Победа 75 _
Меню Поиск
USD: 64.30 +0.55
EUR: 69.41+0.64
№ 92 / 1172

Со школьной скамьи – в космос достижений

Юные гении края покоряют научные, творческие и спортивные олимпы

Фото Олега Кузьмина Краю 85. И какими будут следующие страницы его истории, зависит от тех, кого сегодня мы называем детьми. Им встречать 100-летие Красноярья, им создавать, созидать, воплощать. Хочется верить, что не подведут. Некоторые уже сегодня подают большие надежды, являются гордостью семьи, школы, края. Для них в регионе работают разные программы поддержки, организуются слеты, интенсивные школы, конференции, форумы достижений, летние лагеря для развития способностей и задатков. Юные изобретатели защищают идеи и получают гранты в краевом фонде науки, художники устраивают первые персональные выставки. Молодые музыканты берут престижные российские премии. А еще подрастают юные гении, пока не определившие для себя серьезную область изысканий. Как, например, бородинский спидкубер Андрей Алексейцев, который входит в двадцатку лучших мастеров по скоростной сборке головоломок.

Запрограммировать на успех


Александр Ремизов вошел в команду лучших робототехников России

Триумф красноярских изобретателей в Сиднее поднял город и край на новую высоту. Ребята из «Лаборатории по робототехнике «Инженеры будущего» привезли из Австралии второе место международного чемпионата FIRST LEGO League (FLL).

Это международная программа, направленная на развитие и поощрение интереса к науке и технологиям детей от 10 до 16 лет. Красноярцы состязались с 43 командами из 20 стран Америки, Европы и Азии. Успехи наших школьников оценили мировые эксперты, и даже появилась идея сделать Красноярск столицей движения FLL.

От детской игры до мировых побед

Александр Ремизов – участник команды красноярских школьников WINNERS, воспитанников «Лаборатории». Он занимается робототехникой не так давно. Но уже покорил Австралийский континент, представив разработки на базе робототехнических решений LEGO Education. Почти год ребята готовились к чемпионату, изучали проблемы исследования космоса – такова была тема состязаний. Проект у команды получился необычный: они изобрели устройство, которое поможет космонавтам работать в скафандре в условиях невесомости, не опасаясь за свои глаза. Ведь убрать слезинку в открытом космосе совсем не просто, кроме того, жидкость может собраться в комок и повредить сетчатку. Проект назвали «Космос без слез». Команда WINNERS представила на суд жюри мини-спектакль, в котором наглядно показала решение этой проблемы (скафандр со специальными трубочками). За свою разработку и презентацию проекта команда получила высшие оценки международного жюри.

12-летний Александр рассказал, как началась его история с роботами и лего:
– Изначально я просто дома собирал наборы конструкторов, ходил в кружок рядом с домом. Там я поучаствовал в WRO (международной роботехнической олимпиаде). Сделал робота, но мои результаты были не очень. Я поменял кружок и стал заниматься в лаборатории «Инженеры будущего» с очень хорошим тренером Максимом Турушевым. График плотный. Но все успеваю. Летом съездили в Сидней, получили очень много впечатлений. Вообще, мы круглый год готовимся к различным чемпионатам и фестивалям. Скоро стартует следующий сезон мировых соревнований LEGO League. Сейчас надо проходить промежуточные этапы.
Саша надеется за два-три года выйти на новый уровень мастерства. Он мечтает выиграть World Robot Olympiad (WRO) – Всемирную олимпиаду роботов. То есть создать лучшего в мире робота...

FIRST в Красноярске

Но каким будет этот лучший робот, школьник пока не знает:
– У меня есть результаты, которые хочу улучшить. Создать более совершенные модели, сделать идеальную корректировку, точно все запрограммировать.
Обычному человеку эти цели не совсем понятны. Саша пояснил, что любой робот представляет собой три основных компонента: исполнительное устройство (моторы), датчики или устройство ввода и задающее устройство (блок). От мастера требуется не только сконструировать робота и запрограммировать его, но и создать 3D-модель проекта, описать его в инженерной книге.

Зачем вообще нужна школьникам робототехника? Она помогает совершенствовать себя в программировании, инженерной мысли, проектировании, развивает креативность – в этом уверены Александр Ремизов, его родители и тренер Максим Турушев. Школьник уже решил, что в будущем станет инженером-программистом.

Родители Саши Юлия и Александр Ремизовы поддерживают сына в его увлечении. Они болели за него в Сиднее: смотрели трансляцию в режиме онлайн. В редакцию семья Ремизовых приехала в полном составе и с большим удовольствием: тяга к новым открытиям – это у них семейная черта. Хотя времени для экскурсий немного. Саша постоянно придумывает миссии для новых роботов, у него жесткое расписание, а календарь событий робототехника включает десятки мероприятий – от робофестов до олимпиад. До Всероссийского робототехнического чемпионата FIRST осталось всего три месяца. Он впервые пройдет в Красноярске, и это высокая оценка уровня наших юных изобретателей. Поэтому нужно тщательно готовиться.

А еще Саша занимается подводным плаванием в ластах (перворазрядник), изучает английский язык, играет в шахматы, занимается артистическим фехтованием в составе студии по арт-фехтованию «Грифон».


СПРАВКА

Красноярская лаборатория робототехники «Инженеры будущего» открылась в 2012 году. Ее создатель Максим Турушев с помощью спонсоров открыл пространство для воспитания будущих высококлассных специалистов-инженеров. Ученики Максима и его коллег завоевали более 150 наград на различных российский и международных соревнованиях. Ребята получают здесь самые передовые инженерно-технические знания.

Победа Виктории


Школьница придумала безопасную дверь и мечтает о больших изобретениях

Виктории Белоножко всего 12 лет, и она уже стала победительницей конкурса юных техников-изобретателей Красноярского краевого фонда науки в категории «Системы и оборудование». Ее конструкция помогает защитить детские пальчики от случайных травм. Экспертная комиссия молодых ученых и специалистов краевого фонда науки назвала лучшими 20 изобретателей, чьи инновационные разработки упрощают повседневную жизнь людей. Проекты ребят со всего края, в числе которых Виктория, получили самые высокие баллы (и премии), поскольку отличались новизной и высокой степенью проработки технического решения.

Все гениальное – просто

Мы встретились с Викторией в ее школе № 22 сразу после уроков. Расписание у шестиклассницы очень плотное: много дополнительных занятий. Поэтому на интервью – буквально несколько минут. Что же будет, когда талантливой изобретательнице исполнится 20 лет? На встречу придется записываться за полгода...

Научный консультант Сергей Привалихин рассказал, что проект Виктории простой в исполнении, а все гениальное – просто. Тем и ценно. Но поработать и напрячь нейроны пришлось. Юная изобретательница придумала идею после случая с младшей сестренкой:
– Я однажды увидела, как она защемила пальцы. Мне стало жаль ее очень. Сразу захотелось что-нибудь придумать, чтобы таких случаев не было больше никогда. Мы с педагогом обсуждали разные идеи, но когда я предложила «Антипалец», Сергей Александрович одобрил. Начали разрабатывать.
Суть идеи действительно проста: расстояние между косяком и дверью заполняется декоративным мягким материалом под цвет двери. Для этого лучше всего подходит пенополиуретан. Уплотнитель не портит внешний вид двери и предотвратит травму. Кроме того, по комнатам не гуляют сквозняки, а дверь закрывается бесшумно. Разработка обязательно пригодится ответственным родителям и педагогам. Ведь согласно медицинским данным, травма пальцев (прищемление) одна из самых распространенных среди детей.
– Моя конструкция вызывает у многих вопросы, – рассказывает Вика. – Кто-то считает, что она непрактична. Я хочу в будущем установить инновационную безопасную дверь с моим изобретением, чтобы все поняли его преимущество.
Виктория Белоножко – разносторонний человек. Она увлекается рисованием. Занимается фигурным катанием. А ее научный потенциал развивает не только школа, но и педагоги центра дополнительного образования «Аэрокосмическая школа». Вика говорит, там работают очень хорошие учителя. И есть простор для выбора области своих исследовательских интересов. Выбираешь направление, и тебе помогут в нем стать профи. Например, школьников очень привлекает ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Вике курс тоже нравится. Ведь эта область знаний, исследующая механизмы развития технических систем, дает практические методы решения изобретательских задач. На основании этих методов и получаются инновационные идеи. А значит, впереди новые победы, гранты, стажировки и карьера успешного исследователя.

Виктория мечтает о больших проектах:
– Я хочу сделать что-нибудь полезное для природы, чтобы защитить окружающую среду. А также для животных.

Молодые виртуозы


Говорят, пока физики меняют мир, лирики наполняют его гармонией. Деятелей культуры можно назвать проводниками в нашу жизнь эстетического начала. И как приятно, что среди них есть юные, но уже глубоко одаренные артисты, музыканты, художники. В самой обычной музыкальной школе столицы края занимаются две будущие звездочки музыкального Олимпа. Их имена – Виталий Снисаренко и Владимир Савченко.

Призер Дельфийских игр

Виталий Снисаренко, ученик детской школы искусств № 6, стал серебряным призером XVIII Дельфийских игр России по итогам выступления в номинации «Баян/аккордеон». Виталий успешно прошел два тура. Как считают педагоги школы, для нашего региона эта медаль золотая! Ведь нечасто участникам из Красноярского края удавалось дойти до такой победы. Виртуозная игра на баяне тронула всех членов жюри. Каждая нота продумана, прочувствована и поэтому сыграна с душой. По итогам игр победителям и призерам вручены премии для поддержки талантливой молодежи за счет средств гранта президента Российской Федерации на развитие гражданского общества.

Безусловно, это победа не только Виталия, но и его преподавателя Юрия Григорьевича Вялова. У призера все дни расписаны по минутам. Буквально перед самым интервью Виталий готовился к новому конкурсу: Первому международному конкурсу баянистов, аккордеонистов и гармонистов «Кубок Сибири». Чтобы не отвлекать музыканта, мы пообщались с Юрием Григорьевичем Вяловым, педагогом с более чем 50-летним стажем:

– Вы сразу увидели в Виталии талантливого ученика?
– Он хорошо занимался, у него большие способности. Но не только талант, а скорее упорство, терпение – вот главные факторы успеха в музыке. Как и в любой деятельности.
– Обычно мальчики гитарами в детстве увлекаются. Такой выбор инструмента неоднозначный чем можно объяснить?

– Выбор оказался более чем правильный. Виталий получил несколько весомых наград. Как педагог я своим учеником доволен и вижу, что у него большое музыкальное будущее. Конечно, успех только от него зависит. Все в руках человека. У меня много было талантливых учеников. Кто-то решил, что после первого успеха больше ничего делать не нужно, само пойдет. На лаврах почивали. Работать надо всю жизнь. Тогда только будет признание и аплодисменты.

Добавим, что Виталий также победил на III Всероссийском конкурсе исполнителей на народных инструментах имени В. Т. Феоктистова (Томск, март 2019 года). Конкурс собрал лучших исполнителей Сибири, среди которых только Виталий стал обладателем Гран-при. 15-летний виртуоз уже оканчивает музшколу, будет поступать в колледж при Сибирском государственном институте искусств имени Дмитрия Хворостовского.

Мелодия для флейты


Детская музыкальная школа № 6 в Красноярске открылась в 1959 году. Сейчас ей 60 лет, там обучаются более пятисот ребятишек. Особая гордость школы – флейтист Владимир Савченко.

В его копилке победа на Пятом всероссийском фестивале «Сибирские фанфары» в рамках национального проекта «Культура». В номинации «Деревянные духовые инструменты» в возрастной категории 15–17 лет Владимир стал лауреатом первой степени. Можно сказать, получил звание лучшего флейтиста Сибири. И не исключено, что в будущем станет звездой всей страны. Задатки есть, желание тоже. Недавно Владимир занял первое место в Пятой международной Олимпиаде по музыкальной литературе и слушанию музыки «Музыка – душа моя». Флейтист уже успел покорить сцену краевой филармонии: выступил в проекте «Юные виртуозы с Красноярским камерным оркестром».

Наталья Евгеньевна, мама Владимира Савченко, педагог музыкальной школы по классу флейты, рассказала, как проявились способности:
– Вообще, я мама троих детей, но никому не навязывала музыку или свой инструмент. Дети сами в процессе знакомства с миром музыки проявили склонности. Володя очень рано начал заниматься, он очень хотел играть. И сначала освоил скрипку. С четырех с половиной лет играл и к девяти годам завершил обучение. Потом решил заниматься флейтой: ходил на концерты, репетиции оркестра. Я вижу в нем перспективу, потихоньку направляю. То, что он мой сын, только помогает в учебе.


Фото Олега КУЗЬМИНА и Дмитрия ШАБАЛИНА

№ 92 / 1172

Комментарии:

Добавить комментарий

Все поля обязательны для заполнения

Свежий выпуск

Видео