Фото: kremlin.ru
14 апреля, когда номер готовился к подписанию в печать, стартовала традиционная, 14-я по счету, прямая линия с Владимиром Путиным. 1 450 691 звонок – именно столько обращений только по телефону поступило еще до начала разговора, плюс 400 тыс. СМС, 70 тыс. вопросов через сеть «ВКонтакте». Общее количество сообщений перевалило за 2 млн.
То, что каждая новая встреча знаменуется новыми статистическими рекордами, уже привычно. Тем более ожидаемо это в нынешнем году, когда и с экономикой не все гладко, и на внешнем фронте тоже неспокойно. Президент традиционно выступает в массовом сознании как централизованный источник ответа на любые вопросы, любые вызовы.
Первое же обращение по «Скайпу» – о дорогах – он назвал «стартом без разминки» и сразу предложил механизм решения проблемы: запретить законодательно тратить дорожные фонды на иные нужды и ввести акцизы на моторное топливо. Тут же стало ясно, что накануне он успел познакомиться со структурой вопросов: от самых частых до менее массовых, но не менее острых, и продемонстрировал погруженность в дела регионов: «…к 300-летию Омска, конечно, нужно привести его в порядок».
Ведущие задали тон сразу: «Лакировать ничего не станем. К примеру, каждого интересует личный кошелек, сумма в котором напрямую зависит от состояния экономики. А экономика – впервые за многие годы – показала снижение, хотя далеко не «порвана в клочья», как пророчил ваш коллега Обама. А вот и вопрос: правительство говорит, что инфляция 12,5 % по году, а на питание я трачу теперь вдвое больше. Кому верить – правительству или чеку?» Путин и тут продемонстрировал погруженность в детали: будем точны: не 12,5, а 12,9. И далее по тексту – с плавным перетеканием к теме импортозамещения, которое как раз и должно снизить в том числе и уровень инфляции.
Для «внешнего пользования»
Вообще «экономическая часть» прямой линии изобиловала цифрами. Путин сказал, что снижение экономики в текущем году составит не более 0,3 %, а в будущем году ожидается уже рост. Что в объемах жилищного строительства установлен абсолютный рекорд. Что в феврале переломилась тенденция с объемом промышленного производства: от стагнации вернулись к росту. Что объем безработицы – 5,6 %, то есть почти на докризисном уровне. Сальдо торгового баланса – положительно: 146 млрд рублей плюса. Дефицит – 2,4 %, это меньше, чем планировалось.
Международных резервов – $387 млрд, внутренних – $121 млрд, это 10,5 % ВВП, и никаких опасений по поводу того, что резервы иссякнут, нет. Если говорить о черных и белых полосах в экономике, то, как сказал Путин, сегодня Россия в «серой полосе с положительным трендом».
По Сирии президент высказался настолько подробно, что никаких сомнений в том, что многое там происходит на усмотрение одних только военных, не осталось.
Задержки и «золотые лекарства»
Но это «обязательная программа», преимущественно для «внешнего пользования». Люди же спрашивают о другом. Впервые за много лет в прошлом году вернулась проблема задержки зарплат. Вопрос из Челябинска: «Задержка зарплаты – три месяца, а у меня четверо детей!» Путин сразу спросил, что за предприятие. Но вопреки законам жанра не стал тут же махать шашкой, а объяснил, почему так вышло, и пообещал предприятию поддержку.
Еще одна «массовая» тема: лекарства. Почему на полках один импорт? Где отечественные недорогие? Путин и здесь углы смягчил: импортные тоже востребованы, и вряд ли ситуация так уж радикальна. Но программа у нас есть: второй год работаем, и жизненно важные препараты представлены в аптеках в тех же объемах, что и прежде. Правительство пошло даже на сдерживание цен, что в условиях рыночной экономики означает переход на фактически ручное управление рынком. Правительство в течение 1,5–2 месяцев должно предложить варианты того, как следует действовать системно.
Заклятые друзья
Разговор все время меняет и динамику, и тематику. Снова – о внешней политике: нет ли ощущения, что мы находимся в окружении врагов? Нет. У нас абсолютно дружественные отношения с подавляющим большинством стран мира – и теми, кто участвует в международных организациях: БРИКС, ШОС, Евразийский экономический союз, и другими. Народы и Украины, и Турции мы считаем дружественными народами. Да, у нас есть проблемы с некоторыми политиками, которые не готовы вести себя адекватно, но это – точечные проблемы.
Обстановку разрядила 12-летняя Варя с вопросом: «В прошлом году вы пообещали спасти Обаму, если тот станет тонуть. А если будут тонуть Эрдоган и Порошенко – кого вы будете спасать первым?» Тут у Путина родилась первая на этой прямой линии фраза, которая наверняка уйдет в цитатники: «Если кто-то решил утонуть – спасти его уже невозможно. Но мы готовы протянуть руку помощи, руку дружбы любому, кто сам этого захочет».
Что касается Турции и Египта. Мысль президента такова: они будут стараться вернуть статус-кво с нашими туристами – они теряют огромные деньги, но получится ли у них это в ближайшей перспективе – большой вопрос.
Экология
Некоторым из тех, кто живет в Красноярске, показалось странным, что, когда возникла тема экологии, никак не «засветился» Красноярск. Астрахань, Москва, мусоропереработка, нерест рыбы на Волге – все что угодно, только не «черное небо» или «ядерный могильник». Это прямое свидетельство того, что вокруг красноярских тем на самом деле сгруппировалась совсем небольшая группа «активистов». Вся их активность, собственно, и связана с нагнетанием обстановки.
Что же касается мусора. 5,6 млрд тонн отходов в год производит страна, и только половина из них утилизируется. Вторая половина просто закапывается, и это процесс неконтролируемый и криминализованный. Вот это – реальная проблема, которая напрямую связана с «экологическим сбором», старт которого намечен на 2017-й.
ЖКХ
Когда наведете порядок с капремонтом? Когда закончатся эти поборы? Всегда ссылались на то, что растут цены на нефть, а теперь нефть подешевела, а тарифы дальше растут. Как так?
«Тема, конечно, очень чувствительна для людей. Очень! Тариф в прошлом году вырос на 8,7 %, в нынешнем году в среднем вырастет на 4. А если губернатор решит повысить тарифы сильнее, скажем, до 10 %, он сможет сделать это только через согласование с местными властями. И на данный момент воспользовались всего 300 муниципалитетов – это 3 % населения страны».
«Что же касается капремонта. В немедленном ремонте нуждается около 1 млрд квадратных метров жилья. А ремонтируем мы ежегодно 50–70 млн. Если будем работать в том же темпе – придем к катастрофе. В прошлом году собрали 97 млрд рублей, а контрактов заключили всего на 25 млрд. Значит, не готовы были? Значит, аккуратнее надо к вопросу подходить!»
«Аэропорты Красноярья»
Раиса Кармазина, депутат Госдумы от Красноярского края, задала вопрос о компании «Аэропорты Красноярья» – она должна была объединить аэропорты малой авиации края, а затем передать их в управление региональной компании. Путин заверил: он в курсе, что работа идет очень медленно, и обещал обязательно подключиться к решению проблемы.
О допинге и о личном
Спросили у президента и про мельдоний. Он и тут продемонстрировал экспертную погруженность в суть вопроса: этот препарат не влияет на результат, он всего лишь поддерживает сердечную мышцу в нормальном состоянии. «Не думаю, что здесь есть политический подтекст. Препарат был изобретен в Латвии, и естественным образом был более распространен в Восточной Европе. Об отсутствии политического подтекста говорит и тот факт, что допинговое агентство пересматривает свои подходы к использованию препарата».
На исходе первого часа жительница Санкт-Петербурга задала вопрос о личном: когда он представит стране новую первую леди? Путин сначала пошутил: «Как бы это не повлияло на курсовую разницу или на цены на нефть». Но потом добавил: «Выбирают депутатов, губернаторов, президента для того, чтобы мы работали. А вещи, которые касаются личной жизни, конечно, представляют интерес, но точно не являются первостепенными».
Прямая линия к моменту подписания номера была в самом разгаре, но первое впечатление от нее таково: президент демонстрирует спокойную силу и готовность работать в любых условиях. «Кто хуже для России: Клинтон или Трамп?» Все вопросы такого рода президент переводит в другую плоскость: «А как эффективно построить сотрудничество?» Вопросы экономики, если посмотреть на нее отстраненно, с высоты статистики, оказывается, гораздо менее остры, чем, например, в 2008 году. Можно не сомневаться, что президент поговорит со страной и об образовании, и о науке, и о здравоохранении, и о предпринимательстве. К моменту выхода номера в свет стенограммы прямой линии уже будут доступны в Сети в полном объеме.