Работа на результат

Какие задачи стоят перед краем в наступившем году

Работа на результат Какие задачи стоят перед краем в наступившем году
Фото Олега Кузьмина

Если посмотреть на итоги 2019-го, становится понятно, что этот год для края был непростым, но результативным, переломным. Он выбивается из привычного ряда. Каждая цифра, каждый показатель, достигнутый процент – своего рода ориентиры на пути, по которому регион будет двигаться в 2020-м. Об этом наш разговор с первым заместителем губернатора, председателем правительства Красноярского края Юрием ЛАПШИНЫМ.

– Юрий Анатольевич, с чего вы начнете год? Какие задачи поставите первыми перед правительством?

– Переход из 2019-го в 2020 год не означает какой-то полной «перезагрузки» с 1 января. У нас очень много задач в заделе. Очевидно, что в наступившем году мы будем реализовывать и завершать проекты, которые начинали в 2019 году и раньше. Здесь и «Енисейская Сибирь», и национальные проекты, и особое внимание к развитию муниципалитетов.

И, конечно, продолжение оздоровления финансов и исполнение бюджета с не меньшим или даже лучшим качеством, чем это было в 2019-м. Это основные задачи, которые определены губернатором правительству и которые мы формулировали при подготовке проекта бюджета на 2020–2022 годы.

– Тогда по порядку, какими крупными проектами будет наполнена краевая повестка в этом году?

– Прежде всего это ряд значимых инфраструктурных проектов. Таких как реконструкция аэропорта Красноярск. Многие уже знают про модернизацию, а если говорить прямо – про строительство магистральной рулежной дорожки, которая больше чем в два раза увеличит пропускную способность аэропорта.

Напомню, что реализация этого проекта стала возможной благодаря поддержке и прямому поручению президента страны. В 2020 году мы должны завершить строительство МРД, но это лишь часть большого комплекса мероприятий по модернизации аэропорта.

Вы также знаете, что Аэрофлотом принято решение о создании на базе аэропорта Красноярск фактически второго домашнего аэропорта-хаба. Практические действия в этом направлении уже начались, обнародована новая сетка полетов с конца марта текущего года, и открыта продажа билетов.

Теперь мы обсуждаем с Аэрофлотом планы на вторую половину 2020-го и первую половину 2021 года. А это подразумевает развитие инфраструктуры, ангарных комплексов, транспортных и грузовых узлов, реконструкцию перрона и так далее. Такой большой проект будет реализовываться в течение как минимум трех лет. И это существенное условие для развития любого региона, тем более такого, как Красноярский край.

В этом году мы приступаем к реализации проекта по строительству нового автодорожного моста через Енисей в районе поселка Высокогорский. Это принципиальное решение, которое должно снять инфраструктурное ограничение, «распечатать» большую территорию к северу от Ангары, вовлечь ее в более интенсивный промышленный оборот и запустить реализацию целого ряда инвестиционных проектов в недропользовании.

Средства в федеральном бюджете на реализацию этого проекта стоят начиная с 2021 года.

Но поскольку подразумевается софинансирование из краевого бюджета, то мы нашли возможность стартовать с этим проектом уже в текущем году. Он большой не только потому, что речь идет про строительство моста и подходов, развитие сети автомобильных дорог. Кроме прочего, возрастающую нагрузку на дорожно-транспортную сеть необходимо будет увязать с возможностями РЖД и соответствующим развитием железных дорог. Это масштабный комплексный транспортный проект, который мы начинаем в 2020-м.

В этом же году мы плотно займемся реновацией парка воздушных судов госкомпании «КрасАвиа». Принципиальная позиция губернатора состоит в том, что люди, проживающие в крае, должны пользоваться современными средствами транспорта с точки зрения безопасности, комфорта и регулярности сообщения. Мы потратили два года на изучение рынков, финансовых моделей, понимание возможностей и оздоровление бюджета авиакомпании, вся эта работа была завершена в 2019 году.

И сейчас мы приступаем к реновации парка. Считаем, что уже ближе к осени на воздушных линиях Красноярского края появятся новые воздушные суда с символикой «КрасАвиа», что сделает перемещение по краю более комфортным и безопасным.

Стоит упомянуть и о метро в Красноярске. Перед самым Новым годом актуализированная проектная документация была сдана в Главгосэкспертизу. Сейчас мы ждем решения экспертизы, оно появится где-то в конце первого – начале второго квартала текущего года.

И с высокой долей вероятности (скажу пока осторожно) в этом году будет приниматься решение о дальнейшей судьбе красноярского метрополитена с точки зрения источников финансирования, сроков исполнения, финансовой модели и так далее. В нас вселяет оптимизм то, что реализация этого мероприятия осуществляется тоже под патронажем президента России. В общем, этот список можно продолжать. Пусть он и не бесконечен, но несколько крупных проектов в 2020 году начнутся или будут продолжены.

– А что касается проектов «Енисейской Сибири», есть ли возможность рассчитывать на какие-то из них уже в этом году? 

– Возможность рассчитывать не просто есть, она уже не вызывает сомнений даже у скептиков. Была проделана большая подготовительная работа, и в ближайшее время на уровне губернатора края пройдут согласования подходов к такому специальному режиму, как «региональный инвестиционный проект». Это даст старт как минимум шести крупным проектам из пула «Енисейской Сибири» уже в текущем 2020 году.

В частности, мы ждем старта проекта под условным названием «Серный проект» в городе Норильске. Все необходимые усилия по обеспечению государственной поддержки этого проекта уже были предприняты в прошлом году. Это проект, который даст существенный прирост рабочих мест и имущества, а значит, и увеличение налогооблагаемой базы. Но главный его эффект в существенном оздоровлении экологической обстановки в Норильске.

Мы ожидаем старта крупного энергетического проекта в городе Красноярске. Работа по нему велась в течение двух лет. Речь идет о беспрецедентной модернизации тепловой и электроэнергетики в Красноярске, модернизации ТЭЦ-1, ТЭЦ-3, сетевого хозяйства, закрытии неэффективных малых котельных. Это большая программа объемом в десятки миллиардов рублей, рассчитанная на пять лет.

При этом никаких особых льгот инвестору не обещано. Вопрос в источнике возмещения этих инвестиций. Есть вариант примитивный и самый непопулярный, когда это делается за счет тарифа на потребителей энергии. А есть более сложные модели, мы опирались на них.

В итоге инвестор увидел источники возврата инвестиций и гарантированную политику государства на долгосрочный период в части регулирования и понял, что в таких условиях он сможет вкладывать деньги. Причем сроки окупаемости подобных проектов в энергетике – от 12 лет и больше. Тем не менее инвесторы на это идут, потому что для них это гарантированный возврат средств.

Есть и ряд других проектов «Енисейской Сибири» в высокой степени готовности, реализуемых такими компаниями, как «Полюс-золото», «Интергео», и другими. Все они уже в ближайшей перспективе будут давать прирост налоговой базы, дополнительные рабочие места и развитие производительных сил.

– Какова судьба проектов «локальной экономики»? Тем более что наступивший год, как и прошлый, объявлен Годом территорий. Что уже удалось сделать, а каких изменений можно ждать в муниципалитетах в ближайшее время?

– Одновременно с объявлением Года территорий губернатором края была провозглашена идея и вектор на развитие так называемой локальной экономики. В прошедшем году стартовал одноименный проект. Порядка двадцати муниципальных образований края представили свои муниципальные комплексные проекты развития. Один из них был одобрен губернатором, и еще три в конце года рассмотрел совет по местному самоуправлению при правительстве края.

Смысл в том, что когда муниципалитет предлагает к реализации коммерческие, экономические, инфраструктурные проекты, то он запрашивает государственную поддержку на развитие социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры. Проекты, которые получают поддержку губернатора и правительства края, в дальнейшем имеют приоритетное право на выделение средств в рамках государственных программ на финансирование запрашиваемой инфраструктуры.

При этом, когда мы рассматриваем именно инвестиционную, коммерческую составляющую проектов, то мы смотрим на конкретные показатели результативности. Мы понимаем, что в результате реализации проекта появится не просто галочка с числом новых юридических лиц, а будет создано определенное количество рабочих мест, в бюджет муниципалитета будут уплачены налоги на имущество, на землю, НДФЛ и так далее. И в случае достижения этих показателей, демонстрации их на контрольных точках через полгода, год, полтора – государство также выполняет свои обязательства и обеспечивает финансирование инфраструктуры.

В минувшем году такие решения по трем из четырех комплексных проектов развития (в Шушенском, Сухобузимском и Шарыповском районах) были одобрены. Эта работа будет также продолжена в 2020 году.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
5 декабря 2025
Афиша событий в Красноярске с 8 по 14 декабря
Понедельник. 8 декабря Вторник. 9 декабря В 19:00 в БКЗ пройдет творческая встреча-концерт лауреатов международных и всероссийских конкурсов и фестивалей
Без рубрики
5 декабря 2025
Главный кардиолог Красноярского края рассказал, можно ли «почистить сосуды»
То, что доверять рекламе можно далеко не всегда, известный факт. Но одно дело, когда платой за доверчивость становится покупка некачественного
Без рубрики
5 декабря 2025
Алексей Коноваленко: «Если мир меняется, мы тоже должны измениться»
В конце октября губернатор Михаил Котюков поручил исполнять полномочия руководителя краевого минздрава заместителю министра Алексею КОНОВАЛЕНКО. Сегодня Алексей Николаевич –
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности