С первого часа войны

Контрразведка: фронт без линии фронта

С первого часа войны Контрразведка: фронт без линии фронта

Дмитрий Иосифович БУДАНОВ, ветеран органов госбезопасности, – один из 15 красноярских чекистов, служивших в военной контрразведке Смерш. Его война началась даже не с первых дней – с первых часов.

Выпускник Орджоникидзевского военно-пехотного училища, он был направлен в особый отдел Прибалтийского военного округа, который дислоцировался в Риге, – а в ночь на 22 июня 1941 года немцы уже бомбили столицу Латвии.

Контрразведчик прошел всю войну, после служил в Польше, Венгрии, в начале 60-х его перевели в Красноярское управление КГБ, где ветеран проработал более 20 лет и, выйдя на пенсию, остался в нашем городе.

До 70-летия Победы Дмитрий Иосифович не дожил совсем немного – он скончался в июне 2014 года в возрасте 95 лет. Сегодня мы публикуем фрагменты из его воспоминаний.

В окружении

70-летие ПобедыВ Управлении фронта я получил назначение в особый отдел 8-й армии, откуда в дальнейшем был направлен в 749-й стрелковый полк 125-й стрелковой дивизии на должность старшего оперуполномоченного. Полк в то время находился в эстонском городе Тарту. В первый день войны 125-я с. д. находилась на литовской границе, откуда отступила под ударами превосходящих сил немцев.

По прибытии к месту назначения мне стало известно, что наши войска занимают западную часть города, а восточная захвачена немцами, в результате чего отход наших войск на восток исключен. Противник вел круглосуточную разведку с использованием самолетов, аэростатов и других средств. Через несколько дней от командования поступил приказ об отводе войск в северо-западном направлении. Операция началась ночью, однако была немцами обнаружена, и последние приняли меры к недопущению запланированного отвода войск и окружению выходящих из города наших частей.

Оказавшись в окружении и не имея приказа на дальнейшие действия, красноармейцы вынуждены были действовать самостоятельно. Попытки прорваться пресекались со стороны немцев плотным пулеметным огнем. Обнаружив на заросшем кустарником берегу небольшой речушки большую группу наших бойцов, подготовившихся к прорыву, я присоединился к ним. Без чьей-либо команды группа стала преодолевать речку. Немцы открыли минометно-пулеметный огонь, но были смяты атакующими и прекратили нападение. В прорыв ринулись и другие окруженные. Были убитые и раненые. Не всем удалось вырваться. Я чудом уцелел, упредив своим выстрелом выстрел немецкого солдата.

Ленинград

Потерпев неудачу с захватом города, Гитлер отдал приказ уничтожить его с помощью авиации и дальнобойной артиллерии. Запретил брать в плен гражданское население, цинично заявив, что это может подорвать экономику Германии. Реализация плана не замедлилась: на город посыпались бомбы и снаряды. На наших глазах дальнобойная артиллерия (установленная на Вороньей горе в десятках километров от наших позиций) методически била по Ижорскому заводу. В результате систематических бомбежек и обстрелов в городе были нарушены и разрушены системы жизнеобеспечения. Прекратилась подача воды, электроэнергии, встал транспорт.

Возникшие трудности со снабжением населения продовольствием привели к резкому уменьшению норм выдачи продуктов как гражданским лицам, так и военным. Нормы военнослужащим, находившимся на передовой, были несколько выше – дневной рацион составлял 350 г суррогатного хлеба, дважды в день – жидкая баланда. Сахар отсутствовал. Вместо табака выдавался дубовый лист.

В марте 1942 года 749-й полк был отведен для переформирования во второй эшелон. Пополнение поступало главным образом из числа жителей города. Население, проживающее в районе нашего переформирования, производило удручающее впечатление. Ослабленные систематическим недоеданием жители редко выходили из домов, а дети на улицах вообще не показывались. На улицах, в пустующих квартирах и подсобных помещениях обнаруживали трупы умерших от голода людей.

В целях деморализации наших войск противник вел систематическую разложенческую работу. В расположение наших позиций забрасывалось большое количество листовок. Проводились радиопередачи, в которых участвовали предатели, участники зарубежных антисоветских организаций и прочие враждебные элементы. Для привлечения к радиопередачам внимания вначале проигрывалась русская музыка, популярные песни. В листовках и передачах всячески дискредитировалась наша действительность, лилась клевета на Красную Армию, руководство страны. В то же время восхвалялась немецкая армия, пророчилась ее скорая победа. Всячески афишировался «новый порядок», искажалась жизнь населения на оккупированной территории, в лагерях для военнопленных. Передачи завершались призывами к нашим солдатам переходить на сторону немцев. Советские воины знали истинное положение вещей и не доверяли вражеской пропаганде, понимая цели ее распространения.

Вместе с тем имели место единичные случаи нарушения воинского долга, главным образом вследствие тяжелейших условий нахождения на передовой и голода.

В январе 1943-го силами войск Ленинградского и Волховского фронтов был осуществлен прорыв немецкой обороны у Ладожского озера. Противник был оттеснен на 10–15 км от берега. Это событие, имевшее огромное значение для Ленинграда и страны, было встречено населением и в войсках с огромной радостью и энтузиазмом.

Осенью 1944 года из 749-го стрелкового полка я был переведен на работу в отдел Смерш 42-й армии. В полку находился более двух с половиной лет. Вместе с другими испытал все трудности фронтовых и блокадных условий. Был ранен, контужен.

Польша

БудановК лету 1944 года наши войска вышли к границам Польши. Политическая обстановка там в это время была очень сложная. В стране действовали десятки нелегальных организаций и вооруженных групп, из которых значительная часть носила антисоветскую направленность. Наиболее массовой из них была так называемая «Армия Крайова» («АК»), созданная польским эмигрантским правительством в Лондоне при активном содействии английских спецслужб, которые готовили и забрасывали в страну эмиссаров, большей частью из числа офицеров бывшей польской армии. Главной задачей «АК» являлась не борьба с немецкими оккупантами, а восстановление в стране прежней власти.

Сразу же по вступлении наших войск на польскую землю к командованию явились деятели «АК» с требованием признать их как представителей Лондонского эмигрантского правительства. Им разъяснили, что советское командование признает лишь власть Временного правительства Польши, с которым установлены дипломатические отношения. Представители «АК» заявили, что будут и впредь находиться на нелегальном положении.

В сложившейся обстановке вопрос о безопасности наших войск на территории Польши приобретал исключительное значение. По согласованию с Временным правительством Польши было принято решение направить в Польшу специальную группу сотрудников Главного управления Смерш для оказания помощи советскому командованию по защите войск от возможных враждебных действий, а также оказания помощи в создании органов безопасности нового демократического правительства. В данную группу был включен и я.

Находясь в подполье, «АК» и другие враждебные организации совершили ряд акций, направленных против органов демократического правительства Польши и военнослужащих Советской армии. Так, с августа 1944-го до конца 1946 года в Люблянском воеводстве, где я тогда проходил службу, от рук членов «АК» и других враждебных организаций погибли около 2 200 человек из числа работников милиции, органов безопасности, членов Рабочей партии и других активистов. В этот период бандформированиями совершено 11 нападений на тюрьмы, в которых содержались участники подполья, с целью их освобождения.

«Армия Крайова» по указанию эмигрантского правительства шла на все, чтобы установить свою власть в стране. В этих целях в августе 1944 года было спровоцировано Варшавское восстание, которое было жестко подавлено немцами. В это время совместно с рядом сотрудников Смерш я находился в пригороде Варшавы – Праге, и нам в руки попадала самая свежая информация о восстании.

Молодые органы госбезопасности демократического правительства Польши (Беспека) в то время успешно справлялись с поставленными перед ними задачами по пресечению в стране враждебной деятельности. В то же время они сыграли большую роль в обеспечении безопасности и наших войск. Под немецкой оккупацией Польша находилась больше шести лет. На ее земле немцы отшлифовали «новый порядок», объявив славян неполноценной расой. На ее территории были созданы десятки лагерей смерти. За годы оккупации Польша потеряла пятую часть населения – около шести миллионов человек.

День Победы населением Польши был встречен с огромной радостью. Поляки искренне выражали братские чувства к народам нашей страны и Советской армии – армии-освободительнице. Праздник Победы мы встречали с польскими друзьями с чувством гордости за наш народ, нашу страну. Однако моя командировка в Польшу закончилась только через восемь лет…

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
13 декабря 2024
Никогда нельзя забывать о людях: в Красноярске открыли мемориальную доску Владимиру Долгих
Память о выдающихся людях помогает сохранять историческое наследие региона, лучше понимать ныне живущим свои корни, традиции, культуру. Да и осознание
Без рубрики
13 декабря 2024
Шахтеры не подведут!
Генеральный директор АО «СУЭК-Красноярск» Евгений Евтушенко выступил на сессии Законодательного собрания Красноярского края с докладом о деятельности угольных предприятий. Сегодня
Без рубрики
13 декабря 2024
Секрет высокого урожая – в мастерстве и умении наших аграриев работать на грани возможного
«День урожая» в Красноярском крае – праздник не только для сельчан, но и для нас, горожан. Ведь именно деревня кормит