По данным переписи 2010 года, шорцев в России насчитывалось около 13 тысяч человек. Это один из коренных тюркоязычных народов Южной Сибири, родственный алтайцам, чулымцам, хакасам, тувинцам, киргизам…
Основные территории компактного проживания шорцев – Кемеровская область, Республика Хакасия и Алтайский край. Представители этого этноса есть и в нашем регионе (по разным данным, от 160 до 200 человек) в Курагинском и Богучанском районах, а также в Шарыпово и Красноярске. Как и многим малым народам планеты, в ХХ веке шорцам пришлось столкнуться с опасностью поглощения наступающей цивилизацией городов, утраты родного языка, культуры, традиционных промыслов. Еще в 80-е годы XIX века на основе русского алфавита была создана шорская письменность, однако основные усилия по сохранению этноса предпринимались в советскую эпоху: в конце 20-х годов вышел в свет первый шорский букварь, затем начинается системное издание национальной литературы, учебных пособий и, наконец, массовое школьное обучение на шорском языке.
В 1925 году учрежден Горно-Шорский национальный район, просуществовавший, правда, недолго – до 1939 года. Вообще, стоит отметить, что усилия государства по сохранению малых этносов не во все периоды были одинаковы. Коснулось это и шорцев. В послевоенное время и вплоть до распада СССР обучение на родном языке практически сошло на нет. Однако этот длившийся десятилетиями провал, к счастью, не стал катастрофой. Прежде всего потому, что у шорцев сформировалась собственная интеллигенция. Во многом благодаря ее энтузиазму удалось сохранить и развивать национальную культуру. Преподавание на шорском языке возобновилось в 1990-е годы. Особую роль в этом сыграл Андрей Ильич Чудояков, профессор, крупнейший национальный филолог и фольклорист, создавший первую вузовскую кафедру шорского языка, воспитавший целую плеяду ученых, продолжающих его дело по сей день.
Но сколь бы ни были самоотверженными усилия энтузиастов, логика истории берет свое, все больше представителей этого народа «растворяется» в мегаполисах, все меньше говорит на родном языке. Поэтому надо использовать любую возможность, чтобы напоминать «городу и миру» о великом национальном многообразии нашей страны. Итак, шорцы.
Имя и род
Самоназвание шорцев – шорлар, шор-кижи. Между тем, общее обозначение народа – шорцы – появилось исторически недавно, в 60-х годах XIX века. С появлением русских в Южной Сибири этот народ имел несколько имен: кузнецкие татары, абинцы, кондомские и мрасские татары – в соответствии с названиями двух притоков Томи; так же именуются и основные диалекты языка.
Относительно этногенеза шорцев существуют две версии. По одной из них, этнос сформировался уже в IХ веке путем смешения кетоязычных и тюркоязычных племен, по другой – к началу XVIII столетия. Во всяком случае, в шорском фольклоре можно найти отражение событий первого тысячелетия нашей эры, происходивших в Центральной Азии.
Кочевники, земледельцы, кузнецы
Изначально шорцы делились на две этнические группы. Абинская занимала лесостепи, шорская – тайгу и горы. Поэтому у первых преобладало кочевое скотоводство и земледелие: выращивали ячмень, пшеницу, коноплю. Основными занятиями горно-таежных жителей были охота, рыболовство, сбор кедровых шишек. Существовали также бортничество, ткачество, обработка дерева, рога и кожи.
Но у шорцев была одна особенность, выделявшая их среди других коренных народов: с давних времен они славились как искусные металлурги и кузнецы.
Именно на эту черту национальной «промышленности» обратили внимание русские первопроходцы, пришедшие на шорские земли в начале XVII столетия. В отчете, отправленном в Москву в январе 1604 года, основатели Томского острога сообщают о живущих в тех краях двух сотнях кузнецов, которые «делают доспехи и железца стрельные и котлы выковывают». Кроме того, есть основания предполагать, что кузнецов было значительно больше.
Приход русских способствовал на первых порах развитию местной металлургии, но он же ее, по сути, и погубил – изделия шорских кузнецов не выдерживали конкуренции с железом, привозимым с материка. С открытием Томского железоделательного завода в 1771 году национальная металлургия сошла на нет. Потомки кузнецов занялись другими делами – прежде всего охотой, поскольку надо было платить ясак.
Вселенная и человек
По изначальным верованиям шорцев, Вселенная имеет три уровня: высший, состоящий из «девяти небес», средний – собственно земля, и низший – обиталище демонических сил. В мире борются два начала – светлое и мрачное, поскольку таковы два демиурга, добрый Ульгень и злой Эрлик, приходящиеся друг другу родными братьями, но вечно враждующие.
Религиозная практика – это прежде всего шаманизм, общение с предками, духами стихий, покровителями промыслов.
Обращение шорцев в православие началось сравнительно поздно, со второй половины XIX века, и сегодня большинство представителей этого народа относят себя к православным. Однако элементы древних культов все равно сохраняются, например, в погребальных обрядах.
В 1980-х годах стараниями национальной интеллигенции началось возрождение древних традиций, вернулись праздники прародителя Ольгудека, весенне-летний Пайрам, которые сопровождаются исполнением героического эпоса, а он у шорцев очень богат.
Говорим по-шорски
Айран – напиток из кислого молока
Алып – богатырь
Анчи – охотник
Анымчок – до свидания
Арака – водка
Кай – эпическое фольклорное произведение, а также способ исполнения – горловое пение
Кайчи – народный сказитель, певец
Камча – плетка
Кан (хан) – часть составного имени
Кижи – человек, шор-кижи – шорец
Кижим – подседельный потник
Комус – шорский народный музыкальный инструмент, род балалайки
Кыз – девушка
Оол – парень
Саадак – чехол для боевого лука
Тасхыл, таг – гора
Той – пир, празднество, чаще свадебное
Улус – село
Челпан – увесистый выступ с наветренной стороны горы
При подготовке публикации использовались «Энциклопедия Красноярского края», «Историческая энциклопедия Сибири»