Гибель ледокола «Сибиряков» в Карском море в 1942 году – героическая страница Великой Отечественной войны. Эта история хорошо известна и много раз описана. А вот об одном моряке с этого ледокола, которого по праву можно назвать советским робинзоном, пишут нечасто. Сегодня мы расскажем о нем.
Неравный бой
25 августа 1942 года неподалеку от острова Белуха в Карском море, географически на территории Красноярского края, немецкий тяжелый крейсер «Адмирал Шеер», который охотился за караванами на Севморпути, наткнулся на советский ледокольный пароход «Александр Сибиряков». Тот следовал с грузом горючего, оборудования, продовольствия и сменой полярников из Диксона на Северную Землю и другие полярные станции. Всего на борту было 104 человека.
Уйти и скрыться от рейдера, развивающего скорость в 26 узлов, старый пароход не мог.
Гитлеровцы передали семафором сообщение: «Спустить флаг и сдаться». Одновременно сделали предупредительный выстрел. В ответ молодой капитан Анатолий Качарава скомандовал открыть огонь по крейсеру.
Советские моряки не спустили флаг перед грозным и беспощадным противником, а смело вступили с ним в бой, хотя силы были неравны. У ледокольного парохода 1909 года постройки на вооружении было всего четыре пушки калибра 76 и 45 миллиметров. У «Шеера», современного фашистского корабля, специально построенного для дальнего рейдерства, – два десятка мощных крупнокалиберных орудий.
Немцы были ошеломлены неслыханной дерзостью советских торговых моряков, посмевших сопротивляться. На ледокольный пароход обрушился шквал огня. Начался пожар, погибли люди. Радист А. Г. Шаршавин передал в эфир с аварийной радиостанции: «Нас обстреливают. Горим».
Большая часть экипажа «Сибирякова» погибла. 18 человек, многие из которых были тяжело ранены, попытались спастись в шлюпке, но под дулами фашистских пулеметов были взяты в плен. Ледокол ушел ко дну. Позже его назовут арктическим «Варягом».
Но один член экипажа «Сибирякова» спасся. Это был кочегар Павел Вавилов. Он находился в воде и держался за бревно. Немцы его не заметили за обломками бревен и плавающих бочек.
Кочегар смог доплыть до шлюпки, из которой немцы забрали пленных. Там он обнаружил труп своего товарища. И собаку! Совершенно обгоревшую, полуживую. Ледокол вез полярникам ездовых собак, одна из них и оказалась в шлюпке. Остальные четвероногие погибли. Вавилов стал грести к острову, видневшемуся вдалеке. До него было около двух миль. Но причалить к берегу удалось не сразу из-за сильной прибойной волны – шлюпку все время бросало обратно в море. И лишь на другой день, когда наступил прилив, моряк смог высадиться на совершенно безлюдный каменистый остров Белуха.
В интернете разные источники рассказывают о дальнейших приключениях моряка по-разному. Но мы разыскали документальный рассказ об этой полярной робинзонаде, которому, похоже, можно верить. Он был издан отдельной брошюркой Архангельским книжным издательством в 1958 году, при жизни Вавилова. Скорей всего, автор рассказа Степан Задубровский писал его со слов самого моряка, который в то время как раз жил и работал в Архангельске.
На острове с медведями
В шлюпке кочегар обнаружил бочонок с водой, две-три коробки галет, половина из которых оказались черными и отсыревшими. Пару топоров, запас спичек, кое-какие вещи. А также револьвер «Наган» с коробкой патронов – отличная находка, ей Вавилов очень обрадовался. Багром подцепил из воды спальник, мешок с вещами – там оказались тулупы. И мешок с мукой – так он думал сначала. Но когда отбуксировал его к берегу, выяснилось, что это мешок с размокшими отрубями. Что ж, тоже еда.
На острове стоял старый неработающий газовый маяк. Несколько баллонов с горючим Вавилов нашел рядом. Он даже сумел зажечь огонь маяка в надежде, что его увидят с проплывающих кораблей и придут на помощь.
Несколько дней Вавилов пытался спасти собаку. Пробовал влить ей в рот похлебку из галет, но у собаки горло было сильно обожжено. Она смотрела на человека преданными глазами, скулила, но есть не могла. Вскоре животное пришлось похоронить.
Вавилов остался на каменном острове один. Из найденных на берегу обломков досок построил себе будку чуть больше собачьей. Изредка жег маленькие костерки, чтобы согреться и вскипятить воду, в которой он размачивал галеты и отруби. Дров практически не было. На ночь кутался в тулупы. Но приближалась полярная зима, которая в этих местах наступает уже в сентябре. Скудных припасов, если их растягивать, хватит от силы на месяц. А дальше – что? К тому же на островке, когда Вавилов пошел его осматривать, обнаружилось семейство белых медведей – гигантская мама с двумя детишками-подростками. К счастью, звери не заметили моряка. Но Вавилов решил перебраться в холодный бревенчатый маяк, на второй этаж. В надежде, что, если медведи полезут к нему наверх, он успеет сделать пару выстрелов.
Несколько судов прошли мимо острова на большом отдалении. Они не могли видеть ни огня слабого костерка, ни человека, размахивающего тряпкой. Однако Вавилов до последнего верил, что его спасут, и это придавало сил: «Не может быть, чтоб Родина бросила своего гражданина на произвол судьбы».
Зима приближалась неумолимо. Начались морозы, метели, шторма.
Примерно через месяц кочегара заметили с проходящего парохода. И вызвали гидросамолет. Тот прилетел, долго кружил над островом, но не мог сесть из-за сильного шторма. Зато сбросил моряку мешок. В нем были шоколад, сгущенка, папиросы, теплая одежда. И записка: «Мы тебя видим, но сесть не можем, очень большая волна. Завтра прилетим еще. Остерегайся медведей, на соседнем острове их много».
Самолет прилетал еще три дня. Сесть смог только на четвертый… Оттуда моряку спустили шлюпку. Он был спасен. На арктическом острове кочегар провел 34 дня.
Остался верен морю
После Великой Отечественной войны Павел Иванович Вавилов остался верен своему прежнему занятию, продолжив работу на судах Арктического флота – ледокольном пароходе «Георгий Седов», ледоколах «Ленин» и «Капитан Мелехов». В 1960 году Вавилову было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Также среди его наград орден Ленина, медаль Нахимова, медаль «За трудовую доблесть» и звание «Почетный полярник».
Умер Павел Вавилов 18 января 1966 года в Архангельске в возрасте 56 лет. Здесь же и похоронен на одном из городских кладбищ.
В честь отважного моряка в 1981 году был назван пароход Мурманского морского пароходства и остров в Карском море в составе Северо-Восточных островов.



