Проверка на дорогах

Что толкает водителей на тропу войны?

Проверка на дорогах Что толкает водителей на тропу войны?

В редакции «НКК» прошел круглый стол, посвященный культуре поведения водителей и пешеходов.

Насколько изменилась она за последние годы? Есть ли основания для оптимизма? Почему участники дорожного движения становятся виновниками скандалов? На эти и другие вопросы отвечали гости редакции: заместитель начальника управления ГИБДД ГУ МВД России по Красноярскому краю Алексей ЧЛЕНОВ, председатель краевого общества защиты прав автовладельцев Станислав САВЧУК, профессор кафедры всеобщей истории КГПУ, представитель Общественной палаты Красноярска Андрей ЗБЕРОВСКИЙ, директор автошколы «Удача плюс» Андрей БОГВИЛАС, начальник отдела организации перевозок департамента транспорта администрации города Игорь МАНЧЕНКО, депутат краевого ЗС Егор ВАСИЛЬЕВ, мастер спорта России по автоспорту, представитель общественного совета при региональном ГУ МВД Александр ПОНОМАРЕВ.

Перед началом дискуссии сотрудники пресс-службы краевой ГИБДД показали участникам подборку видеоматериалов, запечатлевших, как красноярские водители, пассажиры общественного транспорта, пешеходы разрешают дорожные проблемы при помощи кулаков. Был там только один оптимистический сюжет–к порядку призвали пассажира легковушки, выставившего на дорогу пустую бутылку. Подборка стала отправной точкой круглого стола.

«Наш Красноярский край»:

– Нам предстоит ответить на простой с виду, но всеобъемлющий вопрос: лучше или хуже мы стали в последние годы вести себя на дорогах – это касается не только безопасности, но и вежливости. Если все действительно так плохо, как мы только что увидели, то как исправить ситуацию?Если стало лучше – как совершенствоваться?

Эффект безнаказанности

Алексей Членов:

Членов– Проблема вежливости на дорогах существовала всегда. Да, есть проявления взаимной вежливости среди водителей и пешеходов, но те материалы, которые мы только что просмотрели, свидетельствуют об обратном. Участники дорожного движения забывают о вежливости, каждый думает только о себе – из-за чего и происходят многие ДТП. Не случайно сейчас законодатели начали говорить о таком явлении, как агрессивное вождение, причем ситуация усугубляется не только в Красноярске, но и по всей России. Есть водители, которые пренебрегают, причем сознательно, правилами дорожного движения, чувствуя безнаказанность, ведут себя на дорогах по-хамски. То же и с пешеходами. Какое-то время мы говорили, что водитель всегда должен уступать дорогу тем, кто переходит проезжую часть, но все чаще мы сталкиваемся с тем, что пешеход даже не смотрит, успеет ли водитель остановиться – капюшон накинут, наушники наденут и идут, думают, что они на дороге главные. К сожалению, после таких переходов человек часто попадает под колеса автомобиля – хотя бы потому, что за секунду пешеход успеет сделать два шага, а автомобиль, в зависимости от скорости, проехать до 10 метров. Даже если водитель экстренно нажмет на педаль тормоза, нужно какое-то время, чтобы машина остановилась. Хотелось бы обратиться именно к пешеходам: собираясь переходить проезжую часть, обязательно оцените обстановку на дороге – хотя формально на пешеходном переходе пешеход всегда прав, водитель нет. Но если говорить о нашей культуре, об этике, то есть и доля вины пешехода в том, что он попал в ДТП, – он не дал водителю сделать все для того, чтобы остановиться.

«НКК»:

Что здесь может и должна сделать ГИБДД?

Алексей Членов:

– Госавтоинспекция пресекает нарушения водителей, в том числе тех, кто не пропускает пешеходов. Работаем и с пешеходами. Но вопрос культуры тех и других – сфера не только нашей ответственности. Она намного шире.

Путь на Запад

Андрей Зберовский:

Зберовский–Проблема культуры вождения и вообще поведения на дорогах напрямую связана с теми социально-экономическими условиями, в которых живет Красноярск. При этом есть процессы, происходящие не только у нас, но и в целом по стране. В 90-е годы действительно процветала езда без правил, но машин тогда было заметно меньше, так же как и социального неравенства. Нынешняя же специфика такова, что в России происходит один большой процесс – маленькие деревни и города теряют население, которое не может найти там работу и переезжает в города большие. И приносит с собой соответствующую деревенскую психологию. А на селе часто больших асфальтовых дорог не видели, потому и отношение к ним такое же, как к родным маленьким проселкам. Кроме того, в деревне культура общения другая: там люди друг друга знают, соответственно, знают, кто крутой, кто не очень, кого можно подрезать и обогнать, а кого нельзя. И вот они оказываются в ситуации, когда они никого не знают и – автоматически – не уважают. Добавьте к этому огромное количество мигрантов из других регионов и стран СНГ. В итоге у нас большое количество негородского по своей сути населения, не уважающего других, незнакомых людей, не «обточенных» процессом социализации миллионных городов. Красноярск – город молодой в том смысле, что к нам приезжает много людей молодого, активного и, соответственно, конфликтного возраста. Конфликтность регулируется гормонами, человек наиболее склонен к конфликтам в возрасте до 35 лет. И поскольку доля такого пришлого молодого населения в Красноярске увеличивается – растет и конфликтность. Причем не только на дорогах.

Кроме того, продолжается процесс социального расслоения. Увеличивается число людей на дорогих машинах, которые приобретаются в том числе нетрудовым путем. И люди эти считают себя выше окружающих, позволяют себе больше других. А эти другие, те, кто ездит на старых потрепанных «японках», все менее склонны их прощать – оттого и начинаются гонки с преследованиями, которые мы с вами часто в нашем городе наблюдаем. А учитывая омоложение города пришлым деревенским населением, о котором я говорил, конфликтность увеличивается. К тому же дороги наши не всегда широкие, не всегда позволяют обогнать в комфортном для себя режиме, ехать с той скоростью, с которой хочется человеку на дорогой машине. С моей точки зрения, для раннего постиндустриального общества, к числу которых относится и Россия, такого рода конфликтность – характерное явление. Она будет расти, если мы не найдем мер, чтобы ее остановить.

«НКК»:

Вы так высоко подняли тему, что напрашивается вывод – нужно переделать город и страну.

Андрей Зберовский:

– То, через что проходит сейчас Россия, не является чем-то исторически оригинальным. Это даже банально, поскольку много раз встречалось в мировой истории. Мы постоянно говорим: в Европе и США культура вождения выше, чем у нас. Но не надо забывать: прежде чем Запад пришел к такой культуре, люди там на протяжении столетий имели право на ношение оружия, огнестрельного в том числе. Подрезая кого-то на лошади, а потом на машине, знали, что рискуют получить пулю, и многих это останавливало и останавливает по сей день. То, что у нас заканчивается кулачным боем, там – смертями. Кроме того, мы понимаем: там более суровое финансовое наказание за разного рода неадекватное поведение. Самый эффективный способ остановить такого человека – дать ему по кошельку, а не по печени, как мы видели в роликах. Еще один важный момент – неотвратимость наказания, которого Европа и Америка достигли за счет тотального общественного контроля. Кто-то видит драку – звонит, и соответствующие органы быстро реагируют. Также это освещается в СМИ. Совокупность трех факторов – общественный контроль, высокий штраф и быстрая реакция органов правопорядка – позволила воспитать высокую культуру поведения на дорогах. Мы тоже можем так сделать.

«НКК»:

– Какой-то эпизод, снятый на видео, становился поводом к действию?

Алексей Членов:

– Безусловно. Информация, которая приходит на нашу страницу «ВКонтакте», полностью просматривается, если есть признаки правонарушения или преступления, принимаются соответствующие меры. В частности, когда мы обратились с просьбой присылать видеоматериалы о нарушениях водителей автобусов, общественность активно подключилось, и мы принимаем меры.

Нарушать – нерационально

Егор Васильев:

Васильев– На мой взгляд, в последнее время на дорогах мы ведем себя лучше, но фундаментальные причины бескультурья не побеждены.Есть два условия, которые бы обеспечили нам неагрессивное поведение на дороге. Первое – неотвратимость наказания – Андрей Викторович здесь абсолютно прав, – причем даже за самые мелкие нарушения. В том числе за мусор, выброшенный из машины на дорогу.

Спрашивается, почему люди так себя ведут на дорогах? Когда ты едешь по улице Ленина и поворачиваешь на Копыловский мост, конечно же, сегодня выгоднее ехать по левому ряду, из которого нельзя поворачивать вправо, подрезать и повернуть первым. Это делают каждый день сотни людей, и они действительно выигрывают во времени. А весь остальной поток, стоящий на Ленина, такое видит и понимает: это рациональное поведение, и думает: мы-то чем хуже?Даже если нарушителя оштрафуют – раз в полгода или в год, – все равно рациональное…

Реально справиться с этим можно, если машины ГИБДД будут не стоять на месте, а реально патрулировать улицы, видеть эти нарушения – честно говоря, не понимаю, почему это не делается до сих пор. Но именно из-за того, что люди ведут себя так и это ненаказуемо, возникает подавляющее агрессивное вождение. А нарушать должно быть нерационально. Наш человек, попадающий в Европу, вдруг начинает сам правила соблюдать. Потому что поступать иначе – нерационально. Поедет не по той полосе – с огромной долей вероятности получит штраф. Либо попадет в такой карман, откуда уже не выехать. А так он спокойно стоит в положенном ряду, никто не нарушает, и нет того наглеца, который всех объедет и окажется первым.

Второй момент – правила должны быть понятны, логичны, естественны. Человек должен понимать, почему нужно делать именно так и что это выгодно. Часто приводят пример П-образных перекрестков – понятно, что они придуманы для разгрузки правых поворотов. Но, к сожалению, пешеходы не понимают, почему они не могут перейти дорогу кратчайшим путем – как это раньше было можно, – бегут через запрещенную полосу и попадают под тот поток машин, которые поворачивают. Может, это вопрос образования, а возможно, нужно изучать ситуацию и как-то корректировать правила.

Станислав Савчук:

– Культура вождения – не просто соблюдение правил: этообычная человеческая культура. Можно ехать, ничего не нарушая, и неправильно реагировать на нарушения других водителей. Поставить инспектора на каждый перекресток невозможно, поэтому надо начинать с себя – и с самого начала, со школы, института, автошколы. Чтобы дети с ранних лет видели, что родители ездят только по правилам. Если же сравнивать нынешний уровень культуры на дороге с 80–90-ми годами прошлого века, то мы видим: у нынешних водителей ценности изменились. Главная ценность – не у всех, конечно, – заключается в стоимости автомобиля. Получит машина небольшую царапину, а владелец реагирует так, будто ему палец отрубили. В основном серьезные ДТП происходят из-за элементарного упрямства водителя, забывшего элементарное: автомобиль – источник повышенной опасности, и ты отвечаешь не только за себя и пассажиров, но и за тех, кто вокруг тебя. Ничего ведь не стоит уважительно относиться друг к другу – пропустить, поблагодарить, помочь. Нельзя быть безразличным.

Начнем с детства

«НКК»:

– Может, претензии нужно предъявить автошколам, в которых не говорят будущим водителям о таких простых вещах?

Андрей Богвилас:

БогвиласРаспространенная сегодня точка зрения – все проблемы на дорогах оттого, что в автошколах плохо учат. Но на самом деле ведь ни в одной автошколе не учат проезжать на красный, давить пешеходов, садиться за руль нетрезвым. Мы часто ездим на разные конференции, общаемся с коллегами из других городов, стран – так вот, меня заинтересовал немецкий опыт: как там оценивают ДТП. Какие происшествия обычно допускают новички, со стажем вождения до года? Поцарапал крыло, не вписался в поворот… А самые страшные аварии приходятся на тех, кто за рулем пять лет и более. Эти люди теряют контроль над ситуацией, позволяют себе превышать скорость, обгонять через двойную сплошную. То есть водитель считает себя чуть ли не асом. Поэтому мы в нашей автошколе стараемся проводить занятия в том числе с профессионалами. Автопредприятия города возродили техминимумы, многие руководители относятся к этому серьезно и просят преподавателей пообщаться с теми, кто уже не первый год за рулем. На мой взгляд, это большой плюс. Вот простой пример: разница между скоростью 60 и 65 километров в час практически не ощущается, а между тем это лишних семь метров тормозного пути. Представьте, как это важно, если впереди появится пешеход. Слышал, как многие говорят, что по городу можно ездить и 80 км/ч, и только потому, что за это не наказывают. Другой момент: пошла мода, особенно среди молодежи, позанимавшись вождением на спортивных трассах, переносить этот опыт на дорогу. Они считают, что научились всему и могут справиться с любой ситуацией. Но это не так. Народная мудрость гласит: умный знает, как выйти из критической ситуации, мудрый знает, как в нее не попасть. Мы учим в том числе и тому, как не оказаться в таких вот разборках, которые мы сегодня видели. Хотя, надо признать, таких ситуаций сейчас намного меньше, чем, скажем, в 90-х годах, когда права зачастую получали экстерном, по сути, без всякого обучения. Культура на дорогах понемногу растет, и, кстати, сейчас в автошколах вводится такой предмет, как психология вождения.

Егор Васильев:

Нам стоит вернуться к тому забытому опыту, когда водителей начинали обучать со школы, в учебно-производственных комбинатах, чтобы люди выходили во взрослую жизнь не только с водительским удостоверением, но с опытом и культурой вождения.

МанченкоИгорь Манченко:

Нынешняя культура вождения однозначно отличается от тех же 90-х годов – намного и в лучшую сторону. Но человек, выходя на улицу, должен всегда понимать, кем он должен быть – культурным, вежливым водителем или пешеходом. Если этого нет в сознании, то не стоит ждать никаких улучшений. Здесь говорили о неотвратимости наказания, сравнивали наш опыт с зарубежным. Но надо отметить, что за границей его обеспечивает не столько полиция, сколько видеокамеры. Если у нас установить камерына всех аварийноопасных местах, на перекрестках, то народ будет заранее знать, что за любымнарушением последует наказание. И тогда сотрудники ГИБДД смогут заниматься своим прямым делом – регулированием движения, а не будут надзирательным органом. Что касается «игр» на дороге – особенно с автобусами, – то происходят они потому, что водитель автомобиля просто не понимает, каковы могут быть последствия. В час пик автобус может перевозить до сотни пассажиров – представьте, чем могут закончиться подобные игры: люди могут пострадать, даже погибнуть, а виновника ждет уголовная ответственность.

«НКК»:

– Но за рулем автобусов тоже не ангелы сидят.

Игорь Манченко:

– В последнее время мы переживаем кадровый провал – в основном работают те, кому за 50, те, кто сел за руль автобуса 15–20 лет назад. Амолодежь не жалует эту профессию, и дело не всегда в зарплате – просто труд очень тяжелый. Начиная с того, что в пять утра выезд, поэтому в четыре нужно быть на работе, подготовить свое транспортное средство. Приходят молодые, немного поработают и говорят – нет, лучше я на грузовике ездить буду. Сегодня ведь движение в городе очень сложное, поток плотный – не каждый сможет в таких условиях ездить спокойно и грамотно. Мы боимся, что лет через 10 водителей автобусов будет очень мало.Сейчас появилась тенденция – все чаще эту чисто мужскую профессию выбирают девушки.

Александр Пономарев:

ПономаревЗдесь уже была высказана мысль, что навыки, полученные на гоночной трассе, молодые водители переносят на дорогу. Совершенно согласен с тем, что десятиминутная сессия на специализированной трассе суперводителем никого не сделает. Это все равно что прийти в магазин, купить боксерские перчатки и сразу выйти на ринг, где вас попросту прибьют. Точно так же у водителя появляется мнимая уверенность, что он что-то умеет, и так вот, «на адреналине», он выезжает на дороги общего пользования – и там начинаются «чудеса». Но речь не о том, что во всем виновата гоночная трасса: здесь дело в отношении самого человека к собственным возможностям. Егор Евгеньевич правильно отметил: в советское время обучение начиналось именно в школах, при ДОССАФ были детские секции. После сдачи экзаменов выпускник обменивал свое удостоверение начинающего водителя на настоящие водительские права и, по сути, умел рулить лучше, чем, скажем, его родители. Что касается пешеходов, то в ПДД есть пункт 17.2, гласящий, что до выхода на проезжую часть нужно убедиться, что выход безопасен, – а у нас почему-то им постоянно пренебрегают. Такое впечатление, что большинство пешеходов считают себя бессмертными. Вдумайтесь, каждый год у нас, в мирное время, на дорогах гибнет более 30 тысяч человек. Можно винить в этом ГИБДД, плохое дорожное покрытие и вообще что и кого угодно – только не самих себя. Я считаю, что формирование культуры поведения на дорогах зависит в первую очередь от семьи, от того, насколько важным считают родители прививать ребенку соответствующие навыки. Но поскольку в последние 20 лет скорость жизни увеличилась, нам часто не хватает времени на собственных детей, а иногда и самим некогда почитать Правила дорожного движения, быть в курсе тех изменений, которые в них вносят. Было бы здорово, если бы у нас появилась хотя бы экспериментальная площадка, где дети начиная с дошкольного возраста могли получать навыки правильного поведения на дороге, тем более что в СССР так и было. Я бы не сказал, что сейчас в автошколах обучают хуже, чем в советские времена. Просто изменилось само отношение к управлению автомобилем: считается, что машину нужно иметь обязательно, иначе никуда не успеешь. Отучился ты два месяца, сдал на права– и садись за руль, можешь считать себя полноправным участником дорожного движения. Но нет понимания того, что сейчас все не как раньше – за 20 лет автопарк в России вырос в разы, до более чем 50 миллионов автомобилей, а плотность дорог почти не увеличилась, дороги не подготовлены к такому количеству транспорта… Ширина дорог в центре Красноярска по большому счету не стала больше с тех времен, когда ездили на лошадях. И нам всем приходится в таких условиях выживать. Все это сказано к тому, что главная система безопасности находится в голове у водителя. И если ее нет, то никакая АВS, никакой антизанос не поможет. Более того, с внедрением в конструкцию автомобилей различных систем безопасности в последние 7–10 лет аварии стали более кровавыми. Потому что водитель стал больше доверять технике, чем собственному мастерству. Возвращаясь к сказанному, на мой взгляд, должен быть посыл от власти краевой и городской – нам крайне необходим комплекс по обучению детей, начинающих водителей, по повышению уровня мастерства инструкторов автошкол. А ведь у нас нет даже полигона для подготовки водителей автобусов.Я писал об этом в администрацию президента, но мои предложения спускали на региональный и местный уровень, и все заканчивалось предложениями «оставить на потом»; идея, конечно, хорошая, но денег на нее нет.

Участники круглого стола пришли к выводу: неотвратимость наказания нарушителей – лучшая агитация за культуру поведения на дорогах. Если зафиксированные на видео случаи хамского поведения попадают в Интернет, их должна сопровождать информация об ответственности, которую понесли виновные. Станислав Савчук предложил создать «ВКонтакте» в группе ГИБДД страничку позора, где будут публиковаться подобные видео. Кроме того, следует объединить усилия власти и общественности и объявить 2016-й годом правил доброго движения. Главная цель года ПДД – просвещение всех участников дорожного движения.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
10 декабря 2024
Край активного долголетия: «Дедушка-ГТО» и «Бабушки-йоги»
Помните, как в советской песне поется «Старость меня дома не застанет, я в дороге, я в пути». И это совсем
Без рубрики
6 декабря 2024
«Транснефть – Западная Сибирь»: 70 лет в истории
Нефть, словно кровь в организме, питает экономику, давая возможность развиваться промышленности, транспорту и энергетике. Но чтобы этот жизненный поток не
Без рубрики
6 декабря 2024
«Зеленые школы» Красноярья
28 ноября в здании Государственной универсальной научной библиотеки подведены итоги большого просветительского проекта «Зеленые школы» Красноярья. Миссия: чистая земля», приуроченного