События нашей современной жизни психическому здоровью мало способствуют. Но и стандартные проблемы вроде развода или выгорания на работе никуда не исчезли. С июля этого года в поликлиниках появились специалисты, которые помогают справиться с душевным дискомфортом. В крае открылось 18 кабинетов психологической помощи. Причем произошло это не только в Красноярске, но и в Норильске, Дивногорске и других городах края.
Услуга востребована
Изменения произошли после вступления в силу приказа «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи при психических расстройствах…». Согласно ему направление к специалисту можно получить в обычной поликлинике по ОМС.
На сегодня ситуация такова, что необходимую психологическую помощь получают лишь около пяти процентов из нуждающихся, – пояснял ранее Александр Бендера, главный психиатр Красноярского края. – Многие люди идут к разным специалистам, страдая когнитивными нарушениями, депрессией. Врачи не определяют эту патологию и лечат заболевание по своему профилю. Сейчас можно человека направить в кабинет психолога в поликлинике. Если он видит, что нарушения существенны, дается рекомендация посетить психиатра.
Конечно, насильно никто к специалистам не ведет. Все зависит от желания самого пациента. Обратиться за поддержкой к психологам могут также те, кто пришел с СВО, члены их семей, родственники погибших бойцов.
С одной стороны, это удобно – хорошего специалиста нужно еще найти, а сделать это в небольшом городе не так уж и просто. Обращаясь в государственное учреждение, можно быть уверенным хотя бы в том, что у психолога есть соответствующая квалификация, а не просто свидетельство об окончании курсов. Не говоря о том, что посещение такого специалиста дешево не обойдется.
Да, и раньше можно было получить психологическую помощь по ОМС в специализированных учреждениях, но обращались туда немногие. Насколько востребованной оказалась консультация психолога в поликлинике?
Достаточно востребована, чаще всего обращаются с тревожно-депрессивными состояниями, – говорит Любовь Горбунова, клинический психолог Дивногорской межрайонной больницы. – Все начинается со скрининговой диагностики, на основании которой я делаю вывод, в том числе о степени имеющихся нарушений. Если они легкие – работаю с ними сама, если умеренные и тяжелые, предлагаю консультацию в кабинете медико-психологической помощи, оформляю протокол со всеми результатами диагностики: либо сама записываю, либо даю телефон, но это уже в Красноярске. Очень много было подростков, сейчас пошли женщины в возрасте. Ситуации бывают разные – к примеру, причиной нарушений может быть то, что человек очень долго сидел на диете, а наша психика неразрывно связана с физиологией. Он не получил в нужном количестве витаминов и микроэлементов, которые важны для нейромедиаторов (вещества, которые отвечают за память, внимание, контроль психических функций. – НКК), и нарушается в том числе психическая деятельность. Тут правильно назначить полноценное питание, витамины и понаблюдать.
Издавна работу с психологом заменяли душевные разговоры с друзьями на кухне. Специалисты согласны с тем, что это помогает, если ситуация не очень серьезная. После того как человек выговорился, посмотрел, к примеру, на случившийся конфликт с другой стороны, он сам может понять, что было сделано правильно, а что нет. Но так бывает не всегда.
Последствия стресса
Порой в процессе работы выясняется: когда-то давно был пережит сильный стресс, «не проработанный» вовремя, закрепилась определенная негативная модель поведения, которую вызывает потом малейший триггер (это ситуация, стимул, провоцирующий сильные эмоции, например, жертва насилия может реагировать на цвет машины, запахи и т. д.).
Я проходила обучение, могу использовать методы когнитивно-поведенческой терапии, – поясняет Любовь Горбунова. – Мы начинаем работать с поведением, эмоциями, выясняем, как формировать новые мысли, изменять поведение при этом. И когда это автоматизируется, человек уже по-иному начинает реагировать.
Хватает ли времени? У терапевта или невролога в поликлиниках такой поток пациентов… Здесь все по-иному. На консультацию выделяется час – и это не меньше, чем у специалиста в частной клинике.
Психологи появились и в детских поликлиниках – и тут их востребованность, наверное, еще больше. Записаться можно самостоятельно, отметив, что у ребенка не складываются отношения с одноклассниками или же самим родителям сложно найти с ним общий язык. Направление может дать педиатр или невролог – порой родители привыкают к каким-то особенностям поведения детей и не видят существующих проблем. Но… Очень часто работать приходится именно с родителями, которые хотят, чтобы после общения с психологом ребенок стал «нормальным» – без истерик, капризов, агрессивности. Не понимая, что ситуация в семье – развод, скандалы, манипуляции – и стала причиной негативных проявлений.
По словам специалистов, сейчас дети еще больше нуждаются в психологической помощи, потому что многим сложно принять разницу в уровне жизни. Выросли и требования родителей – в том числе тех, которые много вкладывают в образование, развитие детей. Но не все могут показать хорошие результаты – те, которых ждут, это зависит еще и от способностей. Ребенок, в том числе и подросток, как бы он себя ни вел, начинает переживать, что не соответствует, что он огорчает родителей…
У многих вообще нет мотивации к учебе: они смотрят на популярного блогера – уровень его жизни совершенно иной, чем у его родителей, несмотря на то что они много работают. И делает собственные выводы: «можно просто делать что-то смешное или эпатажное – и деньги будут».
Другими словами, повод для обращения есть почти у каждого.
У нас открыто три кабинета – в микрорайоне Солнечном, в Северном, и еще один на улице Устиновича, – рассказывает Маргарита Маслова, главный врач городской детской больницы № 8 Красноярска. – Сейчас идут подростки активно – здесь срабатывает сарафанное радио – не все можно обсудить с родителями. Если есть отклонения, рекомендации дают посетить психоневрологический диспансер. Нашему учреждению повезло, потому что на базе одной из поликлиник организован кабинет медико-психологической помощи психоневрологическим диспансером. Это очень удобно, потому что не все хотят ехать на Копылова. А там в поликлинике ведут прием врач-психиатр, психолог, который больше ориентирован не просто на диагностику, а уже на работу с патологией. Я считаю, это очень нужно и востребовано – до появления кабинетов ко мне нередко обращались родители, которые не знали, у кого получить консультацию. Сейчас отпадает вопрос, где найти специалиста.