Рассказ о нынешнем фестивале стоит начать с того, чем следовало бы закончить – то есть с главного впечатления. Описывать все по порядку вряд ли возможно, поскольку неизбежно утонешь в невероятном многообразии и количестве событий, каждое из которых заслуживает отдельного рассказа.
А кроме того, это главное впечатление не исчезает все дни, проведенные в Шушенском. Так вот, международный этнический фестиваль – пожалуй, единственное место в нынешнем издерганном жестоким соперничеством мире, где нет народов «передовых» и «отсталых», «развитых» и «третьего мира», «прогрессивных» и «диких», т. е. совсем нет того, о чем мы ежедневно читаем в газетах. Здесь с равным интересом слушаешь пение на языках, которых не знаешь и вряд ли когда выучишь – киконго и лингала, к примеру, – видишь невероятное смешение стилей, форм, традиций, артистических школ, вещей, еды, развлечений и не перестаешь восхищаться бесконечно красочным многообразием рода человеческого. Иногда фантазируешь – хорошо, если бы все и всегда так жили, в мирном радостном разнообразии, как в те несколько дней в Шушенском…
А кроме того, «МИР Сибири» – ярчайшее опровержение расхожего мнения, что любая национальная традиция есть нечто неподвижное, не меняющееся столетиями: если присмотреться, то здесь настоящая территория творческой свободы, дающей новую жизнь древним мелодиям, песням и, казалось бы, обычным вещам.
– Фестиваль играет очень значимую роль в культурной жизни края – это место проявления творческих идей и амбиций, место свободных проб и экспериментов, – сказал заместитель председателя Законодательного собрания Красноярского края Алексей Клешко. – Создается удивительно доброжелательная атмосфера, все больше семей приезжает с детьми.
Время перемен
Нынешний «МИР Сибири» начался не так весело, как предыдущие, – минутой молчания почтили память девяти мастеров, ехавших на фестиваль и погибших в автокатастрофе 8 июля. По этой же причине организаторы попросили приглашенных звезд немного подкорректировать свои выступления – начинать не с заводных хитов, а с лирических композиций.
Все прочие особенности 12-го фестиваля – вполне оптимистические.
Прежде всего, как сказал режиссер и креативный продюсер фестиваля Макс Антипов, «география у нас – очень радостная и расширяется с каждым годом». Если в цифрах, то на конкурс поступило более 200 заявок из 47 российских регионов – так образовался «крест» от Крыма до Таймыра и от Калининграда до Владивостока. В числе приглашенных иностранных мастеров этнической музыки – коллективы из Белоруссии, Грузии, Индии, Конго, Бельгии.
Но, пожалуй, самое важное новшество в том, что с этого года на «МИРе Сибири» соревнуются не только музыканты и танцоры, но и мастера традиционных ремесел, современного прикладного искусства. Здесь та же радостная география и такая же арифметика – 120 заявок из 20 регионов.
Разумеется, на конкурс попали далеко не все – например, в музыкальной программе только 41 участник.
Отбор без скидок
– Фестиваль растет с каждым годом, так же как у меня прибавляется седины, – говорит признанный корифей русского фольклора, неизменный председатель «музыкального» жюри Сергей Старостин. – Сейчас он переживает период отрочества, которому присущи некоторые микроболезни, но это преходящее. Если вы встаете утром и вам не над чем работать, считайте, что вас уже нет. На самом деле я ставлю «МИР Сибири» в пример многим фестивалям, на которых бываю, – поучитесь, говорю, а не плачьте, что публика к вам не идет. Мы жестко, без скидок, подходим к отбору участников, понимая, что этим людям надо двигаться дальше. Если дадим слабину, будем поощрять тех, кто относится к делу с ленцой, все пойдет вниз, общий уровень опустится. Есть упорные, которые каждый год подают заявки, мы здесь смотрим строже – есть ли движение вперед. Если остались на том же уровне – тогда извините, ребята… Пусть даже в номинации останется один номинант, но достойный.
Старостин, которого профессионалы считают единственным кандидатом на Нобелевскую премию по русскому фольклору, если бы таковая существовала, и у которого никаких званий нет, признался, что в глубине души завидует тем, кого награждает.
– Само расширение географии участников подспудно говорит о том, что премии «МИРа Сибири» действенны. Не знаю, как лауреатство влияет на зарплату музыкантов, но на их творческое движение – безусловно, да.
Премия «МИРа»
Гран-при этномузыкальной премии фестиваля получила московская вокалистка Екатерина Ноздрина, покорившая оригинальным сильным исполнением русских народных песен.
Высшая награда среди мастеров досталась Николаю Киргизову из Дудинки – резчику по кости, автору удивительных по искренности и драматизму работ.
Вообще, несмотря на отбор без скидок, о котором говорил Сергей Старостин, артисты и мастера Красноярского края выступили на фестивале очень успешно, став лауреатами во многих номинациях. Так, лучшим среди юных исполнителей в номинации «Солист-вокалист» стал Александр Пономарев из Дивногорска, а его руководитель Елена Вопилова получила первый приз «За верность традиции» – так же как и Виктор Авдеев из Бородино.
Дуэт Светланы Фураевой и Екатерины Афанасьевой из Абана стал лучшим семейным ансамблем.
А красноярский кузнец Сергей Колчин победил в номинации «Современное декоративно-прикладное искусство».
Мастера: прямая речь
Дмитрий РЕВЯКИН
группа «Калинов Мост», Новосибирск – Москва
– Родом я из Советского Союза, следовательно, человек коллективный, и поэтому для меня очень важен тот момент, когда собираются люди, появляются звуки, которые потом переходят в музыку. Это и есть тот самый кайф, ради которого стоит жить. Кроме того, у нас есть своя культурная миссия, поскольку мы по преимуществу просветительская группа, а не бизнесмены от музыки. Вот я и раскрыл вам все тайны про себя.
Марк и Элен
Shantalla, ирландско-шотландская группа
– «Шантала» по-староирландски обозначает место на земле, являющееся твоим домом. Мы живем в Бельгии, но все мы ирландцы и шотландцы, счастливы, что встретились, играем народную музыку и уже выпустили три альбома. В Сибири мы впервые, чему очень рады – надеемся, что не в последний раз приезжаем. Этот опыт очень важен для нас. Например, вчера мы слышали хакасскую музыку, она нам очень понравилась. В этнической музыке невозможно определить лучшего, потому что это корни каждого из нас. Музыка – это то, что в наших душах, когда мы слышим мелодии других народов, мы чувствуем других людей. Для нас самих стало большим открытием то, что здесь такое музыкальное многообразие.
Кроме того, в Красноярске мы познакомились с русскими ребятами, которые играют шотландскую и ирландскую музыку, и получили огромное впечатление от того, что здесь так высоко ценят нашу культуру. Похвалы достойно и очень высокое качество исполнения.
Альбина ДЕГТЯРЕВА
член жюри, заслуженная артистка Республики Саха, руководитель группы «Айархаан»
– Когда мы исполняем наши композиции, входим в некое измененное состояние, которое можно назвать трансом. Это единение с природой, духами предков. Хотя композиции построены традиционно – вступление, развитие, кульминация, финал, – у нас всегда есть элемент импровизации. Эту музыку невозможно положить на ноты, она больше имеет обертоновые краски. Наши инструменты – голос и якутский хамус. В отличие от других кочевых культур, у якутов песни чаще всего поются акапельно. Да и сами инструменты кочевых народов, похожие на первый взгляд, имеют свое национальное звучание.
Алексей БЕЛКИН
группа «Отава е», Санкт-Петербург
– Долго мы сокрушались о том, что много ездим по заграницам и очень мало выступаем в России. А тут пошли предложения – побывали мы в Омске, Томске, Уфе, Перми, сейчас вот приехали к вам. Это хорошо, ведь какого черта мы должны играть для норвежцев и голландцев – в России полно людей, которым это интересно. Наш главный мотиватор – нести радость людям, даже если на концерт пришло десять человек. Им хорошо – и нам хорошо. Мы там и тут, куда пошлют. Меня спрашивают: вы будете выступать у Свидетелей Иеговы? А почему бы нет – ведь они тоже люди. И может, у кого-то что-то щелкнет внутри, и он скажет: Господи, как я неправильно жил, ребята, лучше я пойду с вами.
Фоторепортаж: Фестиваль этнической музыки и ремесел «МИР Сибири — 2015»