Самостоятельный стандарт Переход на «автономку» учит работать по новым стандартам

Самостоятельный стандарт Переход на «автономку» учит работать по новым стандартам

Опыт перевода бюджетных организаций на новые правовые формы в крае уже имеется. С 2008 года ряд бюджетных учреждений работают в новых условиях, перейдя в статус автономных. Одним из первых в регионе в самостоятельное плавание отправилась железногорская Школа космонавтики. Шаг в новое и неизведанное оказался успешным – учреждение начало не только самостоятельно зарабатывать деньги, но и смогло существенно повысить качество образования.

Когда речь заходит о преобразовании бюджетного учреждения в автономную форму, в голове обывателя сразу возникает мысль – теперь за услуги будут брать деньги, и они станут совсем недоступны. А уж если автономный статус приобретает школа, то совсем мрачно – на детях деньги зарабатывать. Точка зрения, мягко скажем, далека от истины. Да, автономному учреждению разрешено зарабатывать. Но только если дополнительная услуга востребована потребителями и основной объем государственных услуг выполняется полностью. Дополнительная услуга вовсе не значит, что цены достигают заоблачных высот. В качестве примера – Школа космонавтики из Железногорска. Здесь по-прежнему обучаются около 300 ребят со всего края, а самым талантливым даже стипендию платят. Без перехода на самостоятельность такие «излишества» были бы невозможны.

С 2008 года в крае 67 бюджетных организаций переведены в статус автономных. Большая часть, а это свыше семи тысяч учреждений, по-прежнему остаются бюджетными. Однако это вовсе не означает, что остальные бюджетники будут работать по старинке. В соответствии с федеральным законом № 83 в ближайшие два года в крае будет осуществлен постепенный переход всех учреждений на новые формы деятельности. Бюджетные организации будут разделены на три типа – автономные, бюджетные нового типа и казенные. Автономные и бюджетные учреждения нового типа приобретут больше правовой самостоятельности, финансирование по смете будет заменено получением субсидий на выполнение государственных заданий по оказанию услуг населению. Казенные учреждения останутся на сметном финансировании.
Собственно, задачи перевести всех на «автономку» и не стоит. Например, директор Школы космонавтики Юрий Яббаров считает, что самостоятельное плавание подойдет не каждому:
– Специфика работы некоторых бюджетных учреждений не позволяет зарабатывать на дополнительных услугах, поэтому им будет комфортнее оставаться на сметном финансировании. Возможно, они так даже эффективнее работают. Тут все зависит от желания коллектива и собственной инициативности.
Яббаров рассказывает, что коллектив Школы космонавтики в 2008 году практически единогласно проголосовал за перевод в автономный статус:
– Поначалу были сомнения. Мы взвешивали все за и против. Плюсы перевесили минусы, и теперь ничуть не жалеем.
Получение нового статуса, по словам Яббарова, позволило школе ввести несколько дополнительных образовательных программ. Собственно, железногорцы изначально тем и славились, что здесь предоставляются оригинальные образовательные услуги для одаренных детей. Статус автономного учреждения и, как следствие, дополнительные деньги позволили существенно расширить этот список. При этом дополнительные услуги, отмечает директор, существенно повысили качество образования в школе:
– Мы делаем упор на профессиональную ориентацию и исследовательские работы. После окончания нашей школы ребенок может легче выбрать вуз и затем профессию на всю жизнь, – рассказывает Яббаров.
В школе даже китайский начали изучать с недавних пор. Тем более для детей из необеспеченных семей по-прежнему действуют льготы. Самым одаренным, а это двадцать пять человек, удается даже ежемесячные стипендии выплачивать от пятисот до тысячи рублей.
– Стоит отметить, что автономное учреждение имеет право зарабатывать не только и не столько на образовательных услугах. Школа теперь может использовать по своему усмотрению и принадлежащее ей имущество. Например, сдавать в аренду школьный автобус, когда он не занят детьми, или пустующие летом корпуса общежития. Все с согласия наблюдательного совета. Подчеркиваю, делать это не в ущерб детям. Интересы учащихся – это первостепенная задача нашего учреждения.
Примечательно, что большая часть средств идет на развитие самой инфраструктуры учреждения. За два года на заработанные школой деньги и бюджетные средства удалось полностью отремонтировать общежитие. Ранее об этом могли только мечтать.
– Деньги государства в основном уходят на функционирование учреждения. Конечно, краевое министерство образования помогает и выделяет средства на приобретение нового оборудования, но автономный статус существенно расширяет наши возможности. Например, в прошлом году за счет бюджета мы приобрели компьютеров и другой техники на сумму 673 тысячи рублей. А за счет собственной деятельности – почти на два миллиона рублей. Согласитесь, существенная прибавка, – отмечает Яббаров.

Автономия, помимо прочего, еще и помогает расширять границы. В буквальном, географическом смысле. Еще два года назад в командировки на всевозможные образовательные форумы здесь стянув пояса отправляли только директора. Да и то раза два в год. Сегодня же сразу несколько педагогов летают на запад России перенимать передовые веяния в образовании. Более того, автономный статус позволил организовывать для ребят поездки в другие города – на олимпиады и другие образовательные мероприятия. В скором времени группа учащихся, например, поедет на интеллектуальный детский конкурс на Филиппины.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
28 марта 2024
Какие растения нельзя выращивать на дачном участке
Приближается открытие дачного сезона, и многие садоводы уже планируют, что именно и в каком количестве они будут выращивать на своих
Без рубрики
28 марта 2024
Норильск – самый северный город мира с численностью населения более 150 тысяч человек
Норильск получил статус рабочего поселка в 1939 году, в 1953-м был признан городом. Однако первые русские поселенцы здесь появились значительно
Без рубрики
28 марта 2024
Верба: зачем нужна и почему ценят
Вербное воскресенье Последнее воскресенье перед Пасхой — время, когда вспоминают въезд Христа в Иерусалим. Встречали его тогда ветвями пальм, символом праздника. Однако из-за