Уходящий год принес кардинальные изменения в сферу логистики. Главными вызовами для отечественной и региональной экономики стали сокращение внешнеторговых операций с Западом, необходимость быстрого поиска новых торгово-экономических партнеров. В таких условиях коллектив Красноярской железной дороги проявил высочайший профессионализм и гибкость, оперативно реагируя на изменения рынка.
С превышением показателей
– Понимая потребности грузоотправителей, высокую социальную значимость стабильной работы системообразующих региональных предприятий и учитывая загруженность инфраструктуры Восточного полигона, которая сейчас эксплуатируется в сверхнапряженном режиме, мы оказываем содействие в поиске и разработке новых маршрутов. Используются все технологические меры для обеспечения спроса на перевозки, ведь от этого зависит промышленная и экономическая стабильность в регионах, – говорит начальник Красноярской железной дороги Алексей Туманин.
Так, по его словам, перспективным направлением для экспорта региональной продукции является международный транспортный коридор «Север – Юг». Основные его преимущества перед другими маршрутами – сокращение в два и более раза расстояния перевозок, а также снижение стоимости перевозки контейнеров в сравнении со стоимостью транспортировки по основному морскому пути (в том числе за счет установленных компанией «РЖД» понижающих коэффициентов). В настоящее время железнодорожники активно прорабатывают с промышленными предприятиями Красноярского края возможности отправок экспортных грузов по этому направлению.
В ноябре, после открытия первого железнодорожного моста между Россией и Китаем, из Красноярского края отправлены пробные 5,2 тысячи тонн угля через новый пограничный пункт пропуска Нижнеленинское – Тунцзян.
Кроме того, в результате частичной переориентации грузопотока с сухопутных погранпереходов с Китаем на четверть к уровню прошлого года увеличено отправление экспортных пиломатериалов с краевых предприятий лесопромышленного комплекса в контейнерах через порты Дальнего Востока.
В этом году КрасЖД в несколько раз нарастила объемы отправки угля в контейнерах. Впервые организована перевозка цветной руды в контейнерах оpen top отечественного производства. Сырье доставили со станции Минусинск в Узбекистан.
Успешно прошла тестирование услуга «Зерновой экспресс» – доставка сельхозпродукции из Ужура во Владивосток.
В результате этих и других мер в целом по краю объемы отправленных грузов в январе – ноябре не только не снизились, но даже выросли на 2,5 млн тонн, составив 43,1 млн. Снижение в сегменте внешнеторговых перевозок (на 9 %) по итогам года полностью компенсировано положительной динамикой внутрироссийского грузопотока (+11 %).
Путь на Восток
По словам Алексея Туманина, текущие события придали особую актуальность реализации инвестпроектов по развитию инфраструктуры Восточного полигона железных дорог. Это главная артерия транспортировки промышленных грузов для регионов Сибири, а теперь и всей страны.
– В текущем году развернуты масштабные работы в рамках второго этапа модернизации южного хода – инвестпроекта ОАО «РЖД» «Увеличение пропускной способности участка Артышта – Междуреченск – Тайшет». С этого участка начинается Восточный полигон БАМа и Транссиба. Программа предусматривает развитие 47 объектов инфраструктуры в период с 2022 по 2025 год. В том числе будет построено около трехсот километров вторых путей, часть которых пройдет по территории Красноярского края, а также второй Козинский тоннель, расположенный на горноперевальном участке Джебь – Щетинкино (Курагинский район). Запланировано обновление пяти тяговых подстанций и строительство трех новых, а также реконструкция четырех станций, – подчеркивает начальник КрасЖД.
На станции Кошурниково в Курагинском районе в 2022 году начал функционировать современный центр содержания путевой инфраструктуры. Помимо новых возможностей для железнодорожников, его открытие позволило также создать дополнительно более десяти рабочих мест для жителей поселка.
В рамках обновления энергосистемы завершена реконструкция двух тяговых подстанций. Одна из них – Саянская – обеспечивает надежное энергоснабжение не только самых сложных горных перегонов Красноярской железной дороги, но и населенных пунктов Саянского, Партизанского и Рыбинского районов края.
Развивается технология вождения тяжеловесных и длинносоставных поездов. Для этого в уходящем году на КрасЖД модернизирован западный парк станции Мариинск, где построены два специализированных пути протяженностью 2,1 километра. Это уже вторая такая станция – первый специализированный парк был сдан в эксплуатацию в 2021 году на станции Ачинск I (сегодня это самостоятельная грузовая станция Ачинск III). В комплексе они позволят существенно увеличить пропускную способность Красноярского участка Транссиба.
Всего с начала реализации проекта ОАО «РЖД» по развитию Восточного полигона пропускная способность южного хода КрасЖД от Междуреченска до Тайшета уже увеличена на 65 %.
По городу и не только
Красноярская железная дорога по праву считается крупнейшим социальным партнером региона.
О популярности городской электрички Красноярска свидетельствует тот факт, что в декабре – впервые в истории проекта – количество пассажиров внутригородских маршрутов с начала года превысило два миллиона. А всего с момента старта проекта перевезено более 13 миллионов пассажиров.
– В течение нескольких лет дорога планомерно развивала данный проект в тесном взаимодействии с правительством Красноярского края и администрацией Красноярска. ОАО «РЖД» построено восемь новых остановочных пунктов в самых густонаселенных районах города, обновлены 16 платформ и три малых вокзала на станциях Дивногорск, Енисей и Злобино. В этом году ведется строительство новой «островной» платформы на станции Красноярск-Северный. Планомерно обновляется парк поездов. За пять лет его пополнили 12 новых комфортабельных составов, в том числе два – в текущем году. И значительный рост пассажиропотока, на 20 % в сравнении с 2021 годом, является подтверждением успешной реализации этого социально значимого проекта, – говорит Алексей Туманин.
Сегодня маршруты городской электрички охватывают шесть из семи районов столицы региона, а также город Дивногорск. Расписание электропоездов не зависит от погодных условий и автодорожной обстановки: это позволяет пассажирам всегда точно планировать свое время. А единый тариф, действующий на всех городских маршрутах, включая ветку до Дивногорска, еще и экономит средства. При этом для ряда категорий пассажиров сохраняются те же льготы, что и при проезде в пригородных электропоездах.
Проезд в городской электричке можно оплатить по банковской карте прямо в вагоне или через мобильное приложение «РЖД Пассажирам». Кроме того, можно бесплатно провозить велосипеды и самокаты, например, отправляясь на прогулку в Дивногорск.
Одним словом, городская электричка Красноярска сегодня – это симбиоз всех преимуществ, которые дает железнодорожный транспорт, с мобильностью и современными технологиями, столь ценными для жителей мегаполиса.
Остановки здоровья
Население удаленных территорий края уже не представляет своей жизни без «Поезда здоровья».
Совместному социальному проекту РЖД и правительства Красноярского края в 2022 году исполнилось 15 лет. За это время медики, которые являются лучшими специалистами красноярской клинической больницы «РЖД-Медицина», приняли более 210 тысяч пациентов, провели около миллиона исследований, доставляя в глубинку высокотехнологичную медицинскую помощь.
Консультативный прием в «поликлинике на колесах» проводят 11 врачей самых востребованных направлений и шесть врачей диагностических кабинетов. При необходимости пациенты получают направления на лечение в ведущие учреждения здравоохранения краевого и федерального значения.
– Пятнадцатилетний опыт работы «Поезда здоровья» показывает, что он исключительно востребован. Мы постоянно получаем благодарности от жителей отдаленных населенных пунктов за такой проект, за возможность быстрого и качественного обследования, профессионализм и доброту врачей. Компания «РЖД» является в этом проекте главным партнером региональных властей, и я уверен, наше дальнейшее взаимодействие будет плодотворным, – отметил начальник Красноярской железной дороги Алексей Туманин.