В Красноярском крае, как и в целом по стране, вновь возникли проблемы с оформлением полисов ОСАГО. Людям навязывают дополнительные страховки или отправляют за «электронным документом» на страничку в Интернет, которая обыкновенно недоступна или зависает. Некоторые эксперты считают, что страховщики таким образом добиваются очередного повышения цен на «автогражданку».
В редакцию нашей газеты поступило более ста звонков от автовладельцев, испытывающих сложности с получением полисов ОСАГО в Красноярске. По словам обратившихся, в офисах компаний им отказывают в оформлении страховки, ссылаясь на дефицит бумажных бланков. При этом, как только клиент соглашается на дополнительное страхование жизни, здоровья или квартиры, бланки на автогражданку чудесным образом находятся. Подобный сценарий уже хорошо известен владельцам авто. Буквально два года назад вопрос о «неспортивном поведении» страховщиков поднимался на уровне Правительства РФ. Даже пришлось принимать закон об электронном полисе. Тогда его авторы были уверены, что это решит проблему: никаких навязанных дополнительных услуг. Но, как оказалось, авторы ошибались…
Во многих случаях попытки получить документ онлайн оказываются неудачными: сайт страховщиков по непонятным причинам перенаправляет на совершенно ненужные страницы, «просит» подождать и в финале зависает.
В Центральном банке России нам рассказали, что подобная ситуация наблюдается во всех регионах страны. В некоторых субъектах все еще хуже. К примеру, в соседней Тыве всего две компании, где можно оформить ОСАГО.
По словам экспертов, автогражданское страхование всегда было своего рода социальной функцией для компаний – эта сфера не должна приносить сверхприбылей. Впрочем, даже если учесть, что «автогражданка» может быть убыточной, у компаний есть ресурс покрытия за счет других видов страхования. Да и сами разговоры об убыточности идут уже не первый год, но пока никто из-за ОСАГО не разорился. А вот «защитная реакция» бизнеса наблюдается практически ежегодно. И это при том, что за последний год для блага компаний, казалось бы, сделано все возможное – увеличена цена самой страховки, осуществлен переход на «натуральное» возмещение убытков, когда фирма расплачивается не «живыми» деньгами, а работами по ремонту авто, введены электронные полисы, доработана защита бланков, избавляющая от подпольных страховок.
Но страховщикам по-прежнему несладко. Правда, в московских офисах компаний, куда нам удалось дозвониться, наличие проблем отрицают, а по фактам отказов в выдаче полисов советуют писать жалобы.
В тех красноярских компаниях, где бланки все же есть в наличии, образуются огромные очереди. Отметим, что по законодательству отказать вам в продаже полиса ОСАГО страховщик не имеет права, так же как навязывать дополнительные услуги.
В Центробанке при проявлении любых нарушений нам посоветовали писать жалобы. На сайте cbr.ru в разделе «интернет-приемная» существует специальный раздел, где по шагам расписана процедура обращения. Для большей убедительности необходимо приложить какое-нибудь «вещественное доказательство» – запись разговора со страховщиком либо принтскрин страницы (в случае если вы пытались оформить страховку онлайн).
Без срока давности
Некоторые из обратившихся в редакцию водителей жаловались, что при смене водительского удостоверения автоматически лишаются скидок по ОСАГО, накопленных за годы безаварийной езды. Страховщики им заявляют: с новым документом вся водительская жизнь начинается с чистого листа.
В Центробанке нам пояснили: такие действия компаний незаконны.
В законе действительно прописано, что страхователь (то есть автовладелец) обязан незамедлительно после замены «корочек» обратиться в компанию для внесения изменений. Но сроки тут не определены, главное –успеть до того, как закончится действие настоящего договора страхования.
По поводу нарушений можно обращаться не только в Центробанк, но и в Российский союз автостраховщиков на сайт autoins.ru или по бесплатному телефону 8 800 200-22-75.