Рейс на выживание Маршрутки становятся все более опасным видом транспорта

Рейс на выживание Маршрутки становятся все более опасным видом транспорта

Они обгоняют, превышая скорость и выезжая на встречную полосу. Прибыль для водителей маршруток важнее безопасности пассажиров. С начала года в Красноярске по их вине произошло 36 дорожно-транспортных происшествий, в которых 43 человека получили травмы, а двое погибли. Каждый раз, садясь в маршрутку, мы играем в русскую рулетку. И не знаем, кому доверяем свои здоровье и жизнь.

Раннее утро. Остановка «Кинотеатр «Луч». Полтора десятка людей ждут свой автобус. У Центрального парка две маршрутки резко стартуют со светофора, пытаясь обогнать друг друга. Водитель, которому удался лихой маневр, останавливает автобус так, чтобы другому подъехать к остановке было максимально сложно. Знакомая картина, не правда ли?

Броуновское движение

К сожалению, движение пассажирского транспорта по красноярским улицам все больше напоминает броуновское: юркие пазики, равно как и неповоротливые крупногабаритные автобусы, в погоне за наличными пассажиров устраивают гонки друг с другом, в результате чего создают аварийно опасные ситуации. Сообщениями об авариях с участием маршрутных автобусов в последнее время уже никого не удивишь.

Трагедия

30 сентября около половины девятого вечера на перекрестке ул. Ленина и ул. Горького произошло столкновение автобуса «ПАЗ», принадлежащего ООО «Авторесурс», и автомобиля марки Honda Civic. За рулем маршрутного такси находился уроженец Таджикистана, который два месяца назад приехал в Красноярск на заработки. В результате ДТП пострадали водитель и кондуктор автобуса, а также девушка, управлявшая автомобилем Honda Civic. Пострадавшие были госпитализированы. Уже сейчас можно говорить о том, что водитель пассажирского автобуса грубо нарушил правила дорожного движения, проехав на красный сигнал светофора. Данный факт был зафиксирован камерами уличного наблюдения. 8 октября пострадавшая девушка, следователь ГУВД по Красноярскому краю Кира Конева, скончалась в реанимации. Ей было 27 лет.

На прошлой неделе группа депутатов и чиновников решила провести специальный рейд с целью ознакомления с ситуацией на рынке пассажирских перевозок. Мероприятие проходило в рамках акции «Гражданский контроль». От Законодательного собрания края в ней принял участие Юрий Швыткин, от Красноярского городского Совета – Петр Константинов. Также присутствовали представители департамента транспорта администрации Красноярска, сотрудники УФМС и УГИБДД по краю.
– Садимся в автобус маршрута № 36, едем до конечной остановки «ЛДК», – предложил собравшимся Юрий Николаевич. – По ходу поездки каждый участник контролирует работу водителя и кондуктора в рамках своей компетенции.
Маршрут, кстати, выбран совершенно случайно. Задача мероприятия, отмечают участники, сложна и проста одновременно. Конечно, по итогам одной поездки досконально изучить ситуацию на рынке просто невозможно, но получить определенное представление о ситуации вполне реально. Главное же сейчас: выработать предложения по внесению изменений в законодательные акты на уровне края и города. А если понадобится, то и Федерации. К примеру, выйти с какой-либо законодательной инициативой в МВД России.
Очевидно, считает Юрий Швыткин, что ситуацию необходимо привести в соответствие не только с действующим законодательством.
– Вопросы безопасности, вежливого обращения с пассажирами еще никто не отменял. Я много езжу на общественном транспорте, и очевидно, что ситуация удручающая: постоянные гонки на автобусах, на дорогах стоят «кукушки», они также создают аварийные ситуации, кондукторы не объявляют остановки. Водители, зачастую иностранные граждане, слышали, конечно, о правилах дорожного движения, но мало что о них знают, – говорит депутат.
На остановке «Кинотеатр «Луч» водители автобусов увлечены «борьбой за пассажира». Обогнать, подрезать конкурента, высадить людей не на остановке, нарушить график – классика жанра.
– В Москве, к примеру, эти схемы отлажены довольно четко: один автобус подъехал, высадил – забрал пассажиров, уехал. У нас же начинается беготня по остановкам. Людям рассмотреть номер автобуса достаточно проблематично. Вы посмотрите: водители даже к остановке не всегда подъезжают, а уже пассажиров высаживают. Ну что мешает нормально заехать в «карман»? – негодует Юрий Швыткин.
Садимся в ПАЗ маршрута № 36. То ли автобус слишком старый, то ли у водителя нет достаточных навыков вождения, но пазик постоянно дергает. Пронзительный скрип тормозов, неудобные сиденья, едкий запах выхлопных газов. Девушка-кондуктор одета в спортивный костюм, который неплохо было бы постирать. Нехотя объявляет остановки, но таким тихим голосом, что услышать могут лишь те пассажиры, которые стоят рядом.

По правилам. Своим

На конечной остановке подходим к стоящему неподалеку автобусу марки «ЛиАЗ». Он принадлежит фирме «КрасБус». Из маршрутки выходит молодой парень, по всей видимости – кондуктор. Наши предположения подтверждаются: молодой человек, его зовут Умат, подменяет на работе заболевшую мать. Парень по национальности киргиз, он недавно приехал в Красноярск из Джелалабада. По-русски говорит с трудом.

– Как же вы общаетесь с пассажирами? У вас есть какие-нибудь документы: паспорт, миграционная карта, разрешение на работу в России? – спрашивает Юрий Швыткин.

Выясняется, что паспорта нет. Как и разрешения на работу. Да и быть не может: молодому человеку всего 16 лет. А разрешение на работу в России выдается с 18 лет. В разговор вмешивается отец парня, Абдул-Бакы.
Все 5 лет, что Абдул-Бакы живет в Красноярске, он работает водителем автобуса. Предъявляет миграционную карту и водительское удостоверение, выданное…. в Киргизии.

– Как вы остановки объявляете? Вы ведь русским языком не владеете на необходимом уровне, – недоумевает Юрий Швыткин.

– Я, честно говоря, и не объявляю. У меня микрофон не работает, – оправдывается водитель.

Тут же следует мини-экзамен по правилам дорожного движения. Заместитель начальника отдела УГИБДД по краю Андрей Акимов задает водителю совсем несложные вопросы: какова разрешенная скорость движения автобуса в городе, за его пределами?
– 40 км/ч в городе, за городом – до 80 км/ч, – уверенно отвечает Абдул-Бакы.
Задавать более сложные вопросы Андрей Акимов просто не видит смысла.
– Фактически проверить подлинность водительского удостоверения мы можем. Но как реально оценить навыки водителя? По какой программе он проходил обучение – неизвестно. А ведь при приеме человека на работу работодатель обязан проверять его квалификацию. Отмечу, что планируется внесение изменений в федеральный закон о безопасности дорожного движения, согласно которым иностранные граждане должны будут подтверждать свою квалификацию, сдавать экзамены и получать водительское удостоверение российского образца, – рассказывает Андрей Акимов.
В итоге автобус снимают с линии. Начальник отдела департамента транспорта администрации Красноярска Сергей Веселков выписывает необходимое для этого предписание. Остановка быстро пустеет: одни автобусы разъезжаются по маршрутам, а другие останавливаются далеко от конечной. Маршрутное «радио» работает четко.

Найдите 10 отличий

Обратно возвращаемся на муниципальном автобусе. Вежливый кондуктор в опрятной форме выдает билеты, по автоинформатору объявляются остановки, автобус едет плавно, не обгоняя других участников движения, – все для комфорта пассажиров. Сравнение с частником явно не в пользу последнего. А между тем статистика свидетельствует: ежедневно на линию выходит 240 муниципальных автобусов и 842 – частных.
По мнению Юрия Швыткина, ситуацию необходимо кардинально менять.
– Я считаю, что преобладать должен именно муниципальный транспорт. Ведь тогда у государства появляются рычаги для регулирования и контроля. В погоне за прибылью частные структуры забывают о таких вещах, как безопасность, комфорт для пассажиров. А именно эти аспекты должны стать приоритетом в работе, – отметил депутат.
А вот Сергей Веселков большие надежды возлагает на закон «О транспортном обслуживании населения Красноярского края». Нормативный акт готовится к рассмотрению во втором чтении.
– К сожалению, сегодня подобного федерального нормативного акта нет. К тому же необходимо учесть, что мы встречаем достаточно серьезное противодействие со стороны частных перевозчиков, которым ужесточение контроля совершенно невыгодно. А если планируем провести проверку, этот шаг необходимо согласовывать с прокуратурой. Правоохранительные структуры не всегда охотно согласуют проведение подобных проверок, – говорит Сергей Веселков.

Раннее утро. Остановка «Кинотеатр «Луч». Полтора десятка людей ждут свой автобус. У Центрального парка две маршрутки резко стартуют со светофора, пытаясь обогнать друг друга. Водитель, которому удался лихой маневр, останавливает автобус так, чтобы другому подъехать к остановке было максимально сложно. Знакомая картина, не правда ли? Будем надеяться, когда-нибудь она изменится.

Только цифры

В текущем году на улицах и дорогах Красноярского края зарегистрировано 3 696 дорожно-транспортных происшествий, в которых 402 человека погибли и 4 578 травмированы. Наиболее распространенной причиной совершения водителями ДТП в текущем году явилось превышение скорости – 635 ДТП. Причиной каждого седьмого ДТП послужило несоблюдение водителями очередности проезда – 427 ДТП. По причине нарушений водителями правил обгона, выезда на полосу, предназначенную для встречного движения, допущено 299 ДТП. На 30,1 % возросло количество дорожно-транспортных происшествий, совершенных водителями, находящимися в состоянии опьянения. Всего в текущем году на территории края зарегистрировано 350 таких ДТП. С начала этого года в Красноярске по вине водителей маршрутных такси произошло уже 36 дорожно-транспортных происшествий, в которых 43 человека получили травмы различной степени тяжести, а двое погибли.

Только факты

В августе – сентябре текущего года в Красноярске проходила операция «Автобус». С начала операции в Красноярске зафиксировано 14 дорожно-транспортных происшествий с участием пассажирского транспорта. Милиционерами проверено 692 маршрутных такси, выявлено 497 нарушений ПДД. По словам стражей порядка, наиболее распространенными являются нарушения скоростного режима (165 случаев), правил остановки и стоянки на остановках общественного транспорта (18), правил маневрирования (17), непредоставление преимущества пешеходам (44). У 35 автобусов за неудовлетворительное техническое состояние (превышение уровня шума, выхлопных газов, использование некачественных шин) были сняты государственные номера, 1 автобус поставлен на штрафстоянку.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
30 апреля 2024
Кто и на каких условиях может оформить льготный кредит на квартиру?
До 2031 года продлили программу выплат по 450 тысяч рублей многодетным семьям в помощь на погашение ипотеки. По поручению главы государства
Без рубрики
30 апреля 2024
Победить врага внутри себя
Сегодня существует масса методик лечения наркомании. Клиники предлагают не только медикаментозное избавление от зависимости, но и плазмаферез или внутривенное лазерное
Без рубрики
29 апреля 2024
Как вернуть тепло в дома
В № 18 от 8 марта 2024 года газеты «Наш Красноярский край» был опубликован материал «Если холодно в квартирах». Поводом для