Рейхстаг взяли, а ЖКХ – не можем?

Рейхстаг взяли, а ЖКХ – не можем?

Впервые за многие недели внутренняя повестка оттеснила внешнеполитическую на второй план. Случилось много чего. Мы же, как всегда, поговорим, может, не о самом остром (чего у репортеров хлеб отнимать?), зато тенденциозном.

Писать, чтобы не решать

ТишковЯ помню, как сменилась информационная повестка. Как на рубеже 90-х – 2000-х информационное поле было наэлектризовано политической тематикой. Какие баталии в эфире случались – любо-дорого вспоминать! Какими креативными были политтехнологии! Каким чернющим был PR! С каким азартом мы включались вслед за телеканалами в эту борьбу, причем неважно было – выборы на дворе или так, текущие разборки, – жарко было всегда!

А потом вдруг политика перестала нас интересовать. За 10–15 лет «независимости» мы так наелись этой политики, что перестали обращать на нее внимание, буквально смотрели сквозь нее, и взгляд наш упирался в более реальные вещи. В первую очередь в ЖКХ, которое на тот момент было не просто «в плохом состоянии» – в катастрофическом.

В общем, СМИ было где порезвиться, и внимание наше буквально по щелчку пальцев переключилось на коммунальщиков. Тема, надо сказать, оставалась актуальной многие годы. Ввиду именно своей остросюжетности. Помните эвенкийских детей, которых везли в Красноярск самолетом, спасая от последствий коммунальной аварии? А вскрывшийся «ствол» теплоснабжения, парализовавший целые районы Красноярска на пару морозных дней? Размороженные дома помните? Даже когда в авариях наступала пауза, эфир не голодал от бестемья: то жилищно-коммунальное законодательство кардинально перекроят, то начнутся «коммунальные войны».

«Коммунальные войны» – история сравнительно новая, а кое-где еще даже и не история. По долгу службы я имею детальное представление о том, что пишется в районных газетах края. К примеру, в газете, выходящей в Березовском районе, в последние месяцы – натуральный жилищно-коммунальный ажиотаж. Жители поселка, инициативные группы какие-то пишут коллективные письма – в газету, в прокуратуру, еще куда-то – с просьбой разобраться с их управляющими компаниями. Там, как следует из содержания этих писем, компании никак не поделят перспективный участок. И, странное дело, жителям Березовки, строчащим (или, скорее, просто подписывающим) эти письма, даже в голову не приходит, что на самом деле все их проблемы решаются в течение получаса – общим собранием собственников жилья. Это высший орган, решение которого не может изменить никто. Ни мэр города, ни глава района, ни генералиссимус Вселенной, ни тем более районная газета.

И ладно бы только в ЖКХ. Мы зачастую, следуя, видимо, еще за советской генетической памятью, предпочитаем писать, вместо того чтобы решать. Пишем, ждем, что решат за нас, а потом снова пишем, что неправильно решили. Как дети, ей-богу. Когда ж мы уже оставим прописи и перейдем к решению задач?

Если уж совсем философски этим вопросом озадачиться, то как вышло, что народ, победивший в Великой Отечественной войне именно благодаря самоотверженности и решимости, начисто разучился решать куда более простые задачи, чем взятие Рейхстага?

Мальчик, женщина и миномет

По долгу опять же службы активно погружен в подготовку празднования Победы. Если кому-то кажется, что мероприятия готовятся и проводятся протокольно, скажите это моим детям: они видят меня только по утрам, когда я везу их по садикам и школам. Вечером им приходится засыпать без меня. Конечно, мероприятий будет тьма, и бумаги мы на их организацию изведем тонны. Но моя забота вот в чем. Я вырос в Минске, и представление о войне у меня вполне объяснимо акцентировалось на подвиге Брестской крепости и белорусских партизан, на трагедии Хатыни и сокрушительных боевых операциях. Я до сих пор помню всю расстановку сил и направления стрелок на карте Белоруссии. В Белоруссии не было человека, через которого война не прошла бы асфальтовым катком, и впечатления у каждого были – личные, передаваемые следующим поколениям не через учебники истории, а через прямое человеческое общение.

В Красноярске же я столкнулся с тем, что яркое впечатление, пропущенное через себя, свойственно не каждому. Взгляд на войну здесь как бы отстраненный, что ли. Край потерял больше 160 тысяч своих солдат, край голодал и так же, как и вся страна, не спал у радиоприемников в ожидании хороших новостей. Но снаряды не вскапывали поле, канонада не высаживала окна, дети не прятались от бомбежек по углам. «Где-то гремит война» – фронтовик и наш земляк Виктор Астафьев тоже отмечал этот особенный, другой взгляд на войну. И он же, фронтовик, воевавший в самом пекле, напоминал о трудовом подвиге тыла, без которого совершенно точно не было бы никакой Победы.

В Белоруссии есть памятник: мать машет вслед своим пятерым сыновьям. Он посвящен женщине, которая так и не дождалась своих пятерых сыновей с войны. Есть памятник партизанам, мемориальный комплекс «Хатынь», сотни других мемориалов, тысячи обелисков, братских могил. Но мне всегда недоставало еще одного сюжета: 13-летнего мальчика и его усталой матери, стоящих у станка, у которого в мирное время не каждый взрослый мужик выстоять сдюжит.

Красноярский край принял в войну эвакуированные заводы и за считаные месяцы развернул такие объемы производства военной продукции, что фронт смог, наконец, вздохнуть с облегчением. Благодаря Красноярску и другим тыловым городам солдаты больше не воевали с одной винтовкой на двоих, и танковое сражение под Прохоровкой, в котором, случись оно в 41-м, Красная Армия была бы обречена, закончилось полной деморализацией частей вермахта.

Благодаря Алсибу, проходившему через Красноярск (трасса, по которой перегонялись на фронт американские самолеты, приобретенные по ленд-лизу), в Сталинградской битве произошел перелом – городу требовалась мощная поддержка с воздуха, и он ее получил.

Говоря о героизме наших солдат, которому действительно не было примеров в истории, мы не имеем права забывать других героев, которые на фронте никогда не были, но сделали для Победы не меньше.

Мы будем размещать материалы о войне в течение всего года. Но к чему я все это? К тому, что в Красноярске, в районе завода «Красмаш», достраивается мемориальный комплекс, посвященный труженикам тыла. В центре – скульптура: подросток, женщина и собранный ими миномет. Я вижу, прямо чувствую в этом высшую справедливость и впервые за всю свою сознательную жизнь внутренне соглашаюсь с плакатной фразой о том, что действительно никто не забыт и ничто не забыто.

Флаг – наш!

И еще об одних победах – спортивных на этот раз. Первая часть зимней универсиады – 2015 завершилась в Словакии и принесла красноярским спортсменам четыре медали, две из которых – золотые. Мы, ожидающие своей универсиады, понятно, в каждом удачном для нас повороте видим символ грядущего, еще более мощного, успеха. Но символы бывают неочевидные (ну вот как эти победы – выигрывали мы и раньше, и вправе были ожидать побед от наших спортсменов безо всякой смысловой увязки с универсиадой), а бывают – матерые, фундаментальные символы. Николай Олюнин – 23-летний красноярский сноубордист – на открытии 2-го этапа универсиады в Испании возглавил колонну наших спортсменов и нес национальный флаг. Я, может, слегка заострен на пропаганде, но флаг в руках нашего спортсмена, даже с учетом моего особого взгляда, – момент, согласитесь, символичный.

Тем временем подготовка нашей, красноярской универсиады кипит. Например, в настоящий момент будущие волонтеры уже могут заявить о своем намерении принять участие в организации спортивного форума.

В МИРЕ

Крылатые фантомы

Неделю назад украинские силовики клялись, что все их самолеты – в ангарах. Тем не менее ополченцы за последние два дня сбили три военных самолета.

Геноцида не было

Ни сербы, ни хорваты не подвергались геноциду – так считает Международный суд ООН в Гааге. Остается надеяться, что это решение – лишь первый шаг к межнациональному примирению на территории бывшей Югославии.

Цена Асада

Саудовская Аравия, по некоторым данным, объявила об условиях снижения добычи нефти: Россия должна отказаться от поддержки Башара Асада. Это тренд такой: у всех экономических потрясений в последнее время исключительно политическая подоплека.

Гуантанамо не вернут

Наметившееся было потепление между США и Кубой в пику России рискует обернуться новым похолоданием: Рауль Кастро считает, что территория базы Гуантанамо должна быть возвращена Кубе. Обама на такие жертвы не готов.

Гримаса независимости

Украина – все более и более независимое государство. Ведь ее правительство в очередной раз пополнилось иностранным гражданином – на этот раз грузинским подданным. Но с «независимостью» Украины давно все ясно. Куда смешнее другое. Вы только представьте, как корежит беднягу Яценюка от того, что совещания правительства он вынужден проводить на русском языке – единственном средстве межнационального общения, которым владеют все приглашенные в правительство министры – и местные, и иностранцы.

В СЕТИ

Рейтинг президента

электричкаНынче Сеть в числе прочих тем не без иронии обратилась к теме… электричек. Ясное дело, большинству обитателей Сети электрички до лампочки. Хотя есть и такие, которые из Мытищ в Москву сисадмином работать как раз на электричке и ездят. Но это не мешает им отстроиться от аудитории дачников и обсудить рейтинг президента Путина.

Напомню, ОАО «РЖД» из-за трудностей в переговорах с регионами закрыло множество пригородных маршрутов, а кое-где (в Тульской и Псковской областях, например) отменило все 100 % рейсов. Владимир Владимирович, когда узнал об этом, в свойственной ему манере дал поручение вернуть все, как было: «Это же не один автобусный маршрут отменили, а перестали ходить электрички в регионах. Вы с ума сошли, что ли?»

Сеть не упустила случая поглумиться: «Путин постановил «немедленно» вернуть электрички. Рейтинг президента вплотную приблизился к 146 %!» Подшучивать и над соотечественниками, и над президентом можно сколько угодно, но факт остается фактом: рейтинг доверия президенту действительно зашкаливающе высок.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
10 декабря 2024
Край активного долголетия: «Дедушка-ГТО» и «Бабушки-йоги»
Помните, как в советской песне поется «Старость меня дома не застанет, я в дороге, я в пути». И это совсем
Без рубрики
6 декабря 2024
«Транснефть – Западная Сибирь»: 70 лет в истории
Нефть, словно кровь в организме, питает экономику, давая возможность развиваться промышленности, транспорту и энергетике. Но чтобы этот жизненный поток не
Без рубрики
6 декабря 2024
«Зеленые школы» Красноярья
28 ноября в здании Государственной универсальной научной библиотеки подведены итоги большого просветительского проекта «Зеленые школы» Красноярья. Миссия: чистая земля», приуроченного