Серая зона инклюзии

Почему за право учиться иногда нужно бороться?

Серая зона инклюзии Почему за право учиться иногда нужно бороться?

Инклюзия пришла в школы три года назад, и если сначала казалось, что плюсов однозначно больше, чем минусов, то после нескольких лет эйфории наружу полезли настоящие проблемы, с которыми не так-то просто справиться. И самая обидная из них – учителя не везде готовы работать с детьми с ОВЗ.

«Не складывается у нас с этой инклюзией»

О Вове, шестикласснике простой красноярской школы, мы писали два года назад. Вова любит рассказы о богатырях, готов слушать видеолекции по истории часами, обожает лошадей, еще он лучший помощник мамы на кухне. Но кого это интересует, если у него не совсем хорошо получается учиться. Вова – школьник с ограниченными возможностями здоровья, нельзя сказать, что у него какой-то слишком уж серьезный диагноз, но дополнительной заботы он требует.

Два года назад мама мальчика обратилась в редакцию с просьбой помочь разобраться в ситуации, которая сложилась в родной Вовиной школе. При переходе из начальной на среднюю ступень «потерялись» дефектолог и логопед, занятия вдруг перестали проводить. Тогда же маме в первый раз посоветовали попросить психолого-медико-психологическую комиссию (ПМПК) поставить ребенку диагноз – умственную отсталость, хотя у Вовы, как говорят специалисты, пограничное состояние. Мальчик прошел очередное освидетельствование краевой комиссии, которая умственной отсталости не нашла, зато так же рекомендовала занятия дефектолога, логопеда и психолога. Редакция с интересом следила за тем, как развивается ситуация в этой школе. После нашей публикации, казалось, все наладилось – руководство пошло навстречу: маме пообещали и дефектолога, и логопеда. Однако оказалось не все так гладко.

«Не складываются у нас отношения с этой инклюзией, – пишет опять наша читательница. – Мы перешли в шестой класс. Как и прежде, математика, русский и английский даются тяжело, ну очень тяжело! В конце второй четверти по математике впервые двойка, по английскому – почти двойка. Все понятно: программа усложняется, учиться становится труднее. И вот в декабре меня вызвали в школу на консилиум».

Мама возмущается: только на этом консилиуме некоторые учителя узнали, что у ее сына эпилепсия. Поразило ее и то, что ей настоятельно порекомендовали перевестись из их школы в коррекционку «где-то там на правом берегу». Иначе, говорили педагоги, он окончит школу со справкой, так как не успевает по основным предметам, а требовать с него будут как со всех. Заключения консилиума обескураженной маме не выдали, как и не сказали, какая именно коррекционка подойдет ее сыну.

Сказать, что мама расстроена, – не сказать ничего. Все это время она ждала: с ее ребенком начнут заниматься, как это прописано в заключении ПМПК. Но за два года ни логопеда, ни дефектолога у Вовы так и не было. Как результат, с образовательной проблемой семья осталась один на один. Каждый день после работы мама с Вовой разбирают все, что было сделано в классе, потом вместе делают домашнюю работу. Но в школе учителя не верят, что задания выполнил сам ребенок…

АОП как камень преткновения

История этой семьи, к сожалению, типична. Инклюзия, которая пришла в наши школы в 2013-м, начала развиваться не вглубь – в изучение методики преподавания, а вширь, включая все новые и новые учебные заведения. Но оказывается, что школы не всегда представляют, какой объем нагрузки ляжет на плечи педагогов при работе с особыми детьми. И главная проблема не в том, чтобы смонтировать пандусы или переоборудовать туалеты, хотя и это очень важно. Самое сложное – разработать образовательный маршрут для каждого ребенка.

Общественники, вклад которых в развитие инклюзии сложно переоценить, говорят: в последнее время к ним все чаще обращаются родители с жалобами на отсутствие индивидуального подхода к их особенному ребенку – только в общественную организацию «Право на счастье» за январь поступило четыре такие жалобы.

В соответствии с приказом № 339 главного управления образования города Красноярска под каждого такого ученика должна быть разработана своя адаптированная образовательная программа (АОП) с учетом всех рекомендаций ПМПК. И с этой программой обязаны под подпись (!) ознакомить родителей детей с ограниченными возможностями здоровья. В нашем случае мама Вовы в глаза не видела этой программы и подпись под ней, конечно же, не ставила. После публикации первой статьи она заметила изменения в заданиях по математике – учитель пошла навстречу.

Создание адаптированной программы – долгий процесс, его должна пройти команда учителей: одному предметнику написать ее сложно. Пока во многих школах так и не научились создавать эти программы.

Еще одна проблема: законодатель, разрешивший инклюзию, не прописал механизм контроля качества таких методических материалов: совершенно непонятно, кто и когда должен проверять, подходит ли программа для ребенка. А на местном уровне пока до таких тонкостей не дошли.

Созданы ли такие методические материалы для Вовы, пока непонятно. Школьная администрация пока их не предоставила.

Как нам пояснили в краевом министерстве образования, по этой образовательной программе Вова должен выполнить все те же нормативы, что и его нейротипичные сверстники, однако методики и сроки должны быть прописаны так, чтобы он на самом деле успевал по всем основным предметам. В главном управлении образования города также обещали разобраться с этим случаем.

ТРЕБУЕТСЯ РЕШЕНИЕ

Общество не готово?

Сейчас только в краевом центре 5 500 школьников с ограниченными возможностями здоровья, в каждой из школ Красноярска есть такие дети. Как и есть в том или ином виде проблемы взаимодействия с родителями, потому что инклюзия, хоть о ней и говорят на самом высоком уровне, еще не стала частью образовательной культуры. Есть сопротивление учительского сообщества, не все родители готовы к появлению в классе детей с ОВЗ. Это стало предпосылкой для публичного обсуждения проблем, и уже в феврале «Общероссийский народный фронт» инициирует проведение в Красноярске круглого стола, посвященного вопросам инклюзивного образования.

– Многие учреждения сейчас действуют бессистемно, существует межведомственная разобщенность в области нормативно-правовой базы, в организационно-управленческих подходах. Да и часто сами родители слабо информированы об образовательных услугах для детей с ограниченными возможностями здоровья, – убеждена куратор этого вопроса, руководитель региональной рабочей группы ОНФ «Образование и культура как основы национальной идентичности» в Красноярском крае, заслуженный учитель РФ Галина Вычужанина. – Инклюзивное образование требует большего финансирования, и общество еще не готово к предоставлению образовательных услуг детям с ОВЗ в соответствии с их индивидуальными возможностями и потребностями.

Остается согласиться, это на самом деле так. Однако тысячи мальчишек и девчонок не могут ждать, пока общество созреет, – им нужно учиться, общаться со сверстниками здесь и сейчас. Не только чиновники от образования, но и все общество должно стремиться к тому, чтобы совместное обучение всех детей было не просто нормой, а единственным допустимым вариантом общего образования.

Пока разрабатывается круглый стол по проблемам инклюзии, мама шестиклассника Вовы готовится вместе с ним проходить очередную психолого-медико-психологическую комиссию. Возможно, за это время школа разработает адаптированную программу.

Мы продолжаем следить за этой ситуацией.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
10 декабря 2024
Край активного долголетия: «Дедушка-ГТО» и «Бабушки-йоги»
Помните, как в советской песне поется «Старость меня дома не застанет, я в дороге, я в пути». И это совсем
Без рубрики
6 декабря 2024
«Транснефть – Западная Сибирь»: 70 лет в истории
Нефть, словно кровь в организме, питает экономику, давая возможность развиваться промышленности, транспорту и энергетике. Но чтобы этот жизненный поток не
Без рубрики
6 декабря 2024
«Зеленые школы» Красноярья
28 ноября в здании Государственной универсальной научной библиотеки подведены итоги большого просветительского проекта «Зеленые школы» Красноярья. Миссия: чистая земля», приуроченного