Свет веры

Церковь всегда была среди народа

Свет веры Церковь всегда была среди народа
Сибирь начала осваиваться с 1581 года при Иване Грозном, который под влиянием просветительских идей московского митрополита свт. Макария стремился покорить восточные территории не оружием, а силой христианского просвещения. Строились остроги-крепости, а в них часовни, после образования деревень возводилась и церковь.

В современном обществе существуют полярные мнения о православии. Радикальная часть утверждает, что оно «испортило» сказочную Русь. Забывая при этом о разноплеменных славянских междоусобицах, кровопролитных родовых распрях, поклонении жестоким богам природы, требовавшим человеческих жертвоприношений. Сторонники либеральных взглядов, признавая свободу вероисповедания, отводят Церкви роль старушечьего гетто – пусть оно будет, только не смейте нам, свободным людям, о грехах напоминать. церковьБолее тысячи лет наша страна является христианской. Принятая в 988 году св. кн. Владимиром религия корнями уходит в Священную Римскую и Византийскую империи. Поэтому основа культурного кода русских – европейская. Именно православие принесло уважение к личности человека, свободу, знания.

Часто можно слышать рассказы о том, что бывший ярый коммунист на старости лет выжил из ума и теперь он церковный староста. Или школьница стала ходить в православный храм, и обеспокоенные «прогрессивные» родители забили тревогу. Поэтому, говоря о распространении православия в Красноярском крае, зададим себе вопрос: эта тема только для бабушек в церкви, учителей, музейных работников или живая история, которая касается каждого?

Официальной датой распространения православия в Восточной Сибири считается 1607 год, когда в устье левого притока Енисея – реки Турухан был заложен сначала крест, а потом ясачное зимовье У Николы Чудотворца, впоследствии город Туруханск.

Продвигаясь далее по реке на юг, был основан в 1619 году Енисейск. Через год по дороге от Кетского острога и Томска на Енисейск закладывают Маковский, Мелецкий и Бельский острожки, в которых возникают храмы и монастыри. Управление этими сибирскими приходами приходилось осуществлять то вологодским, то ростовским архиереям и даже самому Московскому патриарху. С созданием Сибирской (Тобольской) архиепископии в 1620 году началась регулярная миссионерская деятельность и пастырское окормление верующих.

Енисейск со временем становится крупным духовным центром Восточной Сибири благодаря Свято-Спасскому мужскому и Свято-Иверскому женскому монастырям, мастерам иконописи и зодчим, паломничеству к останкам местночтимого сибирского святого – праведного Даниила Ачинского (подробнее в номере «НКК» от 23.10.2014).

Помимо духовной составляющей, немалую роль играл и экономический фактор. Монахи управляли с середины XVIII века большей частью зимовий и заимок в верховьях Нижней Тунгуски, в низовьях Енисея, вдоль побережья Северного Ледовитого океана, земельных угодий и промыслов в близлежащих уездах. В первой половине XVII века в бассейне Енисея появляются деревянные крепости-остроги Красноярск (1628), Канск (1636), Ачинск (1641). В 1639 году в 10 км от Красноярского острога у устья р. Березовки основан Введенский мужской монастырь.

Какой священник исцелил в Туруханске сразу шесть слепцов? Действительно Ленин венчался с Крупской в Спасском соборе Минусинска? Кто был причислен к лику святых в Канском районе 14 лет назад? К этим событиям и чудесам мы еще вернемся. Но начать историю христианства в Сибири необходимо с упоминания о первом сибирском святом – Василии Мангазейском, в дальнейшем признанном покровителем Сибири Приенисейской. Сибирь была омыта кровью этого мученика в 1602 году.

Покровитель Сибири

Для современного, а особенного молодого поколения поступок их ровесника (Василию было 19 лет, когда он был убит) на первый взгляд покажется малопонятным.

В 1601 году из родного Ярославля он был по воле отца отдан работником купцу, направляющемуся в «златокипящую» Мангазею (с 1601 по 1672 год первый заполярный российский город в 300 км от Карского моря, сейчас в Ямало-Ненецком АО). По прибытии в «сибирскую Калифорнию» богобоязненный и кроткий Василий получает модную ныне должность директора магазина. Он прилежно исполнял свои обязанности, а свободное время проводил либо в храме, либо дома за молитвой.

куполаОднажды, когда отрок находился на пасхальном богослужении, лавка его хозяина была обворована. Купец обвинил Василия в соучастии, обругал и жестоко избил юношу. Вот здесь и начинаются «непонятные» действия будущего святого. Вместо того чтобы бороться за свои права, роптать «за что?», «почему случилось именно со мной?», «где справедливость?», он лишь тихо повторяет: «Истинно, ничтоже от имения твоего взях» (правда, я ничего не брал). Тогда хозяин придает делу законный ход и обращается к городскому воеводе Савлуку Пушкину, который дает разрешение на пытки. Василия вздернули на дыбу. Все испытания смиренный юноша выносит терпеливо и безмолвно. В итоге раздраженный таким поведением купец в гневе наносит святому Василию смертельный удар связкой амбарных ключей. Мучители, боясь наказания, положили тело святого в наспех сколоченный гроб и бросили в болото недалеко от места казни. В 1649 году стрелец Степан Ширяев обнаружил здесь вышедшую на поверхность часть гроба, а в 1652 году служивый человек Тимофей Сеченов возвел часовню. В августе 1659 года после освидетельствования мощей церковь официально почитает Василия Мангазейского как святого. Архивные материалы свидетельствуют, что уже в первые годы начались чудотворения, святой Василий помогал заблудившимся, исцелял парализованных, слепоту, сохранял малодушных от самоубийства.

На красноярскую землю мощи праведного Василия попали в 1670 году. Строитель Троицкого Туруханского монастыря иеромонах Тихон после бывшего ему видения перенес их из Мангазеи в свою обитель. Через два года после перенесения мощей святого Василия город Мангазея прекратил свое существование.

Во время революции 1917 года мощи святого Василия, как думали – навсегда, исчезли из монастыря. Но в 1997 году при восстановлении храма останки вновь были обретены при чудесных обстоятельствах: в небе над Енисеем сияли три яркие радуги, восток полыхал невиданным заревом. С соблюдением всех канонов мощи поставлены в главном храме самого северного в России – Свято-Троицкого монастыря.

Создание Красноярской епархии

До 1861 года православные приходы Приенисейской Сибири входили в состав других митрополий и епархий: Тобольской, Иркутской, Томско-Енисейской. Развитие Восточной Сибири поставило вопрос об учреждении Красноярской епархии, созданной 25 мая 1861 года как Енисейская епархия. Первым из красноярских архиереев стал преосвященный Никодим (Казанцев Никита Иванович; с 1861 по 1870 год).

Показателем православного освоения нашего края является такой факт: при населении губернии в 570 тыс. человек (данные Первой всеобщей переписи 1897 года) к переломному 1917 году было открыто более шестисот храмов (без учета домовых церквей), действовало пять монастырей, один общежительный скит, три женские обители. Следовательно, на один храм приходилось 935 человек (вместе с младенцами и неходячими стариками). Для сравнения, в миллионном Красноярске сейчас 47 храмов, то есть на одну церковь приходится 22 055 (!) человек. Были созданы благотворительные, катехизаторско-просветительские, миссионерские учреждения, общества, братства, воскресные школы. Существовали крепкие церковные хозяйственные предприятия.

Мы наш, мы новый мир построим

После октябрьских событий 1917 года изменилась и жизнь Красноярской епархии. Сразу после принятия декрета об отделении Церкви от государства началась согласно риторике тех дней «борьба с мракобесием». Летом 1918 года происходит закрытие и бесцеремонная конфискация епархиальных учреждений и хозяйственных предприятий. На стихийную защиту вставало первоначально большинство верующих.
Только ревнители нового режима – мужчины, женщины и даже дети –проявляли мракобесие. В Енисейске при закрытии Иверского женского монастыря одна из комсомолок «задрала все свои юбки и села на престол» (самое святое место в алтаре).

В Канском районе в конце зимы 1919 года местные большевики с необъяснимой жестокостью умучили местного священника о. Димитрия Неровецкого: выгнали раздетым на мороз, за селом сняли с него обувь, привязали веревкой за шею к оглобле и погнали лошадь. Все 12 км он бежал, если падал – били прикладами, бичами. Когда выбивался из сил, поднимали, снова били или просто тащили по снегу. Остановившись для перемены лошадей, мучители зашли в избу и продолжили казнь: жгли волосы, тело. Отец Димитрий не выдержал пытки – сошел с ума. После этого снова привязали священника к телеге. Вконец обессиленного пастыря убили за деревней Байкан. В 2000 году священномученик Димитрий Неровецкий (Апанский) включен в Собор новомучеников и исповедников российских XX века наряду с еще десятью иереями Красноярской епархии.

Бесчеловечное отношение привилось и детям. В 1944 году епископ Василий (Преображенский) в Бирилюссах – месте своей ссылки – долго не мог найти дом для проживания. Кое-как пожилого человека приютила вдова с тремя малолетними детьми. Когда владыка молился, они скатывали из конского навоза шарики и бросали ими в святителя со словами: «На, дедушка, покушай».

Степень антирелигиозной кампании продолжала расти, и к 1940 году на территории края не осталось ни одного действующего храма. При уничтожении не щадили никого: ни простых дьяконов, ни архиереев. Архиерейским Собором канонизированы принявшие мученическую кончину епископ Красноярский и Енисейский Амфилохий (Скворцов, 1937) и протоиерей Николай Казанский (1942).

Сталин: «Братья и сестры! Вперед, за нашу победу!»

Именно с таким христианским призывом обратился Сталин 3 июля 1941 года к советскому народу. Это была негласная команда о возвращении церкви как одного из объединяющих начал русского народа. В 1943 году восстановили патриаршество, упраздненное 38 лет назад советской властью. Затем последовала и личная встреча генералиссимуса с иерархами.

Монастырский Храм В Красноярском крае тоже началось восстановление церковной жизни. Хотя самый ближайший храм располагался в… Новосибирске. Те из священников, кто выжил в годы репрессий, были уже в преклонном возрасте, некоторые работали в советских учреждениях.

Огромная роль в возрождении церковной жизни в крае принадлежит епископу Луке (Войно-Ясенецкому). Его дважды ссылали в наш край. Первый раз в ноябре 1923-го по январь 1926 года (Енисейск, Туруханск, Плахино). Второй раз – с марта 1940 года по февраль 1944-го – сначала в Большую Мурту, затем в Красноярск. Хирург с мировым именем работал в районной больнице. Церковь в Большой Мурте взорвали еще в тридцать шестом году, и владыка ходил молиться в рощу, расположенную на окраине поселка. Когда началась Великая Отечественная война, епископ Лука сразу предложил свой опыт, знание и мастерство. В Красноярске уже организовывался огромный госпиталь. С фронта шли эшелоны с ранеными. В октябре 1941 года епископ Лука назначен консультантом всех госпиталей Красноярского края и главным хирургом эвакогоспиталя. Шестидесятисемилетний владыка работал по восемь-девять часов в сутки и делал четыре-пять операций ежедневно.

Политически необходимо

27 декабря 1942 года владыка Лука возглавил Красноярскую епархию, в которой не было пастыря пять лет. Вновь богослужения стали совершаться открыто. Епископ постоянно являл себя для окружающих не только выдающимся хирургом, но и православным подвижником. Архиепископ Лука в операционной повесил икону, перед операцией кропил святой водой помещение, совершал молитву, халат надевал поверх рясы. Если на операционный стол попадал некрещеный – крестил, тяжелораненый – елеосвящал, или соборовал, желая своим пациентам Божественной благодати, исцеления немощи. Затем крестился перед иконой и приступал к операции.

По наблюдениям архипастыря и отзывам сибирских священников, народ в Сибири, особенно Восточной, был малорелигиозен. Архиепископ Лyка понимал, что если не открыть храмы в различных местах Красноярского края, то возможно полное духовное одичание народа. Стремление к Богу, несмотря ни на что, сохранялось, особенно среди приезжих украинцев, резко отличавшихся от коренных сибиряков своей религиозностью. Но духовный голод в их среде привел к тому, что богослужение и таинства совершали миряне, даже женщины. Кроме того, много бродило всяких самозванцев, выдававших себя за священников и эксплуатировавших религиозность народа.

Первым из красноярских храмов вновь открылся храм-часовня свт. Николая Мирликийского на Николаевском кладбище. 27 февраля 1943 года в родительскую субботу было совершено первое богослужение. Нельзя не увидеть в этом особого значения, ведь в этот день народ «память совершает всех от века усопших православных христиан, отец и братий наших».

В мае 1944 года открылся старинный Свято-Покровский кафедральный собор. Долго принималось решение о возобновлении его работы. Ведь единственная кладбищенская часовня вмещала около 200, а в воскресенье там присутствовало до тысячи человек. Как писали прихожане, «в каждой семье имеется не один, а более членов семьи, ушедших в Красную Армию, о здравии и спасении которых оставшиеся очень хотели бы помолиться».

С конца 1944-го и по 1947 год открытие церквей в Красноярске и районах края шло «большевистскими» темпами. По оценкам исследователей, 1948 год стал последним годом недолгого сталинского «нового отношения» к церкви. Затем практически перестали открываться храмы, возникли новые налоги, новые установки и требования, начались новые аресты.

Как Хрущев старушек испугался

Запущенная в 1954 году по указанию Хрущева кампания по закрытию храмов набирала обороты, и остановить ее можно было порой только экстраординарными действиями. Например, старинный Спасский собор в Минусинске не был снесен только благодаря запущенному прихожанами утверждению, что в этом храме якобы во время своей шушенской ссылки Ленин венчался с Крупской.

В декабре 1963 года в Канске приняли решение о перемещении прихода Спасского собора с центральной площади в поселок Кан-Перевоз. Верующие написали Н. С. Хрущеву: «Если ты хочешь увидеть у себя 9 января, ты увидишь его в Канске». Никита Сергеевич дал указание храм не трогать. Но через год под предлогом реконструкции города его закрыли. Верующие всего за сто (!) дней возвели новый храм. Из письма отца Игоря: «Работали круглосуточно… Добровольцев, если я попрошу, бывало до 100 человек. Многие священники из других епархий приезжали посмотреть на «десятое чудо света». В стране в год по полторы тысячи храмов закрывали – в Канске строили!!!»

Возрождая собор – возрождаем Россию

К празднованию 1000-летия крещения Руси в нашем крае не насчитывалось и полутора десятков действующих храмов.

Шила Покровская церковьСовременный этап в истории возрождения епархии начался в 1990 году после воссоздания Красноярской епархии. На момент ее открытия в состав входили приходы Кемеровской и Хакасской областей. В 1999 году прибыл владыка Антоний (Черемисов Иван Иванович). В крае, как и во всей России, началось активное храмостроительство.

6 октября 2011 года в пределах Красноярского края была образована Красноярская митрополия. На сегодняшний день она состоит из четырех епархий: Красноярской и Ачинской, Норильской, Енисейской, Канской. Главой митрополии и управляющим Красноярской епархией с 5 октября 2011 года является митрополит Пантелеимон (Кутовой).

Сейчас на территории Красноярской митрополии действует 368 приходских, приписных и монастырских храмов, часовен, молитвенных домов, а также три женских и три мужских монастыря. К сожалению, в Красноярске до сих пор нет достойного миллионного города кафедрального собора.

92 % опрошенных жителей Красноярского края считают себя православными (показатель, превышающий средние данные по России, традиционно определяемые максимум в 80 %). СССР, как первое в истории атеистическое государство, уже не существует. Была ли история нашей страны отдельной у верующих и неверующих? Академик Лихачев в своем интервью к 1000-летию крещения Руси справедливо заметил, что церковь была среди народа, и когда народ переживал кризис, она переживала его вместе с ним.

Интересные факты

· Возведенный в конце ХХ века Свято-Крестовоздвиженский собор г. Лесосибирска – один из самых больших храмов Зауралья.

· На территории края возрожден один из самых северных православных приходов мира – Богоявленский храм в с. Хатанга.

· Икона Преображения Господня, традиционно считающаяся чудотворной хранительницей г. Красноярска, хранится в Красноярском краеведческом музее.

· В Свято-Троицком храме села Казачинского особо почитаема чудотворная Казанская икона Божией Матери.

· В 1984 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена было установлено празднование в честь Собора сибирских святых, которое определено совершать 10/23 июня, в день памяти святителя Иоанна, митрополита Тобольского и всей Сибири чудотворца (1711–1715).

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
10 декабря 2024
Край активного долголетия: «Дедушка-ГТО» и «Бабушки-йоги»
Помните, как в советской песне поется «Старость меня дома не застанет, я в дороге, я в пути». И это совсем
Без рубрики
6 декабря 2024
«Транснефть – Западная Сибирь»: 70 лет в истории
Нефть, словно кровь в организме, питает экономику, давая возможность развиваться промышленности, транспорту и энергетике. Но чтобы этот жизненный поток не
Без рубрики
6 декабря 2024
«Зеленые школы» Красноярья
28 ноября в здании Государственной универсальной научной библиотеки подведены итоги большого просветительского проекта «Зеленые школы» Красноярья. Миссия: чистая земля», приуроченного