С июля 2016 года в России отменили свидетельства о праве собственности на недвижимость. И хотя специалисты убеждают в том, что у новых владельцев квартир нет никаких оснований для беспокойства, вопросы все равно остаются. Все-таки стереотип «без бумажки ты…» очень живуч.
Не имеет юридической силы
Сейчас после регистрации права на недвижимость никакого бумажного свидетельства человек не получает. На документах – договорах купли-продажи или долевого участия в строительстве – ставится штамп о госрегистрации. Ее подтверждает обычный лист – выписка из Единого государственного реестра прав, с минимальным количеством информации. Никакой юридической силы она не имеет. В дальнейшем при проведении каких-либо действий с квартирой нужно будет каждый раз запрашивать сведения из реестра. Зачем были нужны такие изменения?
– Свидетельство о государственной регистрации права также не имело юридической силы, оно подтверждало лишь то, что на дату, указанную в нем в качестве даты выдачи, за определенным лицом зарегистрировано право собственности на основании указанных документов, о чем в ЕГРП в соответствующий день сделана регистрационная запись под соответствующим номером, – поясняет Екатерина Варфоломеева, заместитель руководителя Управления Росреестра по Красноярскому краю. – Но информация в свидетельстве становилась недостоверной в любой момент после выдачи, когда с зарегистрированным объектом совершались какие-либо действия: купля-продажа, дарение и т. д., ведь свидетельство при регистрации не изымалось у бывшего собственника. Поэтому для подтверждения права собственности законодатель определил использовать только выписку из ЕГРП.
А если в системе – сбой?
Возникает вопрос: а каков срок действия этой выписки? Как пояснили в Росреестре – до момента совершения следующей сделки с этим же объектом недвижимости. И поэтому покупатель для того, чтобы обезопасить себя, может заказать две выписки – первую на этапе, когда квартира уже выбрана и нужно удостовериться в том, что человек, который продает ее, имеет на это право. И второй раз – как можно ближе к дате сделки. Тогда возможность мошеннических действий будет сведена к минимуму.
Риелторы говорят: для полноценного анализа всех минусов и плюсов времени, которое прошло с момента действия изменений, еще недостаточно.
– На самом деле у человека ранее могло оказаться на руках пять свидетельств о праве собственности – если он какой-то, пусть недолгий, период был владельцем нескольких квартир, – поясняют они. – Поэтому перед серьезным шагом – передачей задатка покупателем или сделкой, чтобы обезопасить себя, мы и ранее делали выписку.
Следующий момент, который не может не волновать, – как подтвердить свое право на жилье, если вдруг в системе произойдет сбой и вся информация просто исчезнет?
– Все записи ЕГРП хранятся в надежной электронной базе данных, многократное резервное копирование которой и высокая степень безопасности повышают уровень защиты сведений, – поясняют в ведомстве.
Менять ранее выданные свидетельства не надо – государственные органы и различные организации обязаны принимать для подтверждения регистрации прав на недвижимое имущество выписку из ЕГРП наравне со свидетельством о государственной регистрации. А вообще в рамках межведомственного электронного взаимодействия организации сами должны запрашивать необходимые данные. И собственнику жилья не придется каждый раз самостоятельно заказывать выписку из реестра.
Как получить выписку?
– Непосредственно обратиться в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Красноярскому краю или МФЦ
– Заказать на сайте Росреестра (ее пришлют на указанный электронный адрес)
На сегодняшний день стоимость повторной выписки из ЕГРП в бумажном виде – 200 рублей, в электронном – 150 рублей.
При проведении регистрации прав выписка новому правообладателю выдается бесплатно.
Фото: pixabay.com