Новая реальность наступает неотвратимо вслед за очередными антироссийскими санкциями. Реальность, в которой за один биткоин, который якобы стоит «тыщу мильенов», не дадут и буханки хлеба – потому что хлеба все хотят, а биткоина никто в глаза не видел.
Коровы олигархов
Вместе с этой реальностью приходят не только грустные новости. Некоторые если не воодушевляют, то уж точно не огорчают.
Какая, скажите, печаль для русского человека из сибирской глубинки в том, что страну, как только запахло жареным, покинули несколько сотен или тысяч представителей «креативного класса»? Бежали, теряя портки на ходу.
Это та самая публика, которая уже много лет жила в России из последних сил, постоянно стыдясь и каясь, что они русские. Хотя из русского там были разве что паспорта. Скатертью дорога. Этим везде родина. Где корзину печенья и бочку варенья дадут – там и родина.
Нет никакой печали и в том, что власть решительно закрыла несколько совершенно вражеских, без всяких кавычек, СМИ, откуда круглосуточно лились в эфир и в интернет откровенно русофобские помои. Непонятно, правда, зачем для этого надо было дожидаться начала целой военной спецоперации? Но лучше поздно, чем никогда.
Когда наши «западные партнеры» (тамбовский волк им партнер) заявили, что перестанут продавать в России «Ламборгини» и запретят ей участвовать в «Евровидении», глубинный народ от души поржал.
А когда эти же «партнеры» экспроприировали зарубежную движимость и недвижимость наших олигархов, арестовали их счета, народ аплодировал. Ведь нет большей радости для простого человека, если у олигарха корова сдохла.
И его можно понять.
От этой коровы, вскормленной его трудовыми мозолями на чужих рудниках и заводах, он все равно не получал ни капли молока – вся прибавочная стоимость уходила в яхты. Так пусть теперь и буржуй не получит. Его теперь никуда не пускают, пусть поживет в России, как мы. Может, поймет, что пора уже и здесь что-нибудь строить, производить, поднимать, развивать. А не только тащить отсюда.
Назад, в Россию
Никогда не думал, что придется цитировать Тину Канделаки, но тут согласен с ней на все сто.
Она недавно написала:
Все каждое утро с ужасом перечитывают, что отменили и закрыли. И знаете что? Такое количество чиновников, которые отдыхали на лодках олигархов, такое количество жен и детей чиновников, живущих в Европе, не наблюдалось нигде.
Теперь европейские санитары поведут себя хуже матросов и солдат революции, отнимая самолеты, замки, квартиры с именем Украины на устах. Годик-другой поживите уже все в России. Не надо головой жить там – голову сейчас придется вернуть сюда.
В том, что новая реальность не принесет нам быстрых и сладких пряников и придется много работать, первым признался Олег Дерипаска. Внимательно послушал его выступление на КЭФе и зауважал.
Олигарх не стал юлить и честно сказал, что впереди нас ждут тяжелые годы. Насколько тяжелые? «Берем кризис 98-го и умножаем на три», – заявил бизнесмен. И объяснил: чтобы победить кризис, нам придется создать инфраструктуру и самим производить все необходимое, чтобы выйти на рынок в Азии, куда следует ориентироваться, а не на Запад, который «нас не хочет».
Ну наконец-то дошло. И про Сибирь, которая внезапно оказалась ближе, чем Майами, и про то, что производить нужно все у себя. Давно было нужно. Готовясь к худшему. А не везти каждый гвоздь, кафельную плитку и спальный гарнитур из Китая. Да что там гарнитур, качественного тряпья годами пошить не могли. Нет, шили, конечно, но это был такой мизер. Остальное покупали втридорога, потому что «бренд».
Резервы и смекалка
С ширпотребом, я уверен, разберемся, за год-два наладим выпуск самого необходимого. Есть у нас и наработки свои, и инженеры еще остались. Оживет наша «легонькая» промышленность.
Гораздо трудней будет с серьезными технологиями, с современной электроникой, без которой сегодня ни одну промышленную линию не запустишь, ни один самолет или станок не создашь. Нам не хватает своих станков, роботизированных линий, оборудования для химической, тяжелой, нефтяной промышленности, да много чего мы завозили. Будет проблема с комбайнами, в крупных хозяйствах большинство из них зарубежного производства, ведь Красноярский комбайновый завод мы зачем-то разрушили. Выпуск новых лекарств придется осваивать.
Но все это не смертельно. Сделаем. Мобилизуем все внутренние резервы и смекалку. Да и весь мир закрыть от России невозможно, есть еще калитки, на которые пока не повесили замок.
В эти дни, когда постоянно слышишь, что очередной мировой концерн ушел с российского рынка, и паникеры начинают кричать, что «все пропало», я вспоминаю 2015 год, когда Россия сама объявила о прекращении закупок импортного продовольствия. Тогда страдальцы по хамону тоже верещали, что теперь мы перемрем с голоду. Ничего, выжили. Кое-кто из верещавших теперь даже от ожирения лечится. Прилавки завалены российской едой. Сумели же.
«Непрестижные» профессии
Сумеем и сейчас. Впадать совсем уж в щенячий оптимизм не стоит. Мол, со всем справимся, все преодолеем.
Преодолеем, конечно. Но пояса придется затянуть и от многих привычных удовольствий отказаться. В связи с уходом из России крупных западных компаний, разрывом торговых связей стоит ожидать и роста безработицы, и больших проблем в малом и среднем бизнесе.
Но правительство просто обязано приспособиться к жизни в новых реалиях. Поддержка бизнеса, субсидии, выплаты малообеспеченным – все это началось и будет продолжаться. Очень правильный сигнал пришел из Кремля позавчера: национализация всех активов зарубежных компаний, которые ушли из России. Будут продолжать работать на нашу экономику.
А самое главное, что изменится в ближайшие месяцы и годы, – отношение многих людей к труду. К простому физическому труду, руками. Я даже не говорю про то, что придется вспомнить, как сажать картошку и что дача не только для цветочков. Многим придется начинать новую жизнь и осваивать профессии, которые раньше считались «непрестижными».
Особенно мне жаль бьюти-блогеров, моушн-дизайнеров, дигитал-маркетологов и воркшоперов с коучами. Их профессии, конечно, очень были нужны и важны в экономике цифровых мыльных пузырей. И зарабатывали они там неплохо. Сейчас же им придется туго. По ушам ездить будет некому.
Но я уверен, страна найдет для них работу. Было бы желание выжить. А оно есть у всех нас. Так что не вешать нос.
Фото автора