«Привели ребенка в группу, ему почти пять – но это настоящий Маугли, – жаловалась мне родственница, работающая в детском саду. – Не знает элементарного: даже цвета плохо различает». Причина выяснилась быстро: мама в одиночку воспитывала трех детей и почти круглосуточно пропадала на работе.
Планшет вместо общения
Прочесть мальчику пару страниц про приключения Бибигона или построить совместно замок из кубиков для нее, увы, было непозволительной роскошью. Специалисты говорят о том, что количество таких педагогически запущенных детей не снижается. Более того – не редкость, когда такой ребенок появляется, казалось бы, в совершенно благополучной, полной семье.
Раньше такое понятие, как «педагогическая запущенность», было применимо в основном к семьям, где взрослые ведут асоциальный образ жизни. Пьют, употребляют наркотики. Дети растут как сорняки. Вначале от них за голову хватаются воспитатели детского сада, потом – учителя в школе… И есть от чего. Ребенок приходит с крошечным багажом знаний, который невыгодно отличает его от сверстников. Тихий, робкий, он замыкается в себе – результат насмешек. Другой компенсирует свою неуспешность вызывающим поведением. Такой судьбы своему зачастую единственному сыну или дочери не желает никто. Но что происходит в итоге?
– Консультируя родителей по различным вопросам, я наблюдаю две распространенные тенденции, – рассказывает Анна Баянова, педагог-психолог центра психолого-педагогической и социальной помощи № 5 «Сознание». – Одни родители считают, что с детьми нужно начинать заниматься как можно раньше, и стараются уделять внимание именно развитию и обучению. Другие, перегруженные работой, наоборот, с детьми совсем не занимаются, не замечают их трудностей. К сожалению, это наиболее распространенное явление.
Оказывается, к примеру, что любимица всей семьи, шестилетняя девочка, одетая по всем канонам «детской моды», путается в элементарных понятиях. Может не знать дней недели и не различать цветов. Не способна выполнять простые требования педагогов. Родители – вполне преуспевающие люди – теряются. Кто-то готов признать недочеты в воспитании, а кто-то, наоборот, отстраняется: «Нам некогда, мы работаем, пусть воспитатель занимается – он за это деньги получает».
Когда развлечения – на первом месте
Но ни воспитатель, ни учитель впоследствии не способны за те несколько минут, что могут выделить на конкретного ребенка, распутать целый клубок проблем, истоки которого в семье. А там свою любовь пытаются выразить количеством дорогих игрушек, гаджетами, модными платьями.
– Но ребенок – это не цветок, которому для роста и развития достаточно полива, подкормки, дорогого горшка, ему нужны любовь и создание комфортных психологических условий, – говорит Анна Баянова. – Семейное воспитание – это не морали и нотации, а постоянное общение с детьми. Покупка дорогой игрушки никогда не заменит общения с родителями! А раннее увлечение мультфильмами может повлиять только негативно: не стоит их показывать ребенку до 2,5 года. А с этого возраста время на просмотры – не больше 10 минут. С 5 лет его можно увеличить до 20–30 минут! Если дошкольник сидит перед экраном 40 минут или час – это ненормально!
Почему с таким явлением, как педагогическая запущенность, сталкиваются вполне благополучные семьи? Первая причина – это объем работы у родителей. Вторая – сбитые ориентиры в семьях, где материальные блага стоят в иерархии гораздо выше духовных. И, наконец, третья – отсутствие психолого-педагогических знаний у родителей. Между тем, чем раньше диагностировано нарушение, тем быстрее его можно скорректировать. А для этого надо обращаться к специалистам. Чтоб не допустить развития самого неблагоприятного сценария – когда педагогическая запущенность переходит в хроническую неуспешность…