Лето закончилось, но на юг продолжают лететь самолеты со страстно желающими отдохнуть красноярцами. К сожалению, мечты о безмятежно проведенных часах на пляже нередко омрачаются досадными неприятностями, которые серьезно портят впечатление от долгожданного путешествия. Предупредить возникновение проблемы во много раз лучше, чем разбираться с ее последствиями. Поэтому мы решили опубликовать сегодня ответы на актуальные вопросы наших читателей, связанные с путешествиями.
– Почти каждый день приходится слышать о ДТП с туристами или о несчастном случае, который может произойти прямо в отелях, – укусы насекомых, отравление, травма на водной горке. И порой турист оказывается в ситуации заложника, когда денег на квалифицированную помощь не хватает. Какие меры надо предпринять, чтобы обезопасить себя еще до путешествия?
– Страховым полисом должны быть предусмотрены оплата медицинской помощи и возмещение расходов при наступлении страхового случая, – поясняет Татьяна Якубович, ведущий специалист – эксперт Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю. – Но тут есть нюансы. Судебная практика показывает: если турист получил травму, находясь в состоянии алкогольного опьянения, страховым случаем это не признается. Не стоит рассчитывать на возмещение и в том случае, если путешественник пострадал, занимаясь экстремальным видом спорта – катанием на водном мотоцикле, к примеру. Если травма была получена на экскурсии, приобретенной у частного лица, а не у конкретной компании, доказать что-либо также будет сложно. Но я хочу подчеркнуть: необязательно соглашаться на условия страховки, автоматически включенной в турпакет. Можно подписать договор об оказании страховых услуг с другой компанией, на выбор туриста. В этом случае стоимость страховки автоматически вычитается из общей стоимости тура.
Как показывает опыт многих туристов, необязательно обращаться за услугами в федеральную крупную компанию. Страховку можно приобрести у местной организации, имеющей хорошую репутацию. Решать вопросы с выплатами в спорных ситуациях будет проще.
Если вы путешествуете самостоятельно, можно лично оформить страховой полис и быть уверенным, что в случае неприятностей вы всегда будете защищены.
Багаж поломали
– Прилетели в пункт назначения, и при выдаче багажа оказалось, он вместе со мной не прилетел. Что делать, если авиакомпания не спешит возмещать ущерб?
На сайте многих авиакомпаний размещены стандартные образцы претензий на разные «неприятные случаи» жизни, такие как потеря багажа и так далее. Можно, конечно, позвонить по горячей линии авиаперевозчика и уточнить необходимую информацию. А вот что советуют сделать специалисты.
– Прежде всего нужно найти представителя перевозчика, ответственного за получение багажа, и оформить претензию в свободной форме с указанием подробных обстоятельств дела, – пояснила Татьяна Якубович. – Багаж может быть утерян. В этом случае, согласно приказу Минтранса РФ от 28.06.07 № 82, перевозчик обязан обеспечить меры по его розыску – отправить запрос в аэропорт отправления о наличии багажа, сделать запрос о досылке багажа и так далее. Если у вас был багаж с объявленной ценностью, то в случае пропажи или его повреждения ущерб возмещается в размере объявленной ценности.
Если не было объявленной ценности у багажа, возмещение ущерба идет в размере его стоимости, но не более 600 рублей за килограмм веса багажа. Предусмотрена ответственность за повреждение багажа в салоне – возмещение средств, но не более чем на сумму 11 тысяч рублей. Но должно быть установлено, что багаж пострадал по вине представителей авиакомпании. Если полет осуществлял международный перевозчик, то он также будет нести ответственность.
Салон… для лилипутов?
– Часто сталкиваюсь с ситуацией, когда на борту самолета неудачно расположены кресла. И на чартерных рейсах, и на регулярных они поставлены настолько близко друг к другу, что полет превращается в настоящую пытку! Для людей с ростом чуть выше среднего или имеющих лишний вес непросто бывает выдержать в таких условиях несколько часов.
– Что касается расстояния между креслами, то данный вопрос регулируется отраслевым стандартом, его номер 54-3-62, – разъясняет Татьяна Якубович. – С такими претензиями следует обращаться в межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Красноярского края. В компетенцию этого органа входит проведение проверок. Зачастую то, что полет будет крайне некомфортным из-за очень малого шага между креслами, может выясниться только на месте. Что делать? Потребитель имеет право на получение качественных услуг, когда его не устраивает что-то – может обратиться к представителю авиакомпании, попросить предоставить другое место. Можно вообще отказаться от полета и вернуть деньги. Но опять же – нужно доказать, что услуга предоставлена некачественная. Если соответствующее ведомство найдет нарушения при проверке, тогда это будет являться основанием для расторжения договора и возврата средств. За вычетом стоимости тех услуг, которые уже были оказаны. Хочу подчеркнуть: за сформированный тур несет ответственность туроператор, а за донесение информации – агентство.
Драгоценная наша Олимпиада…
– Для меня всегда было загадкой: каким образом формируется цена на авиабилеты? А тут решил запланировать поездку в Сочи на Олимпиаду: не хочется упускать такой шанс, ведь Сочи – это не Ванкувер, долететь вполне реально… Но когда заглянул на сайт генерального партнера XXII Олимпийских зимних игр, то просто глазам своим не поверил: самые дешевые билеты – около 50 тысяч рублей. Причем если брать билет от Красноярска до Сочи и обратно не в дни проведения Игр, а немного позже – допустим, в мае, цена будет в два раза ниже – немногим менее 23 тысяч рублей. Почему же «Аэрофлот» установил такие цены?
Летать по высоким ценам, принимая во внимание то, что вышеуказанный маршрут еще и не прямой, а с обязательным посещением столицы и занимает почти 12 часов, на самом деле обидно. Но, как пояснили в авиакомпании, билеты по самым привлекательным ценам уже закончились. Хоть и увеличилось число рейсов в Сочи на период проведения Олимпиады-2014, спрос на билеты остается очень высоким.
– Тарифная политика «Аэрофлота» реализуется с использованием автоматизированной системы управления доходами, которая на основании прогноза спроса и статистики прошлых лет позволяет предложить к продаже определенное количество мест в салоне самолета по каждому виду тарифов, – отвечают в пресс-службе. – А система бронирования Sabre, которую использует «Аэрофлот», предусматривает широчайший спектр тарифов на одно и то же направление (всего около 20). Принцип приобретения: чем раньше, тем дешевле. При наличии спроса на перевозки с сокращением времени до вылета и формированием бронирования дешевые классы закрываются к продаже.
Путешествия не только на Олимпиаду в Сочи, но и в Москву, другие города лучше планировать заранее. Продажи билетов во многих авиакомпаниях начинаются за 300 дней до вылета, то есть фактически за год. В таком случае больше шансов приобрести авиабилеты по более низким ценам, чем, допустим, за два или даже за пять месяцев до путешествия.
Черный список авиапассажиров
Безнаказанно буянить и веселиться на борту воздушного судна, мешая остальным пассажирам, скоро станет довольно сложно. «Хулиганство на борту воздушного судна» – так будет назваться соответствующая статья в УК. Накануне такой законопроект внесли с Госдуму. Планируется, что наказание составит до пяти лет лишения свободы, а в отдельных случаях – до семи лет.
«Пассажиры, находящиеся в состоянии алкогольного опьянения, устраивают драки, в том числе с членами экипажа, тем самым ставят под угрозу здоровье и жизнь других участников полета. При этом существующая нормативная база не дает достаточных возможностей для предотвращения и профилактики подобных инцидентов», – говорится в пояснительной записке к документу, внесенному депутатами от партии «Единая Россия» Игорем Бариновым и Игорем Игошиным.
Воздушный кодекс предлагается дополнить двумя поправками. Первая из них предусматривает право членов экипажа лайнера «применять все необходимые меры, в том числе меры принуждения, в отношении лиц, которые своими действиями нарушают общественный порядок, создают непосредственную угрозу безопасности полета воздушного судна и отказываются подчиняться распоряжениям командира воздушного судна». Согласно второй поправке Росавиация составит черный список пассажиров, которые «особо отличились» в течение последних пяти лет. И, вполне возможно, авиакомпании получат право отказывать злостным нарушителям в покупке билета. Обсуждение подобных мер велось давно, так как хулиганов среди пассажиров, увы, более чем достаточно. Одним из самых резонансных событий стало задержание Сергея Кабалова, который по пути в Хургаду несколько месяцев назад устроил скандал на борту и ударил проводника. Сейчас ему грозит от 7 до 12 лет лишения свободы.