Путь героев Земляки гордятся династией Гриболевых

Путь героев Земляки гордятся династией Гриболевых
Фото: Руслан Рыбаков, архив семьи Гриболевых

Петр

В интернет-энциклопедии про него написано просто – мастер танкового боя. Но в детстве Петр из деревни в Дзержинском районе не стремился стать танкистом – так распорядилось время. Он родился в 1920 году в Псковской губернии, лихолетье заставило его родителей переехать в Сибирь. В Красноярском крае окончил школу, поступил в Боготольский железнодорожный техникум. Хотел водить поезда, но в планы вмешалась война.

В 20 лет окончил пехотное училище в Подмосковье. Шел переломный в стратегическом смысле 1942 год. И тут юному выпускнику говорят: зачем пехота, давай на танк! И сразу командиром взвода.

Первое испытание для него – Курская битва. Это до сих пор не превзойденное в истории сражение: 6 тысяч танков с обеих сторон, общее число участников – около двух миллионов человек, погибших около 1,5 миллиона… Но он выжил и тем самым причастился к Великой Победе, потому что именно Курская битва открыла дорогу до сих пор отступавшим российским войскам на запад.

Пятьдесят дней продолжалось сражение, за эти полтора месяца лейтенант Петр Гриболев стал настоящим командиром. Поэтому ему и доверили следующую наступательную операцию.

Небольшой городок Казатин в Харьковской области, сейчас это Хмельницкая область. На железнодорожном узле здесь распределялись поезда в направлении Киева, Одессы, Львова. Он был занят немцами еще в самом начале войны, в июне 1941 года, и фашисты успели там прочно обосноваться. Помимо железнодорожной развязки, в городе находились огромные склады с топливом и продовольствием, из которых и снабжали большую часть немецкой армии. Разумеется, городок хорошо охранялся.

Гриболеву и его танковой роте (это примерно 10 танков и около 40 человек личного состава) была поставлена задача захватить железнодорожную станцию и город, удерживать их до подхода основных частей.

Танки Гриболева за час захватили город, захватили склады с провиантом и оружием. И вышли к железнодорожным сетям. А там стоял бронепоезд, в котором находились десятки фрицев. Стрелять по нему – бессмысленно. Тогда лейтенант Гриболев отдал приказ разобрать пути впереди и сзади поезда. Три дня танковая рота ждала подкрепления, за это время захватила в плен около 150 отлично вооруженных немцев.

Звание Героя Советского Союза Петру Гриболеву присвоили не только за эту успешную операцию: за все время наступления на Казатин ни один его подчиненный не погиб и не был ранен.

Петр Гриболев встретил Победу в Берлине. После войны оставался кадровым офицером, служил на Западной Украине. А когда пришло время пойти в отставку, попросился в родной Красноярский край. В 1958 году приехал в Красноярск, где его встретили со всеми почестями как Героя СССР. И доверили мирное дело – строить шелковый комбинат.

В течение 17 лет Петр Филиппович руководил им же построенным комбинатом. Он умер в 1998 году, а 16 лет спустя в его честь назвали улицу в микрорайоне Солнечный.

Александр

Последнее совместное фото Александра и Ирины Гриболевых

Но и в мирное время война не оставила Петра Филипповича в покое. Сын Александр никогда не хвастался званиями и наградами отца, но с самого детства мечтал стать военным летчиком. Сразу после школы поехал поступать в летное училище в Казань, но не прошел медкомиссию. Поступил в институт цветных металлов и золота.

Свою будущую жену Александр выбрал еще в начальной школе. Она красивая, активная, занималась музыкой и танцами, чтобы быть к невесте ближе, он тоже записался в музыкальную школу. Поженились на пятом курсе института, где Ирина также училась. После получения диплома устроился на работу на Сосновоборский завод автоприцепов (там от предприятия давали квартиры, а молодой семье очень хотелось жить отдельно от родителей). Но знакомый офицер, который с детства присматривался к смышленому пареньку, пригласил его в школу КГБ в Минске.

Саша посоветовался со мной, и мы решили, что ему стоит ехать в Беларусь, – вспоминает Ирина Гриболева. – При этом, поскольку у него уже было высшее образование, не надо было пять лет учиться, а всего один год, и затем он мог бы поступить в Академию КГБ в Москве.

Но после окончания белорусской школы Александр остался работать в Красноярском крае. Подробности его службы секретны, жена знала лишь то, что он курировал железную дорогу.

А потом началась военная кампания в Афганистане. Александр Гриболев сам туда рвался, очень хотел попробовать себя на военном поприще.

Мы тогда как-то всерьез эту войну не воспринимали. Информации было мало, по телевизору ведь об этом не рассказывали, – вспоминает Ирина Михайловна. – Думали, просто очередная командировка. Потом уже узнали, что Саше предложили на выбор – или Академия КГБ в Москве, или курсы спецназа «Вымпел». Он выбрал «Вымпел».

Несколько месяцев офицера КГБ тренировали на курсах: он отлично стрелял, освоил основы диверсионной работы, изучил несколько иностранных языков. И в 1981 году его отправили в Афганистан.

До сих пор Ирина Михайловна не знает, как именно погиб ее муж. Говорит, на похоронах его высокопоставленные сослуживцы обещали рассказать, когда пройдет как минимум 25 лет. Но прошло уже 40, а точных данных все еще нет. На единственной фотографии с той «командировки» на фоне самолета стоит взвод солдат, среди которых Александр.

«Погиб при исполнении интернационального долга» – все, что известно вдове. Награжден орденом Красной Звезды и похоронен рядом со своим отцом на Аллее Славы кладбища Бадалык.

Ирина

Ирина Михайловна часто навещает родных, похороненных на Аллее Славы кладбища Бадалык

Общаться с Ириной Михайловной непросто: у нее каждые пять минут звонит телефон, и везде она нужна, всем требуется ее внимание и участие. Сейчас Ирина Гриболева возглавляет палату ветеранов Гражданской ассамблеи Красноярского края и региональное отделение Общероссийской организации семей погибших защитников Отечества. Перечень ее ежедневных задач впечатляет: сотрудники ее организаций ведут патриотическую работу в школах, заботятся о памятниках и захоронениях военнослужащих, проводят различные выставки и мероприятия на темы прошлых войн.

Сейчас в нашу жизнь пришла СВО, и ряды ветеранов резко помолодели.

 Вот я вдова, и мне до сих пор тяжело, – Ирина Михайловна едва сдерживает слезы. – Мы привыкли, что ветераны или их семьи – это люди возрастные. А тут приходят двадцатилетние девочки, сорокалетние матери, которые лишились главного смысла в своей жизни. Конечно, им нужна помощь, как не помочь.

Сейчас ветераны, как прежние, так и новые, объединяют свои усилия, оказывают посильную помощь бойцам СВО. Иногда совсем уникальную, например, изготавливают особые браслеты. Одно движение – и небольшой браслет на запястье превращается в пятиметровый очень прочный трос.

Конечно, браслеты – это далеко не все, что поставляют на фронт жены и матери бойцов, какую помощь оказывают семьям тех, кто сражается сейчас за нашу Родину.

Ну вот, погиб мальчик… Я знаю, как его жене тяжело, а большинство же не знает. Моя работа – ее поддержать, доказать, что, как бы плохо сейчас ни было, жизнь все равно продолжится. Уж я-то это знаю, – говорит Ирина – жена героя.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
19 мая 2024
К 105-летию Михаила Годенко: Он не делал скучных танцев
Об уникальном годенковском стиле мастера народного танца спорят уже много лет. Как удавалось создавать композиции, которые люди с удовольствием смотрят
Без рубрики
18 мая 2024
«100 фактов об Астафьеве»: в 1962 году переехал в Пермь, где он получил первую квартиру и написал одно из самых главных произведений – «Пастух и пастушка»
Литературный путь Виктора Петровича начался в Чусовом, где жила семья его жены, – туда они приехали сразу после войны «в
Без рубрики
18 мая 2024
Личные биометрические данные нуждаются в усиленной защите
«Мама, я попал в ДТП, срочно нужны деньги. Сейчас к тебе подъедет мой знакомый, и ты передай ему…» – далее