Пьяный попадает в «Паутину»

Пьяный попадает в «Паутину»

Нетрезвый за рулем – тема всемирная, почти вечная, источник множества трагедий и постоянное поле битвы для сотрудников правоохранительных органов. Однако в последнее время появились поводы говорить о некоторых успехах на этом «поле». В чем они заключаются и как были достигнуты, об этом НКК рассказывает Андрей СИРОТИНИН, главный государственный инспектор безопасности дорожного движения Красноярского края.

– Андрей Викторович, законодательные меры в отношении нетрезвых водителей год от года становятся все жестче. Как это отражается на ситуации в целом?

– Последние изменения оказали вполне реальное влияние на ситуацию, что подтверждается нашей статистикой. За прошлый год в крае произошло 353 дорожно-транспортных происшествия, виновниками которых стали водители, находившиеся в состоянии опьянения. В этих ДТП погиб 91 человек и 448 пострадали. Но по сравнению с 2021 годом таких происшествий стало меньше на 7,3 процента, число погибших снизилось на 11,7 процента, пострадавших – на 14 процентов.

– По общему опыту, насколько это значимый прогресс?

– Считаю, что тенденция вполне оптимистическая. Очевидно, что люди стали реже садиться за руль в нетрезвом виде и совершать меньше аварий, поскольку все больше осознают, что любая пьяная езда приводит к плачевным последствиям. Хотя сама проблема, разумеется, не исчезла. За прошлый год выявлено свыше 14 тысяч нетрезвых водителей. Из них порядка двух тысяч – те, кто сел пьяным за руль повторно и будет привлечен к уголовной ответственности за управление транспортом в нетрезвом виде.

– Каков процент тех, кто получил реальные сроки?

– Здесь говорить о какой-либо статистике пока рано, поскольку данная статья УК достаточно молодая. Но можно утверждать, она действительно работает. Кроме того, рассуждать о процентах в этом контексте не совсем правильно, поскольку для каждого конкретного случая есть своя оценка. Для одних нарушителей достаточно штрафных санкций, а кому-то действительно придется отправиться в места не столь отдаленные. В каждом случае важно принимать во внимание характеристику человека, обстоятельства происшествия. Однако проблему нетрезвого вождения нельзя решить, сажая всех нарушителей поголовно. Лишение свободы – самая жесткая мера, которая применима в первую очередь к тем, кто в самом деле не осознает последствий такого рода поступков.

– Недавно краевые СМИ сообщили, что в задержании одного из таких водителей участвовали пять экипажей ДПС. Подобные погони – случай исключительный или не совсем?

– Такое бывает нечасто, но время от времени попадаются люди, которые, скажем так, не совсем адекватно воспринимают требования инспекторов ГИБДД. В том эпизоде, который вы упомянули, водитель отказался пройти медицинское освидетельствование, поэтому мы не можем утверждать, что он был пьяным. Но отказ от прохождения медосвидетельствования предусматривает ту же ответственность, как и управление транспортом в нетрезвом виде. Что касается пяти экипажей, участвовавших в его задержании, то это обычная практика – сотрудники обмениваются информацией по радиоэфиру, работают сообща. Для таких водителей здесь только одна мораль – уходить от преследования бессмысленно, даже пытаться не стоит. Печально, что при этом опасности подвергаются посторонние люди. Но ужесточение законодательных мер приносит результаты. Так же как и те мероприятия, которые проводит ГИБДД. Одно из них – тотальные проверки на состояние опьянения всех водителей на определенных участках.

– Насколько велик бывает «урожай»?

– Случается, что не выявляем ни одного пьяного в месте тотальной проверки. Но сам факт вносит коррективы в поведение водителей, они осознают, что пьяная езда – это в прямом смысле зло, и становятся более законопослушными. Кроме того, я хотел бы поблагодарить тех, кто проявляет свою гражданскую позицию и сообщает нам о нетрезвых за рулем, об их местонахождении, что помогает полицейским задержать нарушителя до того, как случится какое-либо происшествие. За прошлый год на телефон «синей линии», который дает возможность быстро и напрямую передать информацию сотрудникам ГИБДД, только в Красноярске поступило 509 звонков, 72 водителя были привлечены к ответственности по различным статьям. Это хороший показатель. В 2021 году таких звонков было втрое меньше, то есть люди начинают понимать, что их гражданская активность – это повышение безопасности на дорогах и реальная помощь Госавтоинспекции, ведь мы не можем выставить сотрудника в каждом дворе.

– «Синяя линия» сравнительно недавний проект. Чем была вызвана его необходимость?

– Мы начали запускать его в 2019–2020 годах. Потребность в нем ощущалась остро, поскольку люди зачастую не хотели звонить на официальные телефоны – это долго, к тому же необходимо оставлять свои координаты. Очевидный плюс «синей линии» в том, что таких проволочек нет. Бывали случаи, когда граждане не только сообщали о пьяных водителях, но и буквально вели их, это помогало нашим нарядам быстро задерживать нарушителей. Кроме того, не могу не упомянуть еще одну новую технологию, которая действует с начала нынешнего года и называется «Паутина». Суть ее в том, что все водители, которые ранее были задержаны за вождение в нетрезвом виде, а также автомобили, на которых они ездили, вносятся в единую систему. Если видеокамера зафиксирует номер машины, занесенный в базу, информация тут же передается нарядам. Когда человек хоть раз на таком автомобиле попадался пьяным, это уже повод для того, чтобы его остановить, проверить на трезвость и не ездит ли он без прав. Благодаря «Паутине» нарушителей выявляют еженедельно. Конечно, бывает, что такими машинами управляют лица, купившие автомобиль у того, кто ранее совершал нарушения и внесен в базу. Такого водителя проверят и, если все в порядке, отпустят, тем более проверка сейчас занимает считаные минуты.

– Следствие нетрезвой езды – не только лишение прав, но и необходимость заново сдавать экзамен по ПДД. Есть еще какие-то дополнительные требования к таким нарушителям при возврате прав?

– Они обязаны представить медицинскую справку об отсутствии противопоказаний к вождению и о том, что не находятся на учете в наркодиспансере. Экзамены нередко сдают месяцами, поскольку не могут выучить большой объем материала. Но даже после того, как человек вернет права и в течение года повторно сядет за руль нетрезвым, к нему уже применяется уголовная ответственность. Нужно понимать, что за таким водителем по-прежнему ведется контроль, а это также определенная мера принуждения.

Круглосуточный номер «синей линии» по Красноярскому краю, на который можно сообщить о пьяном водителе, – 8 (391) 263-10-19.

Дежурный оператор внесет данные автомобиля в базу поиска и проинформирует наряды ДПС, патрулирующие в районе, где замечено правонарушение.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
1 мая 2024
Написание текста от руки помогает ветеранам СВО достигать целей в мирной жизни
Чем могу помочь я? Такой вопрос после начала спецоперации задали себе многие, вне зависимости от профессии. Одни пошли ухаживать за
Без рубрики
30 апреля 2024
Кто и на каких условиях может оформить льготный кредит на квартиру?
До 2031 года продлили программу выплат по 450 тысяч рублей многодетным семьям в помощь на погашение ипотеки. По поручению главы государства
Без рубрики
30 апреля 2024
Победить врага внутри себя
Сегодня существует масса методик лечения наркомании. Клиники предлагают не только медикаментозное избавление от зависимости, но и плазмаферез или внутривенное лазерное