На Красноярском экономическом форуме – 2021 РУСАЛ сделал сенсационное заявление о том, что КрАЗ и еще три алюминиевых завода компании, находящихся в Сибири, ожидает большая перестройка. Будет снесена половина старых корпусов, а на их месте построены совершенно новые современные производства. Это не только существенный рост эффективности производства и радикальное улучшение экологических показателей. Это еще и колоссальные объемы строительно-монтажных работ, производства и поставок нового оборудования. То есть огромное поле деятельности для красноярских предприятий, в том числе относящихся к сфере малого и среднего предпринимательства. Перестройка КрАЗа станет мощным драйвером роста для регионального бизнеса.
К сотрудничеству готовы
РУСАЛ активно приглашает предпринимателей к сотрудничеству в реализации мегапроекта. Однако для того, чтобы принять участие в нем, будущие партнеры должны разделять взгляды на те базовые принципы, которыми руководствуется компания, соответствовать тем высоким стандартам, по которым работает крупнейший мировой производитель «крылатого металла».
Чтобы рассказать потенциальным партнерам о планах реконструкции и познакомить их с условиями участия в этом проекте, представители РУСАЛа при поддержке правительства Красноярского края и АНО «Корпорация развития Енисейской Сибири» недавно провели семинар, в котором могли принять участие все заинтересованные представители красноярского бизнеса.
В приветственном слове к собравшимся министр промышленности, энергетики и коммунального хозяйства Красноярского края Евгений Афанасьев заявил:
– Сегодняшняя наша встреча – прямое поручение губернатора Александра Усса, который уделяет огромное внимание развитию промышленного потенциала края. Перестройка такого мощного предприятия, как КрАЗ, – это суперповод для того, чтобы обсудить вопросы внутрикраевой кооперации. Я вижу, что работа найдется не только строителям: у нас очень сильный машиностроительный комплекс, располагающий уникальным оборудованием.
Как отметил министр, несмотря на вызванное пандемией снижение в целом по краю индекса промышленного производства, РУСАЛ увеличил на 9 % количество контрактов, заключенных с предприятиями края. Новый проект компании особенно важен как инструмент быстрого восстановления краевой экономики. При этом Евгений Афанасьев напомнил, что у РУСАЛа есть большой опыт «выращивания» партнеров. Многие небольшие предприятия, выстроив партнерство с производителем алюминия, сами смогли стать флагманами регионального бизнеса. Эта дверь для молодых и амбициозных открыта и сегодня.
– Хочу отметить несколько важных моментов, – подчеркнул советник губернатора Красноярского края Анатолий Матюшенко. – Во-первых, проект «Енисейская Сибирь» работает. Во-вторых, жители Красноярска получат долгожданную реконструкцию алюминиевого завода с резким снижением выбросов в атмосферу веществ 1-го и 2-го класса опасности. В-третьих, это современные технологии, улучшающие условия труда и качество выпущенного металла. Это в будущем. Но уже сегодня реализация проекта приведет к появлению новых рабочих мест, росту налогов и повышению благосостояния красноярцев.
Ориентиры экономические и экологические
Об основных параметрах проекта рассказал заместитель генерального директора по модернизации алюминиевых заводов ООО «РУСАЛ Промтехразвитие» Андрей Завадяк.
– На сегодняшний день мы занимаемся разработкой проектной документации. Планируем основной объем этих работ завершить к концу года. И со следующего года приступить к активной фазе модернизации. В рамках проекта планируется замена более половины объемов производства КрАЗа на самую современную технологию РА-550 с кардинальным снижением выбросов бензопирена и фторидов, – пояснил г-н Завадяк.
Он также рассказал и о самой технологии РА-550, которая была разработана специалистами РУСАЛа. В данном случае речь идет о двух государственных грантах, благодаря которым в 2016 году была разработана технология Р-550 и построено пилотное производство.
В рамках проекта, отметил Андрей Завадяк, будут построены два больших корпуса электролиза по новой технологии, а 11 корпусов КрАЗа выведены из производства. Реконструкция делится на два больших этапа. В рамках каждого из них не предполагается снижения объемов производства алюминия. Это позволит сохранить рабочие места и налоговые отчисления завода. В связи с этим на первом этапе на прилегающей территории намечено строительство нового производства, и, по мере его запуска, будут выводиться старые корпуса.
Общий бюджет проекта оценивается более чем в 85 миллиардов рублей, которые РУСАЛ для перестройки планирует занять у банков. Из них основная часть – оборудование отечественного производства, в том числе основное технологическое оборудование. Впереди – колоссальные объемы работ. Например, объем демонтажа – около двух миллионов тонн.
Об экологических аспектах проекта рассказал Иван Ребрик, директор департамента экологии, охраны труда и промышленной безопасности ОК «РУСАЛ».
– За счет экологической модернизации, осуществлявшейся с 2004 по 2019 год, на 37 % были снижены выбросы, – напомнил он. – В том числе выбросы фтора на 75 %. Инвестиции в экологическую модернизацию составили около 400 млн долларов.
Комплексную экологическую программу на КрАЗе инициировал еще основатель РУСАЛа Олег Дерипаска. Проект перестройки завода – это логичное продолжение большой работы по экологизации КрАЗа. В результате реализации проекта перестройки выбросы бензопирена снижаются на новом производстве до нуля, а выбросы фторидов – на 70 процентов.
Соответствовать задачам
Затем представители РУСАЛа подробно остановились на графиках проведения торгов и принципах конкурсного отбора подрядчиков.
Так, Иван Ребрик рассказал об экологических требованиях к будущим партнерам. Это очень жесткие требования, но их предъявляет к РУСАЛу государство в лице своих надзорных органов.
– Входя на нашу площадку, – отметил директор департамента экологии, охраны труда и промышленной безопасности РУСАЛа, – вы подключаетесь к системе государственного надзора в области экологии со всеми вытекающими последствиями. И Росприроднадзор, и прокуратура обеспечили нам режим постоянного надзора. В позапрошлом году для КрАЗа было более 320 дней проверок, в прошлом году, несмотря на ковид, более 300 дней. В нашей компании существует практика обучения и вовлечения подрядчика в достижение наших целей, которыми является последовательное снижение негативного воздействия на природу.
Столь же высокие требования предъявляет РУСАЛ к безопасности и охране труда. Компания ставит приоритетом жизнь и здоровье работников – не только своих, но и подрядных организаций, работающих на территории предприятий РУСАЛа. С этой целью соответствующие подразделения компании осуществляют надзор за работой подрядных организаций. Грубые нарушения техники безопасности могут стать основанием для расторжения контракта.
А в целом РУСАЛ ждет опытных, уверенных в себе, сильных подрядчиков. Партнеров, которым по плечу большие проекты.