История России сегодня, пожалуй, самый обсуждаемый на разных уровнях курс школьной программы. Не первый год ломаются копья – как ее преподавать, по каким учебникам? Почему это важно? Потому что искажение истории ведет к изменению психологии и сознания. А это уже – к катастрофе. После развала СССР учебники по российской истории писались как кому бог на душу положит. Да и сегодня полно «переписчиков». И вот результат: наши дети в массе своей плохо знают предмет. До такой степени, что не сразу скажут, когда началась Вторая мировая война. Цицерон называл историю «светом истины и учителем жизни». Без этого учителя мы точно пропадем в лабиринтах времени или упремся в темный тупик.
Школьники должны понимать и оценивать исторические процессы, опираясь на факты
Что зависит от педагога и какова роль учебников истории, о которых так много говорят в последнее время? Какими знаниями должен обладать выпускник?
За ответами на эти вопросы наш корреспондент обратился к Елене ДОЛГОДВОРОВОЙ. Она педагог с 28-летним стажем, учитель истории красноярской гимназии № 1 «Универс», победитель конкурса «Учитель года – 2004».
Три «единых» учебника
– Елена Юрьевна, первым делом хочу спросить: вы уже держали в руках тот самый единый учебник истории, о необходимости которого говорил президент?
– Еще нет. Но знаю, что он уже вышел. Это не один учебник, а целых три. Три группы авторов, три разных издательства: «Дрофа», «Просвещение» и «Русское слово».
– Что же это за единство такое? Не восемь десятков, как было раньше, но опять – проблема выбора?
– Крамольную вещь скажу: дело не в учебниках. Ажиотаж, который вокруг них раздут, не более чем ажиотаж. Учиться можно по любому пособию, которое соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту и утверждено Министерством образования.
Это в 90-х годах учебники не проходили экспертизу. Издавали кто что хотел. Тогда действительно стояла проблема выбора. А в 2000-х все учебники истории проходили лицензирование и в сущности были одинаковы, за исключением каких-то нюансов. Учебник – это канва, основа. Если хотите, справочник, в котором изложены факты, события, имена, основные понятия. Но, я еще раз повторяю, дело не в том, по какой книге учиться… А в том, кто учит, как и чему. Дело в подходе к изучению истории.
Кроме него, согласно концепции учебно-методического комплекса, принятой недавно министерством, у школьника обязательно должна быть еще и рабочая тетрадь по истории, хрестоматия, атласы.
Кстати, стоит все это немалых денег. К примеру, только учебник по истории издательства «Просвещение» – 500 рублей.
– То есть в педагоге и в методике?
– Безусловно. Наша задача – научить детей находить информацию, пользоваться ею, анализировать, сопоставлять. А главное, уметь доказывать свою точку зрения, вести полемику. Голые знания – не самоцель.
– Вот уж не думал, что школьник должен уметь полемизировать по поводу исторических событий. Разве не достаточно, чтобы он их просто знал?
– Нет! Историческое знание – вещь субъективная. Набор фактов по истории – это тоже конвенция. Мы какую историю сейчас изучаем? Ту, которую историки описали еще в XIX веке, начиная с Карамзина. Изучаем основные, решающие события. Потом была советская историография. Это тоже договор, конвенция. И сколько учебников ни напиши, хоть 12 томов, хоть 27, как у Соловьева, все равно они будут неполными.
Факт должен оставаться фактом
– Но ведь выпускной экзамен в форме ЕГЭ подразумевает владение фактами?
– Конечно. Факты – ядро исторического знания. Например, важное историческое событие: Куликовская битва. Состоялась 8 сентября 1380 года на Куликовом поле, между рек Непрядва и Дон. Командовал войсками Дмитрий Донской. Противником его стал темник Мамай, узурпировавший власть в Орде. Это знать надо. Но дальше школьник должен понять и определить (прежде всего для себя): Дмитрий Донской – действительно герой русской истории? Специалисты по-разному оценивают его роль… И здесь моя задача – дать детям информацию к размышлению.
В ЕГЭ есть вопросы, где школьник должен уметь привести аргументы за или против какого-то утверждения. Возьмем классический дискуссионный вопрос о том, была ли политика Ивана Грозного успешной. Да. Расширение территории, государственные реформы, направленные на централизацию власти, создание стрелецкого войска и т. д. и т. п. Но есть и факты, которые не знать тоже нельзя: опричнина, террор, проигрыш в Ливонской войне. Моя задача – создать условия для становления у школьников критического мышления, научить их сопоставлять факты, делать выводы.
Вот почему нужна полемика, дискуссия. Дети должны уметь вычленять главное, понимать и оценивать суть исторических процессов. Без этого невозможно изучать историю, это такая особенность гуманитарного знания.
Мыслить и понимать
– Другими словами, необходимо школьников научить читать и понимать исторические тексты-источники? Самим отделять зерна от плевел?
– Совершенно верно. Но у нас пока очень большая проблема с этим пониманием. Молодые люди не умеют ЧИТАТЬ. Очень многие не могут понять позицию автора, выделить из текста информацию, обобщить ее и применить в новой ситуации.
Кстати, именно поэтому в сегодняшних стандартах общего образования появился отдельный раздел – умение работать с текстом. А здесь одного учебника мало, нужны документы, хроники и даже документальная проза. Я, например, когда мы изучаем сталинские времена, рекомендую своим ученикам Солженицына, Гроссмана, Льва Разгона… Если хотят «пожестче» – Варлама Шаламова.
– Повезло вашим ученикам. Мне бы в школе такого преподавателя истории, я бы знал ее гораздо лучше. Как много все-таки зависит от педагога! Как сумеет открыть детям глаза…
– В хоре авторских голосов голос учителя – один из многих. Так почему бы школьнику не услышать разные голоса? Например, я могу признаться, что не принимаю и не могу оправдать никакими высокими целями действия большевиков, Ленина, Сталина в годы революции, Гражданской войны. Как человек я считаю коллективизацию величайшим преступлением XX века. Но если как учитель я буду вкладывать в детей свою идеологию, то превращусь скорее в политического деятеля или в того же «альтернативного историка» Николая Старикова с его теорией «всемирного заговора» и прочей конспирологией.
Но пусть и о нем дети знают! Я должна их научить видеть разные точки зрения, размышлять, искать ответы, доказывать истину.
КОММЕНТАРИЙ
Михаил СЕВЕРЬЯНОВ
доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории России Сибирского федерального университета
– С 1990 года в стране было издано 86 школьных учебников по истории России. Причем писал их кто угодно и кто во что горазд. Например, в 46 из них генерал Власов был подан как национальный герой! Шел отказ от советской версии истории на фоне идейно-политического «плюрализма», процесса переполитизации, в России не было единой исторической концепции.
Что серьезно поменялось в едином школьном учебнике, который появился благодаря инициативе президента? В нем стала четко выражена историко-культурная направленность. Ввели много сведений о повседневности, быте людей. Появился региональный компонент, который должен занимать 30 процентов программы. То есть краеведение. Его школьники будут изучать пять лет – с 6-го по 10-й класс. Значит, потребуются еще и учебники по краеведению, в каждом регионе свои. Написать историю Красноярья для школьников – наша задача. Кое-какой задел у нас уже имеется. Мы посмотрели в библиотеке – у нас есть книги по истории 20–25 сельских районов из 57, написана, хоть и кратко, история некоторых городов. Есть видеолекции по истории края, которые когда-то записывали наши ведущие специалисты. В свое время педуниверситет издал книгу «Пять веков истории Красноярского края»… Надо все это обобщить, дополнить, систематизировать. Я думаю, мы с этой задачей справимся: в Красноярске довольно сильное историческое сообщество, есть люди, которые за эту работу возьмутся и сделают ее качественно. Школьники должны знать историю земли, на которой живут.