Страховка без страха и упрека

Как получить полис ОСАГО без «нагрузки»

Страховка без страха и упрека Как получить полис ОСАГО без «нагрузки»

Здравствуйте! Недавно у меня истек срок действия полиса ОСАГО. Решил, как водится, делать все в последний день. Так было всегда, и никаких проблем не возникало. В этот же раз агент настаивал, чтобы я дополнительно застраховал имущество или жизнь (это еще две тысячи рублей). Иначе, говорит, ОСАГО не сделаю. Естественно, я отказался. Поехал в другую компанию, там предложили застраховаться от несчастного случая на тысячу рублей. Вынужден был согласиться, так как время поджимало.

Что же это за обдираловка такая? Или какой-то закон новый приняли? Но ведь недавно цены на ОСАГО повысили! И что делать, если это противозаконно, а полис с добровольно-принудительной страховкой уже куплен?

Николай Тауснев, Красноярск

Дело принципа

Такая проблема, когда страховые компании вынуждают страхователя приобрести полис «в нагрузку», действительно существует. Притом характерна она не только для Красноярского края (именно эта организация занимается у нас страховыми компаниями и всеми нарушениями, с ними связанными), но и для других регионов страны. Эксперты считают: предприниматели делают это вынужденно, так как ОСАГО убыточно. За счет продажи дополнительных полисов стараются покрыть свои потери.

Сейчас подобное происходит практически везде, но это не означает, что не нужно бороться за свои права. Вот только ходить за страховкой придется с видеокамерой или свидетелями. Как нам пояснили в Главном управлении Банка России по Красноярскому краю, никаких полисов «в нагрузку» автовладельцы приобретать не должны. А если их заставляют, это противозаконно.

В главном управлении нам ответили четко и ясно – любые действия страховщика, принуждающие клиента покупать вдобавок к ОСАГО что бы то ни было еще, незаконны. Из федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» следует: страховщик не вправе отказать в заключении договора ОСАГО из-за отказа от приобретения дополнительной услуги. Если факт принуждения будет доказан, то должностному лицу грозит штраф в 50 тысяч рублей.

Итак, перед походом в страховую компанию обязательно запаситесь видеокамерой или возьмите с собой друга в качестве свидетеля. Если вас заставляют покупать дополнительный страховой продукт, смело включайте «запись». Ваша задача – любым законным способом зафиксировать это нарушение. Кстати, в Красноярске уже бывали случаи, когда после подобной принципиальности покупателя страховщики тут же меняли условия и соглашались продать полис ОСАГО без «нагрузки».

Если же агент настаивает, необходимо обратиться с жалобой в отдел по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров ГУ Банка России по Красноярскому краю.

Защита от лукавства

Возможен и другой, более хитрый, требующий подготовки способ действий. Вы готовите предложение-оферту, прикладываете все необходимые документы и направляете в страховую компанию. Так как договор ОСАГО является публичным, то в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации страховщик не может отказаться заключать договор ОСАГО, если у него есть такая возможность (в наличии полисы, и клиент представил установленный законодательством пакет документов).

Предложение-оферту лучше направить по «Почте России» страховщику с уведомлением о вручении почтового отправления. По закону компания обязана в течение 30 дней со дня получения оферты направить вам извещение о согласии заключить договор, отказе от его заключения или о заключении договора страхования на иных условиях.

Если через месяц от страховщика ни слуху ни духу, вы вправе обратиться с жалобой в главное управление или сразу в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае страховщик по решению суда должен будет еще и возместить вам все причиненные убытки.

Кстати, количество жалоб на страховщиков стало меньше. По данным главного управления, число обращений, связанных с навязыванием дополнительных услуг и с отказами заключить договор ОСАГО, в третьем квартале по сравнению со вторым снизилось в два раза (129 против 68). С чем это связано? Компании одумались? Или людям надоело спорить?

Важно знать

Письменные жалобы на страховщика можно отправлять по адресу: Красноярск, ул. Дубровинского, д. 70. Личный прием граждан проводится каждую среду с 13:00 до 17:00 в Красноярске по адресу: ул. Кирова, 23, 3-й этаж.

Какие хитрости в запасе у страховщиков?

Покупка дополнительного полиса – это лишь один из вариантов, который вам могут предложить страховщики. В некоторых компаниях прямо перед вашим приходом могут внезапно «закончиться» бланки полисов. Вам предложат записаться в очередь и оформить страховку недели через две. Тогда никаких дополнительных продуктов покупать не придется. Однако и тут агенты лукавят: если вы согласитесь «в нагрузку» застраховать жизнь, то дефицитный полис сразу же найдется где-нибудь под столом, и вам мигом все оформят. В большинстве случаев народ согласно кивает головой, ведь идут за страховкой у нас действительно в последний момент.

У кого сказка краше

На самом деле любые рассказы о нехватке бланков полисов не более чем сказки. Да и с чего ей взяться? Это же не хамон, на который наложили эмбарго. Бумага и краска в стране есть. В главном управлении нам пояснили: дефицита полисов, а также причин для возникновения очередей на них в крае не существует:

– На все запросы Главного управления Банка России по Красноярскому краю о наличии бланков ОСАГО страховщики подтвердили: бланки есть, и в достаточном количестве.

Так что совершенно очевидно – компании лукавят. С чем это связано, уже другой вопрос. В разных фирмах сотрудники, непосредственно общающиеся с клиентами, объясняют это разными причинами. Кто-то говорит об убыточности ОСАГО, другие – только о недостатке бумажек. Впрочем, есть компании, предлагающие застраховаться и без дополнительных продуктов. Правда, и для них это вынужденный шаг. Они решили, что отвечать по исковым заявлениям потребителей себе дороже. Лучше уж смириться с убыточностью ОСАГО.

Побег как способ заработать

Разговоры об убыточности такого страхования велись с самого начала появления ОСАГО. Юрист «Антикризисного центра» Дмитрий Провоторов считает, что по сути своей автогражданка всегда была социальным видом страхования:

– Это обязательный вид страхования. По большому счету, никто и никогда и не ждал от него никаких прибылей. Когда страховщики говорят о суммах убытков, они все-таки лукавят. Тут важна не абсолютная сумма, а ее соотношение с суммами доходов по другим видам страхования. Повторюсь, изначально на ОСАГО зарабатывать не планировалось. У компаний есть другие инструменты для этого – страхование жизни, КАСКО, имущества, за счет которых они и живут.

И все-таки не такой уж невыгодный бизнес – продажа полисов ОСАГО. В филиале одной из федеральных компаний решили поступить достаточно оригинально – перенесли офис продаж полисов из Красноярска в Шарыпово.

Вряд ли какой автовладелец из Красноярска поедет за несколько сот километров ради страховки. А в маленьком городке количество продаж невыгодного полиса будет меньше. Соответственно, и потери снизятся.

В то же время, как нам пояснили в офисе этой компании, определенную категорию авто они готовы страховать и в краевом центре. Речь идет о марках премиум-класса. Из-за мощности двигателя стоимость полиса для такой машины гораздо выше, чем для малолитражки.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
10 декабря 2024
Край активного долголетия: «Дедушка-ГТО» и «Бабушки-йоги»
Помните, как в советской песне поется «Старость меня дома не застанет, я в дороге, я в пути». И это совсем
Без рубрики
6 декабря 2024
«Транснефть – Западная Сибирь»: 70 лет в истории
Нефть, словно кровь в организме, питает экономику, давая возможность развиваться промышленности, транспорту и энергетике. Но чтобы этот жизненный поток не
Без рубрики
6 декабря 2024
«Зеленые школы» Красноярья
28 ноября в здании Государственной универсальной научной библиотеки подведены итоги большого просветительского проекта «Зеленые школы» Красноярья. Миссия: чистая земля», приуроченного