Рейс на выживание Маршрутки становятся все более опасным видом транспорта

Рейс на выживание Маршрутки становятся все более опасным видом транспорта

Они обгоняют, превышая скорость и выезжая на встречную полосу. Прибыль для водителей маршруток важнее безопасности пассажиров. С начала года в Красноярске по их вине произошло 36 дорожно-транспортных происшествий, в которых 43 человека получили травмы, а двое погибли. Каждый раз, садясь в маршрутку, мы играем в русскую рулетку. И не знаем, кому доверяем свои здоровье и жизнь.

Раннее утро. Остановка «Кинотеатр «Луч». Полтора десятка людей ждут свой автобус. У Центрального парка две маршрутки резко стартуют со светофора, пытаясь обогнать друг друга. Водитель, которому удался лихой маневр, останавливает автобус так, чтобы другому подъехать к остановке было максимально сложно. Знакомая картина, не правда ли?

Броуновское движение

К сожалению, движение пассажирского транспорта по красноярским улицам все больше напоминает броуновское: юркие пазики, равно как и неповоротливые крупногабаритные автобусы, в погоне за наличными пассажиров устраивают гонки друг с другом, в результате чего создают аварийно опасные ситуации. Сообщениями об авариях с участием маршрутных автобусов в последнее время уже никого не удивишь.

Трагедия

30 сентября около половины девятого вечера на перекрестке ул. Ленина и ул. Горького произошло столкновение автобуса «ПАЗ», принадлежащего ООО «Авторесурс», и автомобиля марки Honda Civic. За рулем маршрутного такси находился уроженец Таджикистана, который два месяца назад приехал в Красноярск на заработки. В результате ДТП пострадали водитель и кондуктор автобуса, а также девушка, управлявшая автомобилем Honda Civic. Пострадавшие были госпитализированы. Уже сейчас можно говорить о том, что водитель пассажирского автобуса грубо нарушил правила дорожного движения, проехав на красный сигнал светофора. Данный факт был зафиксирован камерами уличного наблюдения. 8 октября пострадавшая девушка, следователь ГУВД по Красноярскому краю Кира Конева, скончалась в реанимации. Ей было 27 лет.

На прошлой неделе группа депутатов и чиновников решила провести специальный рейд с целью ознакомления с ситуацией на рынке пассажирских перевозок. Мероприятие проходило в рамках акции «Гражданский контроль». От Законодательного собрания края в ней принял участие Юрий Швыткин, от Красноярского городского Совета – Петр Константинов. Также присутствовали представители департамента транспорта администрации Красноярска, сотрудники УФМС и УГИБДД по краю.
– Садимся в автобус маршрута № 36, едем до конечной остановки «ЛДК», – предложил собравшимся Юрий Николаевич. – По ходу поездки каждый участник контролирует работу водителя и кондуктора в рамках своей компетенции.
Маршрут, кстати, выбран совершенно случайно. Задача мероприятия, отмечают участники, сложна и проста одновременно. Конечно, по итогам одной поездки досконально изучить ситуацию на рынке просто невозможно, но получить определенное представление о ситуации вполне реально. Главное же сейчас: выработать предложения по внесению изменений в законодательные акты на уровне края и города. А если понадобится, то и Федерации. К примеру, выйти с какой-либо законодательной инициативой в МВД России.
Очевидно, считает Юрий Швыткин, что ситуацию необходимо привести в соответствие не только с действующим законодательством.
– Вопросы безопасности, вежливого обращения с пассажирами еще никто не отменял. Я много езжу на общественном транспорте, и очевидно, что ситуация удручающая: постоянные гонки на автобусах, на дорогах стоят «кукушки», они также создают аварийные ситуации, кондукторы не объявляют остановки. Водители, зачастую иностранные граждане, слышали, конечно, о правилах дорожного движения, но мало что о них знают, – говорит депутат.
На остановке «Кинотеатр «Луч» водители автобусов увлечены «борьбой за пассажира». Обогнать, подрезать конкурента, высадить людей не на остановке, нарушить график – классика жанра.
– В Москве, к примеру, эти схемы отлажены довольно четко: один автобус подъехал, высадил – забрал пассажиров, уехал. У нас же начинается беготня по остановкам. Людям рассмотреть номер автобуса достаточно проблематично. Вы посмотрите: водители даже к остановке не всегда подъезжают, а уже пассажиров высаживают. Ну что мешает нормально заехать в «карман»? – негодует Юрий Швыткин.
Садимся в ПАЗ маршрута № 36. То ли автобус слишком старый, то ли у водителя нет достаточных навыков вождения, но пазик постоянно дергает. Пронзительный скрип тормозов, неудобные сиденья, едкий запах выхлопных газов. Девушка-кондуктор одета в спортивный костюм, который неплохо было бы постирать. Нехотя объявляет остановки, но таким тихим голосом, что услышать могут лишь те пассажиры, которые стоят рядом.

По правилам. Своим

На конечной остановке подходим к стоящему неподалеку автобусу марки «ЛиАЗ». Он принадлежит фирме «КрасБус». Из маршрутки выходит молодой парень, по всей видимости – кондуктор. Наши предположения подтверждаются: молодой человек, его зовут Умат, подменяет на работе заболевшую мать. Парень по национальности киргиз, он недавно приехал в Красноярск из Джелалабада. По-русски говорит с трудом.

– Как же вы общаетесь с пассажирами? У вас есть какие-нибудь документы: паспорт, миграционная карта, разрешение на работу в России? – спрашивает Юрий Швыткин.

Выясняется, что паспорта нет. Как и разрешения на работу. Да и быть не может: молодому человеку всего 16 лет. А разрешение на работу в России выдается с 18 лет. В разговор вмешивается отец парня, Абдул-Бакы.
Все 5 лет, что Абдул-Бакы живет в Красноярске, он работает водителем автобуса. Предъявляет миграционную карту и водительское удостоверение, выданное…. в Киргизии.

– Как вы остановки объявляете? Вы ведь русским языком не владеете на необходимом уровне, – недоумевает Юрий Швыткин.

– Я, честно говоря, и не объявляю. У меня микрофон не работает, – оправдывается водитель.

Тут же следует мини-экзамен по правилам дорожного движения. Заместитель начальника отдела УГИБДД по краю Андрей Акимов задает водителю совсем несложные вопросы: какова разрешенная скорость движения автобуса в городе, за его пределами?
– 40 км/ч в городе, за городом – до 80 км/ч, – уверенно отвечает Абдул-Бакы.
Задавать более сложные вопросы Андрей Акимов просто не видит смысла.
– Фактически проверить подлинность водительского удостоверения мы можем. Но как реально оценить навыки водителя? По какой программе он проходил обучение – неизвестно. А ведь при приеме человека на работу работодатель обязан проверять его квалификацию. Отмечу, что планируется внесение изменений в федеральный закон о безопасности дорожного движения, согласно которым иностранные граждане должны будут подтверждать свою квалификацию, сдавать экзамены и получать водительское удостоверение российского образца, – рассказывает Андрей Акимов.
В итоге автобус снимают с линии. Начальник отдела департамента транспорта администрации Красноярска Сергей Веселков выписывает необходимое для этого предписание. Остановка быстро пустеет: одни автобусы разъезжаются по маршрутам, а другие останавливаются далеко от конечной. Маршрутное «радио» работает четко.

Найдите 10 отличий

Обратно возвращаемся на муниципальном автобусе. Вежливый кондуктор в опрятной форме выдает билеты, по автоинформатору объявляются остановки, автобус едет плавно, не обгоняя других участников движения, – все для комфорта пассажиров. Сравнение с частником явно не в пользу последнего. А между тем статистика свидетельствует: ежедневно на линию выходит 240 муниципальных автобусов и 842 – частных.
По мнению Юрия Швыткина, ситуацию необходимо кардинально менять.
– Я считаю, что преобладать должен именно муниципальный транспорт. Ведь тогда у государства появляются рычаги для регулирования и контроля. В погоне за прибылью частные структуры забывают о таких вещах, как безопасность, комфорт для пассажиров. А именно эти аспекты должны стать приоритетом в работе, – отметил депутат.
А вот Сергей Веселков большие надежды возлагает на закон «О транспортном обслуживании населения Красноярского края». Нормативный акт готовится к рассмотрению во втором чтении.
– К сожалению, сегодня подобного федерального нормативного акта нет. К тому же необходимо учесть, что мы встречаем достаточно серьезное противодействие со стороны частных перевозчиков, которым ужесточение контроля совершенно невыгодно. А если планируем провести проверку, этот шаг необходимо согласовывать с прокуратурой. Правоохранительные структуры не всегда охотно согласуют проведение подобных проверок, – говорит Сергей Веселков.

Раннее утро. Остановка «Кинотеатр «Луч». Полтора десятка людей ждут свой автобус. У Центрального парка две маршрутки резко стартуют со светофора, пытаясь обогнать друг друга. Водитель, которому удался лихой маневр, останавливает автобус так, чтобы другому подъехать к остановке было максимально сложно. Знакомая картина, не правда ли? Будем надеяться, когда-нибудь она изменится.

Только цифры

В текущем году на улицах и дорогах Красноярского края зарегистрировано 3 696 дорожно-транспортных происшествий, в которых 402 человека погибли и 4 578 травмированы. Наиболее распространенной причиной совершения водителями ДТП в текущем году явилось превышение скорости – 635 ДТП. Причиной каждого седьмого ДТП послужило несоблюдение водителями очередности проезда – 427 ДТП. По причине нарушений водителями правил обгона, выезда на полосу, предназначенную для встречного движения, допущено 299 ДТП. На 30,1 % возросло количество дорожно-транспортных происшествий, совершенных водителями, находящимися в состоянии опьянения. Всего в текущем году на территории края зарегистрировано 350 таких ДТП. С начала этого года в Красноярске по вине водителей маршрутных такси произошло уже 36 дорожно-транспортных происшествий, в которых 43 человека получили травмы различной степени тяжести, а двое погибли.

Только факты

В августе – сентябре текущего года в Красноярске проходила операция «Автобус». С начала операции в Красноярске зафиксировано 14 дорожно-транспортных происшествий с участием пассажирского транспорта. Милиционерами проверено 692 маршрутных такси, выявлено 497 нарушений ПДД. По словам стражей порядка, наиболее распространенными являются нарушения скоростного режима (165 случаев), правил остановки и стоянки на остановках общественного транспорта (18), правил маневрирования (17), непредоставление преимущества пешеходам (44). У 35 автобусов за неудовлетворительное техническое состояние (превышение уровня шума, выхлопных газов, использование некачественных шин) были сняты государственные номера, 1 автобус поставлен на штрафстоянку.

Читать все новости

Реплики


Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
20 мая 2022
Красноярцам предлагают провести в музеях две ночи
Музейная ночь в мае растянется аж на два дня. Часть музеев Красноярска решили выступить со своими проектами уже в пятницу
Принят закон, необходимый для поддержки погорельцев
Вчера, 19 мая, состоялась сессия Законодательного собрания, где обсуждался единственный вопрос – законопроект «О мерах социальной поддержки граждан, проживавших в
20 мая 2022
Уверенной поступью
Пока бывшие европейские и заокеанские «партнеры» суетятся вокруг очередного (не помню уже, какого по счету) пакета антироссийских санкций и никак