Через год-другой на параде Победы фронтовиков-ветеранов можно будет пересчитать по пальцам. Потому что тем, кому в мае 45-го было 18, сегодня уже 91. Но память о подвиге солдат Великой Отечественной будет жить и после их смерти – мы расскажем о них своим детям, дети – внукам.
Накануне Дня Победы в редакцию пришло это письмо.
«Теплым летним днем 1950 года к берегу Енисея у села Ворогово‚ выпуская черный дым из трубы‚ подошел пассажирский пароход «Серго Орджоникидзе». На берег в числе первых вышел высокий молодой солдат в гимнастерке‚ на которой ярко блестели боевые ордена и медали.
Трудно было узнать в этом красивом солдате того безусого семнадцатилетнего мальчишку, который в 1943 году добровольцем, так же, на пароходе, уехал отсюда на фронт. Но деревня на то и деревня: к вечеру все уже знали‚ что на родину к родителям вернулся фронтовик Николай Зырянов.
Он воевал на Втором Прибалтийском фронте, был разведчиком, участвовал в прорыве блокады Ленинграда, в боях за Латвию. Возвратился в родное село Ворогово героем – с орденами Красной Звезды и Славы III степени, множеством медалей. В том числе «За отвагу».
После победы демобилизовали не всех и не сразу. Сначала – старослужащих, потом молодых. А тех‚ кто был 1926 года рождения, демобилизовали только в 1950 году. Вот и вышло, что наш земляк отслужил в общей сложности семь лет.
После капитуляции Германии его эшелон‚ который вез солдат из Кенигсберга на Дальний Восток добивать японскую армию‚ был остановлен в Москве‚ и после тщательной проверки Николай Иванович попал на службу в штаб дивизии, охранявшей сталинскую дачу в Кунцево.
Отбирали туда только самых надежных, проверенных, боевых фронтовиков. И с июня 1945-го по июнь 1950 года он прослужил в этой дивизии. Там многому научился – играть на аккордеоне‚ мандолине‚ трубе‚ хорошо рисовать и чертить. Даже кроить и шить мужскую и женскую одежду. Все это потом ему очень пригодилось: в том же 50-м году 1 сентября Николай Иванович пошел работать учителем в школу. Он преподавал нам черчение‚ рисование‚ вел уроки труда и домоводства‚ начальной военной подготовки. Учил играть на аккордеоне.
Мы все гордились своим учителем, любили его. Это был очень интеллигентный педагог. Старшеклассницы были просто счастливы, когда на школьных вечерах он приглашал их на танец‚ а вальсировал наш учитель превосходно.
Кстати, рассказал он мне такую историю. Когда наша армия освободила Ригу в 1944-м, в честь этого был устроен большой бал. Там проводился танцевальный конкурс. Николай Иванович, простой сержант, занял в нем первое место! И был награжден… хромовыми офицерскими сапогами – их он даже в Ворогово потом привез.
Наша средняя школа была в те времена лучшей в Туруханском районе. И в этом бесспорная заслуга Николая Ивановича Зырянова.
По его инициативе в селе был заложен парк Победы, воздвигнут обелиск 159 воинам-вороговцам, погибшим на фронте. Вместе со школьниками Николай Иванович собрал богатейший материал о подвигах односельчан.
Он очень любил свою работу, детей. Никогда не повышал на нас голоса, умел найти ключик к сердцу самого отпетого хулигана. И дети были готовы идти за таким педагогом в огонь и в воду. Уже после окончания школы‚ приезжая в родное село‚ мы непременно заходили к нему. Многие ребята, вдохновленные примером Николая Ивановича, поступили в военные училища, потом воевали в Афганистане.
Его большой красивый дом с резными ставнями‚ который он сам построил на берегу Енисея, был гостеприимен. Зырянов пользовался в селе непререкаемым авторитетом, он был местной знаменитостью. И к нему заходили поговорить «за жизнь» многие известные люди. Такие как телеведущий Юрий Сенкевич‚ писатели Виктор Астафьев и Валентин Распутин‚ художники Владимир Мешков и Александр Покровский.
Он вырастил и воспитал трех замечательных сыновей‚ которые в разные годы тоже служили в Советской армии, чем Николай Иванович гордился.
Я окончил школу и‚ отучившись‚ вернулся работать в Ворогово. Так получилось, что мы с моим учителем стали большими друзьями. Оба любили рыбалку и много времени проводили на Енисее. У костерка Николай Иванович иногда рассказывал‚ как ему посчастливилось выжить в той войне, как он был дважды ранен…
Он был немногословен‚ но если удавалось его разговорить, то рассказывал, как, собираясь в очередной рейд в тыл врага за «языком», вместо тушенки набирали лишние гранаты и патроны‚ как приходилось бить ножом немецких часовых и отбиваться гранатами от преследования, потом быстро уходить в сторону переднего края к своим‚ ведя на веревке или таща волоком пленного немца…
Уже в зрелом возрасте Николай Иванович писал стихи и публиковал их в газете «Маяк Севера». Умер он 20 лет назад, но в селе его помнят и знают – бывшие ученики рассказывают уже своим детям о великом Учителе и ветеране».
Георгий КУЗНЕЦОВ, ученик Н. И. Зырянова, читатель «НКК»
Николай Зырянов
Поклонись фронтовику
Осталось их уже немного,
Все повидавших на веку.
При встрече уступи дорогу
И поклонись фронтовику.
Его хлестал свинцовый ветер,
Но путь один был смельчаку.
За то, что мы живем на свете,
Ты поклонись фронтовику.
Когда придет, настанет время
Над ним подняться бугорку,
Остановись хоть на мгновенье
И поклонись фронтовику.
Судьба меня жестоко метит:
В какой бы ни собрался путь,
Мне редко дул попутный ветер,
А больше все – в лицо и грудь.
Особенно скорбят в народе
О тех защитниках страны,
Кто воевал четыре года,
А был убит в конце войны.
Но если бы не жить мне ныне,
Хотел бы пасть на мостовой
В последний день войны в Берлине,
Чем в сорок первом – под Москвой…
Так было б легче: умирая,
Я знал бы уж наверняка,
Что спасена земля родная,
Что мы осилили врага.