Нетрезвый за рулем – тема всемирная, почти вечная, источник множества трагедий и постоянное поле битвы для сотрудников правоохранительных органов. Однако в последнее время появились поводы говорить о некоторых успехах на этом «поле». В чем они заключаются и как были достигнуты, об этом НКК рассказывает Андрей СИРОТИНИН, главный государственный инспектор безопасности дорожного движения Красноярского края.
– Андрей Викторович, законодательные меры в отношении нетрезвых водителей год от года становятся все жестче. Как это отражается на ситуации в целом?
– Последние изменения оказали вполне реальное влияние на ситуацию, что подтверждается нашей статистикой. За прошлый год в крае произошло 353 дорожно-транспортных происшествия, виновниками которых стали водители, находившиеся в состоянии опьянения. В этих ДТП погиб 91 человек и 448 пострадали. Но по сравнению с 2021 годом таких происшествий стало меньше на 7,3 процента, число погибших снизилось на 11,7 процента, пострадавших – на 14 процентов.
– По общему опыту, насколько это значимый прогресс?
– Считаю, что тенденция вполне оптимистическая. Очевидно, что люди стали реже садиться за руль в нетрезвом виде и совершать меньше аварий, поскольку все больше осознают, что любая пьяная езда приводит к плачевным последствиям. Хотя сама проблема, разумеется, не исчезла. За прошлый год выявлено свыше 14 тысяч нетрезвых водителей. Из них порядка двух тысяч – те, кто сел пьяным за руль повторно и будет привлечен к уголовной ответственности за управление транспортом в нетрезвом виде.
– Каков процент тех, кто получил реальные сроки?
– Здесь говорить о какой-либо статистике пока рано, поскольку данная статья УК достаточно молодая. Но можно утверждать, она действительно работает. Кроме того, рассуждать о процентах в этом контексте не совсем правильно, поскольку для каждого конкретного случая есть своя оценка. Для одних нарушителей достаточно штрафных санкций, а кому-то действительно придется отправиться в места не столь отдаленные. В каждом случае важно принимать во внимание характеристику человека, обстоятельства происшествия. Однако проблему нетрезвого вождения нельзя решить, сажая всех нарушителей поголовно. Лишение свободы – самая жесткая мера, которая применима в первую очередь к тем, кто в самом деле не осознает последствий такого рода поступков.
– Недавно краевые СМИ сообщили, что в задержании одного из таких водителей участвовали пять экипажей ДПС. Подобные погони – случай исключительный или не совсем?
– Такое бывает нечасто, но время от времени попадаются люди, которые, скажем так, не совсем адекватно воспринимают требования инспекторов ГИБДД. В том эпизоде, который вы упомянули, водитель отказался пройти медицинское освидетельствование, поэтому мы не можем утверждать, что он был пьяным. Но отказ от прохождения медосвидетельствования предусматривает ту же ответственность, как и управление транспортом в нетрезвом виде. Что касается пяти экипажей, участвовавших в его задержании, то это обычная практика – сотрудники обмениваются информацией по радиоэфиру, работают сообща. Для таких водителей здесь только одна мораль – уходить от преследования бессмысленно, даже пытаться не стоит. Печально, что при этом опасности подвергаются посторонние люди. Но ужесточение законодательных мер приносит результаты. Так же как и те мероприятия, которые проводит ГИБДД. Одно из них – тотальные проверки на состояние опьянения всех водителей на определенных участках.
– Насколько велик бывает «урожай»?
– Случается, что не выявляем ни одного пьяного в месте тотальной проверки. Но сам факт вносит коррективы в поведение водителей, они осознают, что пьяная езда – это в прямом смысле зло, и становятся более законопослушными. Кроме того, я хотел бы поблагодарить тех, кто проявляет свою гражданскую позицию и сообщает нам о нетрезвых за рулем, об их местонахождении, что помогает полицейским задержать нарушителя до того, как случится какое-либо происшествие. За прошлый год на телефон «синей линии», который дает возможность быстро и напрямую передать информацию сотрудникам ГИБДД, только в Красноярске поступило 509 звонков, 72 водителя были привлечены к ответственности по различным статьям. Это хороший показатель. В 2021 году таких звонков было втрое меньше, то есть люди начинают понимать, что их гражданская активность – это повышение безопасности на дорогах и реальная помощь Госавтоинспекции, ведь мы не можем выставить сотрудника в каждом дворе.
– «Синяя линия» сравнительно недавний проект. Чем была вызвана его необходимость?
– Мы начали запускать его в 2019–2020 годах. Потребность в нем ощущалась остро, поскольку люди зачастую не хотели звонить на официальные телефоны – это долго, к тому же необходимо оставлять свои координаты. Очевидный плюс «синей линии» в том, что таких проволочек нет. Бывали случаи, когда граждане не только сообщали о пьяных водителях, но и буквально вели их, это помогало нашим нарядам быстро задерживать нарушителей. Кроме того, не могу не упомянуть еще одну новую технологию, которая действует с начала нынешнего года и называется «Паутина». Суть ее в том, что все водители, которые ранее были задержаны за вождение в нетрезвом виде, а также автомобили, на которых они ездили, вносятся в единую систему. Если видеокамера зафиксирует номер машины, занесенный в базу, информация тут же передается нарядам. Когда человек хоть раз на таком автомобиле попадался пьяным, это уже повод для того, чтобы его остановить, проверить на трезвость и не ездит ли он без прав. Благодаря «Паутине» нарушителей выявляют еженедельно. Конечно, бывает, что такими машинами управляют лица, купившие автомобиль у того, кто ранее совершал нарушения и внесен в базу. Такого водителя проверят и, если все в порядке, отпустят, тем более проверка сейчас занимает считаные минуты.
– Следствие нетрезвой езды – не только лишение прав, но и необходимость заново сдавать экзамен по ПДД. Есть еще какие-то дополнительные требования к таким нарушителям при возврате прав?
– Они обязаны представить медицинскую справку об отсутствии противопоказаний к вождению и о том, что не находятся на учете в наркодиспансере. Экзамены нередко сдают месяцами, поскольку не могут выучить большой объем материала. Но даже после того, как человек вернет права и в течение года повторно сядет за руль нетрезвым, к нему уже применяется уголовная ответственность. Нужно понимать, что за таким водителем по-прежнему ведется контроль, а это также определенная мера принуждения.
Круглосуточный номер «синей линии» по Красноярскому краю, на который можно сообщить о пьяном водителе, – 8 (391) 263-10-19.
Дежурный оператор внесет данные автомобиля в базу поиска и проинформирует наряды ДПС, патрулирующие в районе, где замечено правонарушение.