Красноярский драматический театр имени А. С. Пушкина движется к последнему действию – нет, не пьесы. А, по образному выражению заслуженного артиста России Эдуарда Михненкова, целого романа, связанного с капитальным ремонтом и реставрацией исторического здания на проспекте Мира. Внутри него пока еще с трудом угадываются контуры гардеробных, лож, вестибюлей. И на вопрос «Когда открытие?» директор театра Петр Аникин осторожно отвечает: «В декабре. Надеемся».
519 – аншлаг!
Такая деликатность в оценках вполне объяснима – за три года реконструкции сдача объекта в эксплуатацию переносилась минимум дважды. Сначала крупно подвел генеральный подрядчик. Контракт с ним пришлось разорвать, и стройка замерла на восемь месяцев. Потом вышла трехмесячная заминка с финансированием. Работы шли, но темп был потерян. Все вместе не могло не сказаться на сроках.
К тому же само здание более века таило сюрпризы, невидимые глазу. На цокольном этаже нам показали специально оставленный кусок «родного» фундамента. Камни, когда-то скрепленные известковым раствором, сегодня можно спокойно вынимать руками. Так что строителям пришлось корректировать проект и смету, нести дополнительные трудозатраты – а это снова время.
Учитывая, какое место драматический театр занимает в культурном пространстве региона и все перипетии, связанные с реконструкцией, стройку лично контролирует губернатор края и депутаты Законодательного собрания. На днях краевые парламентарии провели здесь выездное заседание комитета. Перед тем как сесть за стол, прошли по утыканным строительными лесами залам и коридорам, постарались заглянуть во все уголки.
– Для зрителей появятся новые помещения в цокольной части здания – два просторных гардероба, теплый вестибюль, санузлы, – взяла на себя роль экскурсовода заместитель министра культуры края Ольга Васильева. – Появятся дополнительные комнаты и места для инвалидов. Артисты и технический персонал получат увеличенную арьерсцену (пространство позади основной сценической площадки. – Ред.), кондиционированные гримерные, место для репетиций.
В результате площадь обновленного театра увеличится почти вдвое – с 5,5 тыс. кв. м до 9,5 тыс. А зрительный зал теперь рассчитан на 519 человек – таким будет аншлаг «по-пушкински».
В ожидании премьеры
На дверях театральных гримерок пока висят совсем другие таблички: «главный инженер», «геодезист», «техотдел». Но совсем скоро, уверяет руководитель Управления капитального строительства Олег Михайленко, их сменят имена и фамилии наших любимых артистов:
– С подрядчиком «сверяем часы» еженедельно. Графики выполняются. В начале декабря планируем полностью завершить работы и в конце месяца подготовить театр к открытию.
Неспециалисту поверить в такое трудно, но строители заверяют: успеем. Их на объекте – 250 человек. Самое трудоемкое уже сделано. Укреплены фундамент, стены, заменены перекрытия. Закончена прокладка инженерных сетей. Готовы фасад исторического здания и облицовка новой пристройки. Сейчас приступили к чистовой отделке помещений и установке оборудования. Ждут светоаудиотехнику и мебель из Италии, Москвы, Красноярска. Верхняя и нижняя механика сцены, кстати, уже смонтирована. Интересно, что сама сцена с поворотным кругом состоит из девяти частей – их можно поднимать то выше, то ниже – в зависимости от авторского замысла.
– Первый спектакль специально придуман так, чтобы показать все возможности сцены: свет, звук, механическое оборудование. Такая абсолютно зрительская история – чтобы было понятно, на что потрачены деньги, – рассказывает главный режиссер театра Олег Рыбкин. – Это будет «Двенадцатая ночь» Шекспира. Следующие большие проекты – «Пиковая дама» Александра Пушкина, «Кошка на раскаленной крыше» Теннесси Уильямса, «Пастух и пастушка» Виктора Астафьева.
– Сезон мы открыли 6 сентября, пока играем на других площадках, – продолжает директор театра Петр Аникин. – Задержка с открытием психологически давит. Возить реквизит и декорации туда-сюда мучительно и накладно: на аренду складов уходит более 8 млн рублей в год.
Вторая очередь
Именно она, по замыслу, должна решить вопрос с производственными цехами и хранением декораций. Сейчас пушкинцы пользуются такими площадями в других театрах, что крайне неудобно. Потому второй этап реконструкции предполагает строительство еще двух блоков. Но соответствующей строки в краевом бюджете пока нет. Как отметила Ольга Васильева, сейчас ведутся переговоры о включении театра в федеральную адресную инвестиционную программу, что в перспективе может дать нам 629 млн рублей из федеральной казны. Однако депутатов такой ответ не устроил. По мнению вице-спикера краевого парламента Алексея Клешко, министерству стоит активнее выбивать необходимые средства:
– То, что вы ведете работу с Федерацией, – хорошо. Но гарантий, что мы получим деньги, на сегодняшний момент нет. Это означает, нужно ужиматься, но стройку доводить до конца. Ее нельзя останавливать.
Председатель комитета Людмила Магомедова предложила минкульту заложить хоть какую-то сумму на следующий год – в качестве своеобразного знака федеральному центру о серьезности наших намерений. И со своей стороны пообещала поддержку депутатского корпуса: будет подготовлено письмо в Министерство культуры России, составлено обращение к президенту страны.
– Ни о каком завершении строительства не может идти и речи, если мы не сделаем в целом все то, что задумывали, – подчеркнула депутат.
Реставрация в комплексе
Театр имени А. С. Пушкина в Красноярске – уникальный, но далеко не единственный объект культурного наследия в крае. Их в регионе – 4 824. Более половины находятся в городах. Каждый требует внимания и заботы, многие потихоньку «сыплются». Вот и получается, что реставрация – столь же бесконечный и растянутый во времени процесс, как сама история. Наладил одно – не выдерживает тяжести прожитых лет второе, третье.
Ольга Васильева рассказала: в 2014–2016 годах предстоит работа на 43 исторических объектах на сумму почти 3 млрд рублей. Наиболее знаковые – архиерейский дом, Свято-Успенский мужской монастырь, деревянный квартал в районе ул. Горького Красноярска. В Минусинске – музей Мартьянова, драматический театр, дом Вильнера. В Енисейске начаты работы на 19 объектах, на что выделено около 1 млрд рублей из краевого и федерального бюджетов.
Но если в последнем, кстати, реставрация идет системно (порукой тому – предстоящий 400-летний юбилей отца сибирских городов), то в других территориях преобладает точечный подход. На это тоже обратили внимание депутаты.
– Необходимо определить приоритеты реставрации культурных объектов в краевом центре, – подчеркнул Алексей Клешко. – Исторических объектов здесь очень много, они ветшают, и ситуация из-за агрессивного воздействия городской среды только ухудшается. По такому же комплексному принципу действовать в Минусинске, Канске, Ачинске. Там, где мы не в состоянии нести бремя ремонта и последующего содержания здания за счет бюджетных средств, – не бояться принимать решения о приватизации и передаче объекта собственнику с требованием выполнения всех охранных обязательств.
История – довольно хрупкая штука. И сохранить ее под силу только всем вместе. В том числе – с помощью государственно-частного партнерства, неплохо зарекомендовавшего себя в других отраслях.
Людмила МАГОМЕДОВА
депутат Законодательного собрания края
Решение о капитальной реставрации театра Пушкина приняли вовремя. Иначе мы могли его просто потерять – здесь «поплыл» фундамент, сгнили перекрытия. На объекте проделана громадная работа, но многое еще предстоит сделать. Мы хотим активизировать отношение федеральных властей к нашему уникальному объекту культурного наследия.
Эдуард МИХНЕНКОВ
заслуженный артист России
Самое главное – удалось сохранить труппу в очень напряженный период реконструкции. И технический персонал, который в этих сложнейших условиях обслуживал спектакли. Мы ждем решения по второму и третьему блокам театра. С их помощью мы откроем доступ к самым сложным постановкам, сможем достойно принимать гостей со всей страны и из-за рубежа. Город и край этого заслуживают.