Начищенные до блеска ременные бляхи, подшитые белоснежные воротнички и тщательно выученные уроки – так готовится к учебному дню любой воспитанник кадетского корпуса. И к этому никого не приходится принуждать, ведь каждый знает: будут замечания – на выходных лишат увольнения, а вместе с ним и встречи с родителями. При этом сами родители такой строгости даже рады: кадетское образование для своих детей они считают путевкой в светлое будущее.
Сегодня на территории Красноярья военной дисциплине ребят учат в восьми кадетских корпусах. Уникальные учреждения работают в Кедровом, Шарыпово, Ачинске, Минусинске и других городах. «Первенцем» стал Красноярский кадетский корпус (его история началась в июле 1998 года), впоследствии получивший имя бывшего губернатора края Александра Лебедя. При двух корпусах открыты Мариинские женские гимназии.
По определению система кадетского образования должна «штамповать» настоящих мужчин-патриотов и воспитанных леди. Как уверяют сами выпускники – а их за 15 лет в регионе подготовили около трех тысяч, – так и есть. Социологические исследования на их стороне: на учебу бывшие кадеты из Сибири уезжают в Москву, Санкт-Петербург, за рубеж.
Стать кадетом непросто: по краю конкурс достигает семи человек на место, а стать выпускником еще сложнее. К примеру, в Канском морском кадетском корпусе был прецедент, когда воспитанника отчислили за курение. Те, кому удалось пройти путь кадета до конца, вспоминают о прошлом с благодарностью.
Учился в тельняшке
Александра Любишина родители привели в расположение 5-й роты Красноярского кадетского корпуса имени А. Лебедя в 1999 году. За семь лет учебы парень понял, что хочет продолжать службу, и поступил в военный институт.
– В первые годы обучения меня спасла начальная военная подготовка, но ключевую роль корпус сыграл в моей жизни гораздо позже, – рассказывает Александр. – Институт я окончил в 2011 году, как раз во время больших реформ Министерства обороны. В итоге весь наш выпуск получил свободные дипломы и был освобожден от обязанности служить.
От своей мечты кадет решил не отказываться и отправился в Мурманск – на Северный флот.
– Там командующий береговыми войсками Северного флота спросил меня, зачем мне Вооруженные силы. Мол, таких молодых офицеров, как я, в стране много, да и образование у меня инженерное, могу реализоваться на гражданском поприще… – вспоминает выпускник Красноярского корпуса 2006 года Александр Любишин. – Тогда я ответил, что форму и тельняшку ношу с детских лет, что привык к военной дисциплине. Это его сразило. И, несмотря на сокращения в Министерстве обороны, меня взяли в морскую пехоту Северного флота.
И подобных историй немало. Согласно статистике каждый пятый выпускник кадетских корпусов поступает в военные вузы или вузы силовых структур. Бывшим кадетам гораздо проще приспособиться к дисциплине и физическим нагрузкам. Каждый во время учебы как минимум один раз прыгал с парашютом. Не говоря уже о ежедневной утренней зарядке, строевой подготовке, выправке.
Сибирь вместо столицы
– На военных сборах между бакалавриатом и магистратурой МГИМО я не чувствовал никаких проблем во многом благодаря кадетскому прошлому. Поэтому меня сразу назначили командовать отделением, – рассказывает выпускник Красноярского кадетского корпуса 2007 года Антон Натаров.
С детских лет он бережно хранит свою форму и награды, оставшиеся после учебы. Медаль Кадетской славы III степени получил за достижения в спорте, когда представлял корпус на соревнованиях по самбо и баскетболу. Рядом медаль участника парада в честь Победы в Великой Отечественной войне.
Тот военный дух и дисциплина, в которой он прожил семь лет, по словам выпускника, и определили его будущее. После корпуса он отправился в столицу – поступать в МГИМО. В итоге окончил один из лучших вузов страны по специальности «внешнеэкономическая деятельность», полтора года проработал в штате Министерства финансов России, возглавлял международный проект по железнодорожным перевозкам в частной компании. Но после защиты диплома удивил всех и вернулся в Красноярск.
– Да, с такой специальностью я променял Москву на Красноярск и не жалею. Считаю, что здесь мои знания, в том числе знания языка, применить легче, – рассуждает Антон. – Я видел, что Красноярск активно развивается, сюда привлекаются иностранные инвестиции.
В краевом центре Антон Натаров первым делом решил объединить бывших кадетов и гимназисток со всего края в одну ассоциацию. Такую идею он подхватил еще в институте, когда вступил в Ассоциацию выпускников МГИМО.
– Не хочется думать, что кадетское братство заканчивается после выпуска. Поэтому я выступил с такой инициативой перед нашими кадетами и до сих пор не услышал ни одного «нет».
«Оставить вмятину во Вселенной»
С июля этого года в Ассоциацию выпускников кадетских корпусов и Мариинских женских гимназий вступили несколько десятков выпускников. Одной из первых свое желание присоединиться высказала Полина Кузнецова. Прошлым летом она окончила Мариинскую гимназию. Признается, что еще ученицей мечтала завоевать столицу.
– Мне хотелось продвигать большие проекты, менять мир. Поэтому решила развивать свои главные навыки, составлять «план покорения Москвы», – рассказывает выпускница.
Под конец учебы, перед ЕГЭ, Полина организовала и провела тренинги по ораторскому мастерству, ездила по детским домам с занятиями по технике речи. Ночами зачитывалась бизнес-литературой. Мечтала стать дипломатом, работать в ООН и давать интервью на канале CNN. Мариинку девушка окончила с золотой медалью и грамотой за второе место во всероссийской олимпиаде по истории.
– С таким набором я могла поступить куда угодно, – вспоминает Полина. – Выбор пал на факультет международного бизнеса и делового администрирования РАНХиГС при президенте РФ. Моими однокурсниками оказались дети крупных бизнесменов и чиновников, наследники арабских шейхов, но их ничего не интересовало, они были инфантильны. Пришлось искать новый круг общения.
Уже ко второму курсу 19-летняя девушка открыла с партнером бизнес-клуб, проводила учебные программы, вела тренинги и мастер-классы для студентов, побывала на стажировке в Евразийской экономической комиссии, руководила рабочей группой по образованию в проекте «Стратегия-2020». Сегодня Полина изучает современный бизнес, выступает перед инвесторами из «Сколково», встречается с успешными столичными предпринимателями, а между делом готовится к зачетам и экзаменам.
– Сейчас я с головой в работе над проектом бизнес-симулятора. Каждое утро подгоняю рассвет, чтобы заниматься любимым делом, потому что верю в свою мечту. Дальше я хочу, как говорил Стив Джобс, «оставить вмятину во Вселенной».
Как и в любой школе, кадеты и гимназистки вырастают и уходят, начинают взрослую жизнь. Но не все одноклассники могут называть себя братством.
7 декабря это кадетское братство, родители воспитанников, их учителя соберутся в краевой филармонии, чтобы поздравить друг друга с 15-летием кадетского и женского гимназического образования в крае.
Комментарии
Олег ПАЩЕНКО
депутат Законодательного собрания, член комитета по образованию, культуре и спорту
– Я очень рад, что уже 15 лет в нашем крае существует такая система, как кадетские корпуса, где мальчишки заняты настоящим делом. По всем исследованиям, большинство из них потом идут в офицеры. Конечно, некоторые остаются на гражданке, но и там они помнят, что такое честь, достоинство, а главное – знают, что такое государство.
Мариинские женские гимназии для девочек – это хорошие манеры, осанка, им прививают благородство. Выпускники кадетских корпусов и женских гимназий на голову выше своих ровесников, окончивших школы. Они более самостоятельны, ведь живут в коллективе. По моему мнению, многое из этой системы кадетского образования нужно постепенно, аккуратно внедрять в общеобразовательные учреждения, везде должна быть военная подготовка, культурная и патриотическая составляющая.
Татьяна ВОЛОТКЕВИЧ
депутат ЗС, заместитель председателя комитета по образованию, культуре и спорту
– Кадетское образование, безусловно, нужно нашему краю. В первую очередь, оно дает определенную профориентацию детям, которые потом становятся офицерами и защищают Родину.
Не хотелось бы обижать школьников, но если брать в общем, то воспитанники кадетских корпусов более взрослые, физически и душевно более развитые. Во многом это заслуга системы: ведь у них в ежедневном распорядке дня и основные уроки, и военная подготовка, и спортивные секции, кружки технического направления, при этом очень мощная гражданско-патриотическая составляющая… В школах же системы нет, проблемы с посещаемостью, очень большая вариативность обучения. Зачастую дети могут стать заложниками не очень культурных родителей и не очень компетентных учителей.