Почти четверть века прошло с момента «изобретения» финансового инструмента – своеобразного символа российской экономики 90-х годов – ваучера. Многие уже и забыли об этой бумажке, сулившей когда-то благополучие всем и каждому. Обогатиться всем не удалось. Зато отдельные персоны, посвященные в суть затеи, распорядились чеками правильно и сумели дорасти до почетного звания олигарха.
К нам в редакцию до сих пор приходят письма от тех, кто не был в компании посвященных, а потому с вложениями не угадал. Люди спрашивают: как им добиться дивидендов от компаний, которые гарантировали им хорошую прибыль?
Не является обязанностью
Напомним, в начале 90-х каждый россиянин, получивший ценную бумагу, имел возможность распорядиться ею по своему усмотрению. Люди, воспитанные в реалиях советской экономики, плохо представляли себе, что такое акции, дивиденды и т. д. Часть населения решила, что лучше всего продать ваучеры. Другие инвестировали буквально вслепую, надеясь хоть на какой-то доход. Так поступила и наша читательница Вера Дмитриевна.
– В свое время я определила ваучеры свои и мужа в фонд, – пишет она. – Лет пять приходили дивиденды – три, пять и даже 50 рублей. Но последние годы присылают только бюллетени для голосования. Неужели мне не положено никаких дивидендов?
Чтобы найти ответ на вопрос читательницы, звоню в фонд. Признаться, ощущение такое, будто совершаешь путешествие во времени. Неужели эти фонды еще существуют?
Оказывается, некоторые еще работают. Выслушав мой вопрос, сотрудник фонда дежурно объясняет:
– В течение последних восьми лет дивиденды у нас и не объявлялись.
– Вы не получали никакой прибыли?
– Нет, почему, просто выплата дивидендов не является обязательством, это решение принимают на собрании акционеров.
– А продать акции можно?
– Да, но мы акции не выкупаем. Нужно соответствующее решение акционеров. Покупателей ищете сами. Но это не простая передача – все сделки оформляются официально у реестродержателя. О цене тоже сложно говорить – мы же не торгуемся на бирже. Номинальная стоимость – один рубль. Но владелец ценных бумаг может продать их и за бόльшую сумму – все зависит от договоренности с продавцом.
Выплаты минимальны
В Отделении Красноярск Сибирского ГУ Банка России подтвердили: безусловное получение дохода владельцу акций законодательством Российской Федерации не гарантировано:
– Законом «Об акционерных обществах» (пункт 1 статьи 42) установлено право, а не обязанность акционерного общества по выплате дивидендов по размещенным им акциям. Решение о выплате дивидендов, их размере, форме и порядке выплаты принимается общим собранием акционеров по рекомендации совета директоров акционерного общества. Единого реестра акционерных обществ с информацией о начисленных и выплаченных дивидендах не существует, в каждом конкретном случае следует обращаться в общество, акции которого приобрел человек.
Однако в большинстве случаев обращаться уже некуда: многие вкладывали свои ваучеры в чековые инвестиционные фонды. Многие фонды обанкротились еще в 90-е и в начале двухтысячных годов.
– В некоторых случаях, правда, можно получить небольшую компенсацию от федерального Фонда по защите прав вкладчиков и акционеров, – поясняет Сергей Гирнис, эксперт Финпотребсоюза. – Этот фонд выплачивает деньги гражданам, «которым был причинен ущерб на финансовом и фондовом рынках Российской Федерации финансовыми компаниями, нарушившими правовые акты РФ, прекратившими свою деятельность и включенными в реестр фонда на выплаты. Проверить, включена ли пропавшая компания в реестр, можно на сайте фонда www.fedfond.ru. Правда, выплаты минимальны.
В некоторых случаях акции были вложены в небольшие промышленные предприятия, которые реально работают. В таком случае есть шанс, что ценными бумагами кто-то заинтересуется.
Однако ваучер не для всех семей стал синонимом аферы.
– Как правило, более выгодными оказались вложения ваучеров в акции реально действующих предприятий, – говорит Сергей Гирнис. – В отдельных случаях чеки, вложенные в акции предприятий нефтедобычи, металлургии, электроэнергетики, химической промышленности, банков, приносили гражданам доходы. Правда, такие удачливые инвесторы ваучеров оказались в абсолютном меньшинстве. В основном это люди, которые в начале 90-х годов работали на приватизируемых предприятиях.
Да, повезло далеко не всем….
Фото: pixabay.com