В Красноярске прошел городской конкурс театров «Премьера». Такие смотры школьной самодеятельности возникают каждые пять лет, «Премьера» в формате общегородского конкурса проходит в первый раз. Все это, как говорят эксперты, свидетельствует о незатухающем интересе учеников к театральной жизни. В чем причина этого интереса? Дело не столько в веселом времяпрепровождении, сколько в тех навыках, которые приобретают начинающие Ромео, Онегины и Снежные королевы.
Студии – большие и маленькие
– Рога, кто-нибудь видел мои рога? Я их здесь оставила.
– Мы не можем начать: еще не привезли котелок советника!
– Ребята, распушите у елок ветки, здесь будем играть сцену встречи с воронами.
В небольшом зале библиотеки им. Дмитрия Черкасова – суета. Школьная студия «Переменка» готовится к показу спектакля «Снежная королева»: дети переодеваются, гримируются, в каждом углу зала – небольшая локация для отдельной сцены. Для ребят из третьего «А» класса прогимназии № 131 это не первый спектакль. Театр существует второй год, постоянные зрители на представлениях – школьники и детсадовцы прогимназии, в которой всячески поддерживается любое творчество.
«Переменка» – один из 45 школьных театров, имеющих свою «прописку» в Красноярске. Сколько их по деревенькам и городкам нашего региона, пожалуй, мало кто знает – как показывает практика, театр – один из любимых вариантов внеучебного досуга. Красноярские театры – очень разные: большие – до 60 человек, и крохотные – 5–10 учеников. Все они, как считают в управлении образования Красноярска, в равной степени прекрасны – выделить какие-то из них невозможно. Каждый – уникален.
Например, в театре «Ровесники» школы № 18 играют сами учителя и даже директор.
– У нас ученики играют детские роли, взрослые – тех, кто постарше, – рассказывает Эльвира Филатова, руководитель студии. – Директор, например, играла Кукушкину в «Доходном месте».
На мой вопрос, как удалось уговорить директора участвовать в постановке, Эльвира Якимовна удивленно отвечает, что уговаривать никого не пришлось – учителя участвуют в школьных спектаклях с большим удовольствием.
Театр существует уже 16 лет, за это время многие ребята окончили театральное отделение института искусств и стали профессиональными актерами российских театров – в Екатеринбурге, Омске, Барнауле, Санкт-Петербурге…
Говорить о том, смогут ли третьеклассники прогимназии № 131 стать настоящими актерами, пока рано. Однако этот театр по-своему уникален: это единственное творческое объединение, в которое входят все ребята одного класса.
– Мне хочется открыть каждого, – объясняет Светлана Николаевна. – Не хочу погасить чей-то огонек, потому что любой ребенок талантлив, все – творцы. Но чтобы способности развились, им нужно предоставить благодатную почву. А театр для каждого ребенка дает такую возможность. Поэтому я всегда стараюсь найти пьесы, в которых будет задействован каждый. Чтобы ни одному ребенку я не сказала: нет, ты участвовать не будешь.
Репертуар школьных театров – отдельный вопрос. Как правило, для младших это классические «Кошкин дом», «Теремок», «Двенадцать месяцев». У старшеклассников все сложнее.
Как отмечает Ирина Кевлер, педагог-организатор ЦДТ № 4, руководитель театральной студии «Балагур» и куратор конкурса школьных театров «Премьера», в старших классах на подмостки чаще всего попадают авторы, которых проходят по программе: Чехов, Пушкин, Шекспир. Но, как правило, не те произведения, которые предусмотрены учебником.
– Часто руководителями театров становятся учителя литературы, – рассказывает Ирина Валерьевна. – Для них это еще один способ вызвать интерес к предмету.
К слову, в конкурсе «Премьера» в этом году участвовали дети с постановками и на военную тему – все-таки приближается юбилей Победы. Старшеклассники школы № 10 совместно с Центром творческого развития и гуманитарного образования представили театрализованную ретроспективу «Наверное, без нас» Ирины Баиной, а дети младших классов из духовного театра «Покров» лицея № 28 – постановку «Саша», в которой участвуют двое учеников младших классов.
Шанс для самореализации
Театр – это лучшее, что может случиться с ребенком в школьные годы чудесные. О пользе такого времяпрепровождения специалисты готовы говорить бесконечно.
– Среда, которая формируется вокруг ребенка, должна давать ему возможности пробовать себя в разном. Это помогает понять, чем ребенку интереснее заниматься, – рассказывает Марина Коваленко, начальник отдела дополнительного образования и воспитания управления образования г. Красноярска. – И в этом смысле театральные студии для младших классов дают такой вариант пробы, а для старших – это уже в большей степени профориентация, развитие творческих способностей.
Помимо приобщения к культуре, знакомства с историей театра и костюма, участие в любительских постановках дает и умение слышать, слушать, работать в команде, уверена Марина Владимировна. И главное – дети учатся менять социальные роли. Школьник может быть актером, режиссером, костюмером, осветителем – есть уникальная возможность примерять на себя разные творческие профессии. Так, например, все декорации для спектакля «Кошкин дом» ребята из прогимназии № 131 сделали сами: вырезали из картона и расписали.
Хорошо, если театр существует достаточно долго и педагог имеет возможность следить за изменениями детей.
– Каждый ребенок хочет себя где-то открыть, показать, почувствовать, что у него получается. Но бывают дети послабее, замкнутые – они с трудом делают первые шаги в маленьких ролях, – отмечает Светлана Епифанцева. – И когда видят, что у них получается, начинают расти – достаточно дать им роль посерьезнее. Поэтому я считаю: главная задача театральной деятельности – развивать ребенка как личность.
Причем не обязательно ребенка, как принято говорить, социально благополучного. Татьяна Тайгунова, начальник отдела социально-культурной деятельности Красноярского музыкального театра (несколько лет была членом жюри конкурса школьных театров), вспоминая свой опыт работы с трудными подростками, говорит о театре как о своего рода социальной терапии.
– Такая деятельность в первую очередь дает детям занятость: им некогда заниматься «неправильными» делами. Многие ребята, даже те, кого считают неблагополучными, вытягиваются, об этом говорит мой опыт. Если ребенок заинтересован, все возможно. Много ребят невостребованных: они могут плохо в школе учиться, но при этом быть очень талантливыми. Школьные театры – шанс себя реализовать.
В эпоху Петра
Школьные театры – один из важных этапов развития драматургии в России. Первый школьный театр возник в XVII веке – в петровское время, при Славяно-греко-латинской церковной академии. Репертуар создавался преподавателями, актерами были учащиеся академии. Первыми постановками были абстрактные мистерии и моралите на библейские сюжеты. Главная функция театра в те времена – воспитание подрастающего поколения. Однако со временем авторы стали все чаще откликаться в своих произведениях на злободневные политические и особенно военные события.