Запуск заводов имеет большое значение для экономики региона: создаются рабочие места, бюджет получает налоги, потребитель – качественную продукцию по приемлемой цене.
Пока работает одно предприятие по выпуску водки – в Красноярске. Еще два, в Железногорске и Шушенском, оформляют лицензию и в скором времени запустят конвейеры. Превысить показатели прошлых «тучных» лет по выпуску продукта планируется уже через три года.
По данным министерства промышленности, энергетики и торговли Красноярского края, в этом году произведено 670 тысяч декалитров, а сумма налоговых поступлений в региональный бюджет составила 851 млн рублей. Для сравнения – в 2010–2012 годах, перед падением рынка, производство составляло 1 100–1 200 тысяч декалитров в год. Впрочем, тогда в крае работало четыре предприятия по производству алкоголя. Недавно на Красноярском водочном заводе запустили новую линию – и предприятие заняло 40 % краевого рынка. В дальнейшем благодаря возрожденным заводам этот показатель планируется довести до 50 %.
В Железногорске и Шушенском инвесторы запустят линии после того, как получат лицензию на производство.
Важно, что в крае удалось сохранить базу отрасли. В свое время на баланс бюджета был переведен весь производственный комплекс завода в Шушенском – предприятие законсервировали до лучших времен. Решение непопулярное, так как приходилось тратить средства на содержание. Однако именно такая стратегия окупилась. После продажи инвестору средства вернулись в бюджет. Одним из условий сделки было сохранение профиля. Причем лот торговался не по частям, а целиком, чтобы у покупателя не было соблазна, купив актив, раздробить его и продать «в розницу». С такими условиями удалось найти серьезного инвестора, который сейчас и занимается вопросами получения лицензии.
По ранее озвученным в министерстве прогнозам, одно только предприятие в Шушенском будет выпускать до 350 тысяч декалитров водки к 2019 году, а объем налоговых поступлений в бюджет составит 300 млн рублей. Уже к 2020 году в целом по отрасли планируется выйти на уровень до 1 300 тысяч декалитров в год. Поступления в бюджет планируются на уровне 1,5 млрд рублей.
Градус доступности
Обывателю кажется странным, как алкогольное производство может быть убыточным. Несколько лет назад предприятия уходили с рынка именно по этой причине – легальные заводы просто не выдерживали конкуренции с контрафактной продукцией, поступавшей в страну из других регионов. «Паленка» стоила раза в два дешевле.
Война контрафакту
Так, в 2015 году безакцизный алкоголь продавался в 70 % магазинов и павильонов края. На сегодня доля сократилась до 20–30 %, хотя и это много. По данным минпрома края, в регионе основная масса контрафакта продается в павильонах. Только в Красноярске в 2017 году выявлено 160 точек, где торговали водкой без акцизных марок или с нарушениями. 43 павильона уже демонтировано.
Министр промышленности, энергетики и торговли Анатолий Цыкалов считает, что контрафакт не дает отрасли нормально развиваться, однако ряд государственных мер помогает возродить производства и вывести их на приемлемый уровень работы:
– Благодаря внедрению ЕГАИС, слаженной работе и взаимодействию органов исполнительной власти, правоохранительных и надзорных органов за последние два года удалось добиться существенного снижения количества нелегального алкоголя в магазинах Красноярского края. На регулярной основе осуществляют деятельность комиссия по противодействию незаконному обороту контрафактной промышленной продукции, межведомственная рабочая группа по пресечению оборота контрафактной и суррогатной спиртосодержащей продукции.
По мнению министра, необходимо ужесточить действующие нормы, которые позволяют продавать спиртосодержащие добавки. Важно также усилить контроль над оборотом пивной продукции.
Покупателю, чтобы максимально обезопасить себя, нужно приобретать алкоголь лишь в проверенных точках. Нестационарный павильон, интернет-магазин или продажа с рук, из-под полы, – все это незаконно. На сайте fsrar.ru можно проверить лицензию торговой точки. Здесь же можно узнать происхождение конкретной бутылки – по номеру федеральной специальной или акцизной марки.
Баланс на грани
Предприниматель Сергей Хохлов, торгующий в розницу алкоголем, рассказывает, что колебания цены на бутылку влияют на потребительские предпочтения. За последние десять лет стоимость водки увеличилась с 99 до 205 рублей. При этом акцизы росли постоянно, а вот минимальной ценой государство «играло» вверх-вниз в надежде то отвадить россиян от выпивки, то преградить путь контрафакту. По заверениям федерального Минфина, цена на ближайший год останется прежней – 205 рублей.
– Когда принимались решения о повышении цены, рынок начинал заполняться контрафактом, а заводы закрываться. Производители просто не в состоянии были выдержать борьбу с теми, кто не платил акциз. Тут стоит уточнить, что минимальная цена бутылки не говорит, что вся водка такая. Ее стоимость в рознице, как и всех других товаров, в силу инфляции и других процессов повышается. Иными словами, для небогатого покупателя продукт становится дорогим. Отсюда и поиск «альтернатив», – отмечает Хохлов.
По его словам, акциз и цена на водку – это не только пополнение бюджета, но и важный социальный инструмент.
– Мы сейчас не говорим, плохо ли, хорошо ли пить. Очевидно – плохо. Но если покупают этот продукт, он должен быть качественным. И должен быть доступным. В общем, пока мы балансируем между выгодой бизнеса, интересами государства и населения.