Жилищно-коммунальная отрасль продолжает радовать сюрпризами. Не успели мы привыкнуть к переносу начала нового тарифного сезона с традиционно 1 января на середину лета и «прозрачным» платежкам (в которых раскрыта информация о предоставляемых услугах и их стоимости), как на пороге – новый пакет изменений. Видимо, в этом плане 2012 год можно рассматривать как очередной этап (какой уже по счету?) попыток отрасли разобраться самой в себе и навести порядок.
Итак, первое, на что обратят внимание жители края, открыв в одно прекрасное сентябрьское утро свои почтовые ящики, – это обновленные платежные квитанции. Информации на них станет еще больше – теперь она с трудом умещается на стандартном листе бумаги. Жители многоквартирных домов смогут увидеть показатели, относящиеся к оплате жилых помещений и – отдельно – отражающие общедомовое потребление коммунального ресурса (если в доме установлены коллективные счетчики на воду и тепло). Для сельчан добавят специальные графы, касающиеся хозяйственных построек и полива.
– Там, где общедомовых приборов учета пока нет, оплату будут начислять по нормативам потребления, – поясняет заместитель министра ЖКХ края Нина Авдеева. – Их два вида: на жилое помещение и на места общего пользования (а для частных домов – опять же на хозпостройки и полив). Сейчас в крае ведется работа по определению таких нормативов, которые начнут действовать с 1 января 2013 года.
Второе важное изменение коснется порядка расчетов за отопление. Наши горячие батареи зимой мы всегда оплачивали равными долями все 12 месяцев. Теперь же будем по факту. Наступил отопительный сезон – платим. Закончился – получается, даже экономим. К этой системе придется психологически привыкать. Общая сумма за год вроде бы будет та же, но только разделится теперь на летние и зимние слагаемые. Зимние расчетки, понятно, оттянут на себя практически все, что мы раньше делили по всему году. И не исключено: в январе 2013-го мы заплатим за тепло значительно больше, чем за тот же месяц годом ранее. В министерстве ЖКХ края утверждают, что к такому развитию событий готовы. Управляющие компании должны будут предложить рассрочку платежа, если этот сезонный рост превысит 25 %.
По-другому будет происходить и оплата за общедомовые начисления.
– Теперь она коснется всех жильцов – и тех, кто установил у себя квартирные счетчики, и тех, кто платит за свет и воду по нормативам, – говорит Нина Авдеева. – Разница между показаниями коллективного узла и фактической оплатой будет рассчитываться для каждого владельца пропорционально площади занимаемой им квартиры.
Правда, новшество до конца так и не решает проблему не зарегистрированных нигде арендаторов, которые (чисто теоретически) могут лить воду целыми сутками, а платить за все это добро будут их законопослушные и экономные соседи. Но прогресс все же есть – раньше собственники сдаваемого в аренду жилья в этих случаях вообще оказывались в стороне, никому и ничем не обязанные.
Собственно, как отметила заместитель министра, новые законы должны вывести интересы жильцов за пороги их квартир на новый, коллективный уровень. Стать стимулом для принятия решений общедомового масштаба. «А почему мы так много платим? Где можно сэкономить? Какова структура наших расходов?» – вопросы, к которым нам придется не только привыкать, но и сообща находить на них ответы.
И, наконец, о грустном. Задержки, просрочки платежей – штрафы, отключения, выселение. С 1 сентября стать злостным неплательщиком будет значительно проще – достаточно три месяца не платить за жилищные и коммунальные услуги (раньше было шесть). И вот – управляющая компания уже может нажать на все педали и повернуть все находящиеся в ее распоряжении рычаги. Вплоть до обращения в суд.
Хотя и у крайних мер есть предел. Заместитель руководителя департамента городского хозяйства администрации Красноярска Вадим Трушков объясняет – в любом случае должник имеет право на отопление и холодную воду. Все остальное могут запросто отключить или понизить в мощности (это когда одновременно больше утюга и чайника ничего не включишь). Так что с оплатой теперь лучше не тянуть. А тем, кто успел накопить долги, опять же коммунальщики предлагают рассрочку – по мере возможности семейного бюджета, до полного погашения.
Болезненная тема – тарифы. Их рост в 2012 году не должен превышать 12 процентов. В одних муниципальных образованиях края тарифы сразу, с 1 июля, увеличились на это значение. В других – в два этапа: на 6 процентов с 1 июля, на 6 процентов – с 1 сентября.
Подводя итог – изменений действительно много. Другое дело, что пока их количество крайне неохотно перетекает в качество. И поток жалоб от населения на те или иные недостатки в сфере ЖКХ, увы, не иссякает. Возможно, для того и задумывается реформа: чтобы мы, почувствовав себя реальным собственником квартиры, всего дома, начали настойчиво, по-хозяйски требовать от управляющей компании выполнения абсолютно всех положений, прописанных в договоре.
Справка
8 800 333-70-07 – телефон консультационно-правового центра по вопросам организации предоставления жилищно-коммунальных услуг населению (call-центр по вопросам ЖКХ). Работает с 9.00 до 20.00 в будние дни. Бесплатный звонок для всех жителей края.
273-03-00 – телефон для жителей Красноярска.
Всего 25% многоквартирных домов в Красноярске оснащены общедомовыми приборами учета. Такая же доля – за жильцами, установившими у себя в квартирах индивидуальные счетчики. Однако они уже успели сэкономить в совокупности более 100 млн рублей.