимает, что проблема реально волнует людей. Век Интернета сделал всех инертными: выплеснули свое мнение в соцсети – и успокоились. Но так мы ничего не добьемся. Моя практика показала: необходимо действовать. Если видим нарушения, обращаемся в прокуратуру. Отписки различных ведомств нас не пугают. В прошлом году мы сэкономили бюджету города 500 млн рублей, выступая против заведомо подставных контрактов.

Отчаянные люди

ФАР ведет проект «Дорожный патруль», проверяя всю инфраструктуру от тротуаров, переходов до освещения и деревьев. Автовладельцы острым глазом и видеорегистратором фиксируют все нарушения. От федерации идут десятки писем по всем инстанциям. Работа налажена четко, чему могут позавидовать некоторые ведомства. Кроме того, представители ФАР входят в рабочую группу по оптимизации дорожного движения при УДИБ, внося свои предложения наряду с инспекторами ГИБДД и учеными СФУ. И хотя не все удается, Егор считает, что ФАР в Красноярске заслужила авторитет:

– Наше мнение принимают во внимание. Эффективность есть. Мы прекрасно понимаем экономическую ситуацию в стране и не просим многоуровневых развязок. Обходимся предложениями по организации правоповоротных шлюзов, переносов остановок и переходов. Даже такие перемены избавляют от заторов и ДТП, улучшают ситуацию. Готовы помогать администрации во всем. Отчаянные люди наши активисты. Добровольно, без зарплат порой делают работу некоторых ведомств. И так 10 лет. С таким подходом мы добьемся больших результатов. Наша задача – доказать те случаи, когда нас с вами обманывают. Рассказать людям, почему асфальт проваливается, везде пробки, бензин дорожает. Тем самым мы помогаем снять социальную напряженность в обществе.

На основе фактов

Есть крикуны, которые выступают с критикой только для самопиара. Главное – успеть засветиться, а то, что аргументы слабые, фактами не подтверждены, – ерунда. Федерация автомобилистов строит свою позицию на основе итогов собственных акций, экспертиз, анализе нарушений. Недавно активисты исследовали Коммунальный мост и пришли к выводу: ямочный ремонт, который провели там перед КЭФ, сделан с нарушением технологий:

– Ямы вернулись спустя две недели, – рассказывает Егор. – Бюджетные деньги выброшены на ветер. Нас возмущает стратегия ремонтировать ямы так, чтобы через год (а то и меньше) опять их же заделывать. Мы выезжали на участок дороги, который уже рассыпался, хотя гарантия еще не истекла. Подрядчик заплатил штраф всего 100 тысяч рублей, а контракт был на 6 млн рублей. Очень выгодный бизнес.

Ямочный ремонт давно стал притчей во языцех. Красноярская ФАР ведет точный подсчет всех городских ям на отдельном сайте. Дороги города все в красных флажках... С математической точностью активисты ФАР готовы исследовать автомойки: кто и куда сливает опасные химические вещества. У моек должен быть отдельный резервуар для отходов, и утилизировать их необходимо в особом порядке. Но мало кто из предприятий несет такие расходы. В ФАР уже запланировали обличительный рейд. Регулярно наведываются они и на городские АЗС. С научным подходом автоактивисты подошли к проекту платных парковок. Расследование вскрыло ряд вопиющих фактов. В расчетах, которые производили экономисты администрации Красноярска, цифра затрат на парковки получилась солидная: не менее 200 млн рублей. Инвестор же потратил на проект всего 74 млн рублей. Как считают в красноярской ФАР, выполнили техзадание по минимуму, а прибыль получают по максимуму: 83 % выручки. Только оставшиеся 13 % уходят в городской бюджет. Минус налоги, которые с этих 13 % еще нужно заплатить. Такая математика ФАР не устраивает.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
10 декабря 2024
Край активного долголетия: «Дедушка-ГТО» и «Бабушки-йоги»
Помните, как в советской песне поется «Старость меня дома не застанет, я в дороге, я в пути». И это совсем
Без рубрики
6 декабря 2024
«Транснефть – Западная Сибирь»: 70 лет в истории
Нефть, словно кровь в организме, питает экономику, давая возможность развиваться промышленности, транспорту и энергетике. Но чтобы этот жизненный поток не
Без рубрики
6 декабря 2024
«Зеленые школы» Красноярья
28 ноября в здании Государственной универсальной научной библиотеки подведены итоги большого просветительского проекта «Зеленые школы» Красноярья. Миссия: чистая земля», приуроченного