C 1 марта 2022 года вступит в силу закон «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Сенсационным этот документ стал благодаря новации, позволяющей любому предпринимателю построить дом высотой до двух этажей в лесной зоне. Как всегда, нашлись «всепропальщики», которые отреагировали на новый закон: «Все! Хана лесному фонду».
Без великих потрясений
Между тем революционным новый документ назвать никак нельзя. Дело в том, что российское законодательство и ранее не запрещало строительство в лесах. Но правовое регулирование этого вопроса было настолько расплывчатым и неконкретным, что порождало массу злоупотреблений, не способствуя ни эффективности, ни инвестиционной привлекательности отрасли.
Об этом со знанием дела заявил заместитель министра природных ресурсов и экологии РФ Сергей Аноприенко, поддерживая внесение изменений в Лесной кодекс.
На самом деле новая редакция документа не дает возможности всем и каждому отхватить кусок леса, чтоб отстроить там двухэтажный особняк. Во-первых, законом прямо запрещается строительство в лесной зоне жилых домов.
Во-вторых, четко определен перечень видов целевого назначения, при которых возможно строительство, реконструкция, капитальный ремонт и эксплуатация объектов капитального строительства.
Это геологоразведка и добыча полезных ископаемых, строительство гидротехнических объектов и портов, дорог, трубопроводов, ЛЭП, создание и эксплуатация объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, осуществление религиозной и рекреационной деятельности.
Стимул для туризма
Собственно, новации направлены именно на развитие рекреационной деятельности, или, говоря более понятным языком, внутреннего туризма.
На практике со вступлением в силу изменений в Лесной кодекс любой предприниматель, арендующий участок леса в рекреационных целях, сможет построить двухэтажное капитальное строение. Очевидно, что, поскольку это строение не может быть жилым домом, его единственное возможное предназначение – отель для отдыхающих.
Любовь к отдыху в лесу – наша национальная черта. Но, к сожалению, у этой любви есть и обратная сторона. Популярные места «дикого» отдыха со страшной скоростью зарастают мусором, оставленным отдыхающими. Конечно, многое здесь зависит от личной культуры, но не меньше – от наличия инфраструктуры.
Отсутствие туристической инфраструктуры сказывается и на развитии внутреннего туризма. За примерами далеко ходить не надо. В Красноярском крае существует большое количество прекрасных уголков с первозданной природой и первоклассными достопримечательностями. Они могли бы стать точками притяжения для туристов, и не только отечественных, если бы существовали нормальные бытовые условия. Ведь жить в палатке и пользоваться туалетом, собственноручно изготовленным из трех палок и куска полиэтиленовой пленки, готов далеко не каждый.
Между тем снятие моратория на строительство рекреационных объектов в лесной зоне (напомним, что этот мораторий был введен в 2007 году), по мнению сторонников внесения изменений в Лесной кодекс, будет стимулировать развитие внутреннего туризма.
Вывести из тени
Так, по оценке того же Сергея Аноприенко, за пять лет номерной фонд загородных отелей может увеличиться на 20 %. Это даст ежегодную дополнительную прибыль порядка 90 миллиардов рублей. Кроме того, развитие отельного бизнеса создаст около 60 тысяч рабочих мест. А это важно. Ведь в лесных краях с работой, как правило, проблемно.
Можно было бы усомниться в столь оптимистических выкладках. Однако с мнением Сергея Аноприенко солидарен и вице-президент Российской гостиничной ассоциации Алексей Мусакин, который полагает, что либерализация Лесного кодекса позволит вывести из тени достаточно интенсивный процесс.
Дело в том, что сегодня количество арендаторов, занимающихся рекреационной деятельностью в лесных территориях, составляет 11,4 тысячи. Причем 8 тысяч из них добавились за последние пять лет.
Это означает, что бизнес развивается. Но в условиях запретительного законодательства здесь очень высокая коррупционная составляющая. Например, около 12 % загородных отелей по всем признакам являются капитальными строениями. А появиться они могли только в результате преступного попустительства отдельных представителей власти.
Возможность легально строить отели будет способствовать выходу бизнеса из тени. В частности, глава Рослесхоза Иван Советников рассказал о возможности узаконить уже построенные здания. При этом, по словам чиновника, подход будет либеральным. Например, если для вновь строящихся объектов действует ограничение в два этажа, то при легализации самостроев можно будет узаконить и трехэтажные комплексы.
Ограничения и подводные камни
Стоит отметить, что закон содержит и другие ограничительные меры. Так, строение не должно занимать больше 20 % земельного участка. Для возведения здания рекомендуется использовать ту часть участка, где лес отсутствует, – места лесных пожаров и пустоши. Запрещается сплошная рубка леса в целях строительства. Более того, предприниматель обязан сохранять природные ландшафты, разнообразие растительного и животного мира.
В целом новации Лесного кодекса выглядят интересными. Однако скептики полагают, что окончательные акценты расставит практика. Ведь зачастую разработчики законопроектов, имея в виду их благие последствия, не видели содержащихся в них подводных камней. Например, есть опасения, что запрет на строительство жилья можно будет обходить, строя так называемые апарт-отели. Формально этот вид недвижимости не относится к жилому фонду, но фактически мало чем от него отличается.
Также высказываются мнения, что развитие рекреационного бизнеса в лесных массивах сделает леса недоступными для обычных граждан. Мол, предприниматели не делают различия между арендованной землей и землей, находящейся в собственности, – и там и там будут появляться заборы и шлагбаумы.
С одной стороны, бизнес понять можно, ведь именно он несет ответственность за все, что происходит на арендованной территории. С другой стороны, закон не запрещает гражданам пересекать границы участка, находящегося в аренде. И вот здесь может возникнуть конфликт интересов.
Но пока все это лишь теоретические выкладки. В ближайшее время мы сможем увидеть, насколько они оправданны.