Если посмотреть на итоги 2019-го, становится понятно, что этот год для края был непростым, но результативным, переломным. Он выбивается из привычного ряда. Каждая цифра, каждый показатель, достигнутый процент – своего рода ориентиры на пути, по которому регион будет двигаться в 2020-м. Об этом наш разговор с первым заместителем губернатора, председателем правительства Красноярского края Юрием ЛАПШИНЫМ.
– Юрий Анатольевич, с чего вы начнете год? Какие задачи поставите первыми перед правительством?
– Переход из 2019-го в 2020 год не означает какой-то полной «перезагрузки» с 1 января. У нас очень много задач в заделе. Очевидно, что в наступившем году мы будем реализовывать и завершать проекты, которые начинали в 2019 году и раньше. Здесь и «Енисейская Сибирь», и национальные проекты, и особое внимание к развитию муниципалитетов.
И, конечно, продолжение оздоровления финансов и исполнение бюджета с не меньшим или даже лучшим качеством, чем это было в 2019-м. Это основные задачи, которые определены губернатором правительству и которые мы формулировали при подготовке проекта бюджета на 2020–2022 годы.
– Тогда по порядку, какими крупными проектами будет наполнена краевая повестка в этом году?
– Прежде всего это ряд значимых инфраструктурных проектов. Таких как реконструкция аэропорта Красноярск. Многие уже знают про модернизацию, а если говорить прямо – про строительство магистральной рулежной дорожки, которая больше чем в два раза увеличит пропускную способность аэропорта.
Напомню, что реализация этого проекта стала возможной благодаря поддержке и прямому поручению президента страны. В 2020 году мы должны завершить строительство МРД, но это лишь часть большого комплекса мероприятий по модернизации аэропорта.
Вы также знаете, что Аэрофлотом принято решение о создании на базе аэропорта Красноярск фактически второго домашнего аэропорта-хаба. Практические действия в этом направлении уже начались, обнародована новая сетка полетов с конца марта текущего года, и открыта продажа билетов.
Теперь мы обсуждаем с Аэрофлотом планы на вторую половину 2020-го и первую половину 2021 года. А это подразумевает развитие инфраструктуры, ангарных комплексов, транспортных и грузовых узлов, реконструкцию перрона и так далее. Такой большой проект будет реализовываться в течение как минимум трех лет. И это существенное условие для развития любого региона, тем более такого, как Красноярский край.
В этом году мы приступаем к реализации проекта по строительству нового автодорожного моста через Енисей в районе поселка Высокогорский. Это принципиальное решение, которое должно снять инфраструктурное ограничение, «распечатать» большую территорию к северу от Ангары, вовлечь ее в более интенсивный промышленный оборот и запустить реализацию целого ряда инвестиционных проектов в недропользовании.
Средства в федеральном бюджете на реализацию этого проекта стоят начиная с 2021 года.
Но поскольку подразумевается софинансирование из краевого бюджета, то мы нашли возможность стартовать с этим проектом уже в текущем году. Он большой не только потому, что речь идет про строительство моста и подходов, развитие сети автомобильных дорог. Кроме прочего, возрастающую нагрузку на дорожно-транспортную сеть необходимо будет увязать с возможностями РЖД и соответствующим развитием железных дорог. Это масштабный комплексный транспортный проект, который мы начинаем в 2020-м.
В этом же году мы плотно займемся реновацией парка воздушных судов госкомпании «КрасАвиа». Принципиальная позиция губернатора состоит в том, что люди, проживающие в крае, должны пользоваться современными средствами транспорта с точки зрения безопасности, комфорта и регулярности сообщения. Мы потратили два года на изучение рынков, финансовых моделей, понимание возможностей и оздоровление бюджета авиакомпании, вся эта работа была завершена в 2019 году.
И сейчас мы приступаем к реновации парка. Считаем, что уже ближе к осени на воздушных линиях Красноярского края появятся новые воздушные суда с символикой «КрасАвиа», что сделает перемещение по краю более комфортным и безопасным.
Стоит упомянуть и о метро в Красноярске. Перед самым Новым годом актуализированная проектная документация была сдана в Главгосэкспертизу. Сейчас мы ждем решения экспертизы, оно появится где-то в конце первого – начале второго квартала текущего года.
И с высокой долей вероятности (скажу пока осторожно) в этом году будет приниматься решение о дальнейшей судьбе красноярского метрополитена с точки зрения источников финансирования, сроков исполнения, финансовой модели и так далее. В нас вселяет оптимизм то, что реализация этого мероприятия осуществляется тоже под патронажем президента России. В общем, этот список можно продолжать. Пусть он и не бесконечен, но несколько крупных проектов в 2020 году начнутся или будут продолжены.
– А что касается проектов «Енисейской Сибири», есть ли возможность рассчитывать на какие-то из них уже в этом году?
– Возможность рассчитывать не просто есть, она уже не вызывает сомнений даже у скептиков. Была проделана большая подготовительная работа, и в ближайшее время на уровне губернатора края пройдут согласования подходов к такому специальному режиму, как «региональный инвестиционный проект». Это даст старт как минимум шести крупным проектам из пула «Енисейской Сибири» уже в текущем 2020 году.
В частности, мы ждем старта проекта под условным названием «Серный проект» в городе Норильске. Все необходимые усилия по обеспечению государственной поддержки этого проекта уже были предприняты в прошлом году. Это проект, который даст существенный прирост рабочих мест и имущества, а значит, и увеличение налогооблагаемой базы. Но главный его эффект в существенном оздоровлении экологической обстановки в Норильске.
Мы ожидаем старта крупного энергетического проекта в городе Красноярске. Работа по нему велась в течение двух лет. Речь идет о беспрецедентной модернизации тепловой и электроэнергетики в Красноярске, модернизации ТЭЦ-1, ТЭЦ-3, сетевого хозяйства, закрытии неэффективных малых котельных. Это большая программа объемом в десятки миллиардов рублей, рассчитанная на пять лет.
При этом никаких особых льгот инвестору не обещано. Вопрос в источнике возмещения этих инвестиций. Есть вариант примитивный и самый непопулярный, когда это делается за счет тарифа на потребителей энергии. А есть более сложные модели, мы опирались на них.
В итоге инвестор увидел источники возврата инвестиций и гарантированную политику государства на долгосрочный период в части регулирования и понял, что в таких условиях он сможет вкладывать деньги. Причем сроки окупаемости подобных проектов в энергетике – от 12 лет и больше. Тем не менее инвесторы на это идут, потому что для них это гарантированный возврат средств.
Есть и ряд других проектов «Енисейской Сибири» в высокой степени готовности, реализуемых такими компаниями, как «Полюс-золото», «Интергео», и другими. Все они уже в ближайшей перспективе будут давать прирост налоговой базы, дополнительные рабочие места и развитие производительных сил.
– Какова судьба проектов «локальной экономики»? Тем более что наступивший год, как и прошлый, объявлен Годом территорий. Что уже удалось сделать, а каких изменений можно ждать в муниципалитетах в ближайшее время?
– Одновременно с объявлением Года территорий губернатором края была провозглашена идея и вектор на развитие так называемой локальной экономики. В прошедшем году стартовал одноименный проект. Порядка двадцати муниципальных образований края представили свои муниципальные комплексные проекты развития. Один из них был одобрен губернатором, и еще три в конце года рассмотрел совет по местному самоуправлению при правительстве края.
Смысл в том, что когда муниципалитет предлагает к реализации коммерческие, экономические, инфраструктурные проекты, то он запрашивает государственную поддержку на развитие социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры. Проекты, которые получают поддержку губернатора и правительства края, в дальнейшем имеют приоритетное право на выделение средств в рамках государственных программ на финансирование запрашиваемой инфраструктуры.
При этом, когда мы рассматриваем именно инвестиционную, коммерческую составляющую проектов, то мы смотрим на конкретные показатели результативности. Мы понимаем, что в результате реализации проекта появится не просто галочка с числом новых юридических лиц, а будет создано определенное количество рабочих мест, в бюджет муниципалитета будут уплачены налоги на имущество, на землю, НДФЛ и так далее. И в случае достижения этих показателей, демонстрации их на контрольных точках через полгода, год, полтора – государство также выполняет свои обязательства и обеспечивает финансирование инфраструктуры.
В минувшем году такие решения по трем из четырех комплексных проектов развития (в Шушенском, Сухобузимском и Шарыповском районах) были одобрены. Эта работа будет также продолжена в 2020 году.