Миллиарды, вложенные в последнее время в восстановление памятников архитектуры, помогли спасти от исчезновения церкви, старинные усадьбы. Но еще немало объектов, которые находятся в разрушенном состоянии, как, например, Троицкий храм в селе Сухобузимское. Много лет назад его прихожанами была семья художника Василия Сурикова.
В стиле сибирского барокко
В 1854 году у его отца Ивана Васильевича обострилась «грудная болезнь», и он попросил перевести его на службу в Сухой Бузим. В степном селе по казачьей традиции разводили лошадей, а кумыс в те времена считался целительным средством для тех, кто страдал чахоткой. Суриков получил назначение на должность губернского секретаря и пристава Сухобузимского винного подвала. Его сыну Василию было на тот момент шесть лет. Впоследствии он вспоминал:
А настоящие впечатления природы начались у меня с шести лет, когда отца в 54-м году в Бузимовскую станицу перевели. Бузимо к северу от Красноярска 60 верст – целый день лошадьми ехали. Там мне вольно было жить. Место степное. Село. Окошки там еще слюдяные; песни, что в городе, не услышишь. Масленичные гулянья. Христославцы на Рождестве по домам ходили. Иконы перед праздником льняным маслом натирали, а ризы серебряные – мелом. Посты соблюдали. Мама моя чудные пирожки делала. В Прощеное воскресенье мы, дети, приходили у матери на коленях прощенья просить. В банях парились. Прямо в снег выскакивали. Во всех домах в Бузиме старые лубки висели, самые лучшие. Зимой мороженых рыб привозили. Осетры да стерляди в сажень. Помню, их привезут, так они в сенях прямо как солдаты стоят…
Там, на берегу Сухого Бузима, стояла Троицкая церковь, построенная в стиле сибирского барокко. Здесь обвенчалась сестра художника Елизавета с сыном священника Вознесенской церкви села Верх-Ботойское, воспитанником духовной семинарии.
Здесь же крестили всех четверых детей, которые родились за несколько лет в Сухобузимском, но все они умерли младенцами, за исключением Александра Сурикова. Именно он на долгие годы станет близким другом художника, настоящей опорой во время тяжелых жизненных испытаний. Много лет спустя, уже после смерти жены художника, которую тот очень сильно любил, Александр напишет письмо, в котором попросит вернуться из Москвы домой, в Красноярск.
Трудно было брату воспитывать своих двух дочерей, пришлось быть матерью, нянькой и отцом… советовал ему приехать хотя на один год в Красноярск, где мама и возьмет на себя заботы по обшиванию и питанию девочек. Брат согласился: в противном случае ему приходилось впору бросать свое художество. В мае 1889 г. Вася с девочками приехал в Красноярск… Я в свою очередь занялся развлечением его и подал ему мысль написать картину «Городок» (это всем известная старинная игра). Мне сильно хотелось, чтобы он после смерти жены не бросал свое художество.
Что же дальше?
Впоследствии на картине «Взятие снежного городка» будет изображен и сам Александр в роли казака, наблюдающего за веселой игрой. Всего же художник напишет семь портретов брата, большая часть хранится в музее-усадьбе В. И. Сурикова.
В храме отпевали и их отца, здоровье которого, несмотря на все предпринятые меры, ухудшилось.
– В 2018 году с восточной стороны Троицкой церкви был установлен памятник Ивану Васильевичу Сурикову, – рассказывает Наталья Можайцева, архитектор краевого центра по сохранению объектов культурного наследия. – Но надпись на плите о том, что под ней покоится прах И. В. Сурикова, не соответствует действительности, так как документов о переносе праха отца художника на территорию церкви обнаружить не удалось. Вероятно, под словом «здесь» подразумевается территория села Сухобузимского.
Сегодня изрядно обветшавшие стены церкви прикрыты баннером. Внутри здания находиться небезопасно – ощущение, что кирпичная кладка начнет рассыпаться на глазах. Лишь небольшая часть поблекшей росписи и проход в алтарь напоминают о том, что здесь когда-то радовались Пасхе и звучали рождественские песнопения.
– В 30-е годы прошлого века храм закрыли, сделали клуб, – рассказывают местные жители, – но потом случился пожар.
От церкви в буквальном смысле остались одни стены.
Только в середине 80-х храмом заинтересовались специалисты во время исследования историко-архитектурного наследия края. Но в то время он уже представлял собой очень печальное зрелище – сложно было понять, как он выглядел изначально. Лишь через много лет, в начале 2000-х, при помощи местного музея у одного из жителей Сухобузимского нашли фото 1935 года – размытое, очень плохого качества. Но именно благодаря ему архитекторы смогли восстановить внешний облик, разработать первые проекты по реставрации.
Постепенно, привлекая неравнодушных местных жителей, постарались навести порядок – вывезли мусор, битые кирпичи. В окнах появились решетки, на двери – замок, а главное – от осадков, которые негативно влияли на обветшавшие стены, церковь стала защищать крыша. В августе 2017 года здесь отслужили первую за 80 лет литургию.
По окончании богослужения протоиерей Сергий Рыжов в проповеди тогда сказал:
Везде, где стоит храм, где освящен его престол, незримо живет ангел Господень. И здесь, в Сухобузимском, он рыдал все эти 80 лет. Сегодня же он ликует, и ликуем мы вместе с вами – храм будет жить.
В службе по охране объектов культурного наследия края пояснили: «…разработана проектная документация на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включающая мероприятия по его комплексной реставрации. В настоящее время проводится государственная экспертиза документации.
После того как этот этап закончится, будут запрашиваться средства для реставрации объекта. Хочется надеяться, что примут положительное решение, и мы увидим церковь такой, какой она была при жизни знаменитого художника.
В музее Сухобузимского можно увидеть потемневшую икону, чудом сохранившуюся, ее принес кто-то из местных жителей
– Это икона с иконостаса, возможно, часть Царских врат, – считает Елена Шаклеина, искусствовед, старший научный сотрудник Красноярского художественного музея имени В. И. Сурикова. – Изображены евангелисты с их символами: Лука с тельцом, Матфей с ангелом. Икона местная, была написана енисейцами, и храм, скорее всего, был построен мастерами из этого города. По иконостасной резьбе можно сделать вывод, что это примерно конец XVIII – начало XIX века.
Есть сведения, что в храме находилось и украшенное покрывалами и воздухами скульптурное резное изображение распятия. Подобное из села Кемского Енисейского уезда сейчас хранится в музейных фондах.