– Я планирую получить высшее юридическое образование, – говоритучащийся Балахтинского аграрного техникума Николай Романов. – А профессию электромонтера осваиваю «для подстраховки». Рабочая специальность в селе будет востребована всегда. Без хлеба не останусь, даже если с юридическим не заладится.
Директор техникума Виктор Анисимов подтверждает: безработных среди его выпускников нет.
Ветеринар на вес золота
Балахтинский аграрный техникум (до ноября прошлого года ПУ-80) готовит трактористов-машинистов, электромонтеров, ветеринарных фельдшеров и продавцов, помимо этого занимается переподготовкой и повышением квалификации по некоторым рабочим специальностям.
Конечно, далеко не все выпускники идут работать «по диплому», некоторые учатся в техникуме, что называется, для галочки и считают свою профессию непрестижной. Но главное, что за несколько лет педагогам удается сформировать у учащихся привычку трудиться, а это гарантия востребованности в любой сфере деятельности.
– Когда я пришел работать в училище в 1978 году, оно выпускало в год только 50 трактористов, – вспоминает Виктор Анисимов. – Сейчас от нас ежегодно уходят 24 электрика, человек 20 ветеринаров, а также 50 трактористов, и скоро будет первый выпуск продавцов – 23 человека. Готовим тех специалистов, которые остро и массово необходимы селу.
За почти полвека (открылось в 1968 году) образовательное учреждение из небольшого училища, расположенного на окраине района в селе Огур, выросло в крупный центр подготовки рабочих для сельской местности в Балахте.На два больших района – Балахтинский и соседний Новоселовский – сегодня это единственное учреждение начального профессионального образования.
– Мы единственные в крае, кто готовит сельских электриков. Реальность такова, что скоро останемся единственным в крае поставщиком ветеринарных фельдшеров, – добавляет Виктор Павлович. – А эти специалисты в деревне на вес золота! Ветеринары с высшим образованием в село ведь не едут… Поэтому всем, кто приходит к нам получать специальности электромонтера и ветеринара, говорю – проблем с трудоустройством у вас не будет.
Дефицитным профессиям балахтинский техникум готов обучать ребят со всего края, директор подсчитал – контингент можно увеличить в полтора раза. Препятствие этому – отсутствие общежития. Сегодня в техникуме 120 иногородних студентов, кто-то снимает комнату в Балахте, кто-то живет у родных, многие приезжают на занятия из соседних деревень, преодолевая каждый день по нескольку десятков километров.
– Не хватает нам и учебных площадей, но вопрос с общежитием все же острее, – говорит Виктор Павлович. –И, к сожалению, ситуация такова, что в ближайшее время он не решится. Проект дорогостоящий.
Практика прежде всего
Учебный процесс в техникуме построен так, чтобы студенты выходили во взрослую жизнь не теоретиками, а практиками. Классы оснащены всем необходимым оборудованием – тем, что действительно используют сегодня в работе электрики и продавцы, будущие водители управляют современными тракторами и комбайнами.
– Купили новый комбайн ACROS, – с гордостью показывает технику мастер производственного обучения Виктор Неделькин. – Есть и посевной комплекс, и гусеничная техника.
Под руководством Виктора Петровича пахать и сеять студенты учатся на полях подсобного хозяйства техникума, которое занимает более 250 гектаров. Зерно с пашни обрабатывают и сушат в собственном сушильном хозяйстве. Потом продают. За счет этого дохода и денег от платных курсов обучения техникум может позволить себе покупку современного оборудования, машин и ремонт кабинетов. Конечно, при финансовом участии краевого министерства образования и науки…
Группа будущих трактористов выполняет практическое задание –регулировку клапанов двигателя ЗМЗ-53.
– Мне больше всего нравится, что в техникуме много практики, – говорит Александр Юнг, внимательно наблюдая за товарищами, которые выполняют ответственную процедуру. – В школе не так интересно было, тетрадки, записи. У меня дома трактор есть, дед мой тракторист, мне с техникой нравится работать. Отучусь, в армию пойду, вернусь в родной район и буду работать на тракторе или комбайне.
В лаборатории электромонтеров среди серьезных парней с плоскогубцами замечаем девушку.
– Мне нравится руками что-то делать, – рассказывает Настя. –В энергетике много женских профессий, не обязательно ведь по столбам лазить. Но для выполнения бумажной работы нужно знать, как устроено и работает оборудование. Хочу поступить потом в институт по этому профилю. Кстати, работать на столбе мне понравилось, такой адреналин – дух захватывает!
Заманить бухгалтера в деревню
В классе ветеринарных фельдшеров наоборот – один парень среди двух десятков девушек. Вместо проводов и двигателей – мясо и субпродукты. Задание – определить степень свежести, провести лабораторные исследования. Проводит занятие мастер производственного обучения Наталья Кривелева. В прошлом году она и преподаватель-предметник Максим Варочкин участвовали в краевом педагогическом конкурсе «Красноярский край – территория профессионального мастерства».
– Максим Анатольевич стал победителем в номинации «Преподаватель общеобразовательных дисциплин», – рассказывает Виктор Анисимов. – Считаю, что нашей Наталье Федоровне тоже нет равных среди мастеров производственного обучения. Наверное, жюри просто решило, что два первых места для одного техникума – это слишком, – шутит директор.
Кстати, мастер Виктор Неделькин в прошлом году тоже был отмечен на краевом уровне – ему вручили государственную премию в области профобразования.
– Половина наших преподавателей и мастеров когда-то сами получали здесь образование, потом учились в вузах и вернулись в родную Балахту. Некоторые работают поколениями. Все друг друга знают, знают семьи учеников. Атмосфера у нас теплая, оттого и результаты хорошие, – открывает секрет Виктор Анисимов.
За 47 лет работы техникум обеспечил своими выпускниками весь край.Каждый год из его стен выходит около 100 специалистов. Все ветеринары Балахтинского и Новоселовского районов получили дипломы в аграрном техникуме.В планах директора в ближайшее время открыть набор учащихся на специальность «бухгалтер». В селе они нынче в большом дефиците. Отучившись в городском вузе на бухгалтера-экономиста, редко кто стремится ехать на работу в деревенское фермерское хозяйство.
Максим ВАРОЧКИН
преподаватель химии и биологии, победитель краевого педагогического конкурса
– В чем секрет работы с детьми? Наверное, в том, что я не замыкаюсь на своем предмете. Не ухожу от вопросов детей, которые могут и не затрагивать мою специализацию. На уроках мы легко переходим из генетики в информатику, из химии в физику.Ученикам это любопытно. Работая в школе, понял, что записыванием в тетрадку и заучиванием невозможно вложить знания в ребенка. Нужна наглядность, действие, практика… Недавно мы проходили законы Менделя, долго я чертил на доске схемы, распинался, а потом показал фильм, и сразу все поняли. Самый слабый ученик в классе вышел к доске и решил задачу по генетике. И сам удивился этому. Мне нравится так преображать детей.
Римма КУКЛИНА
заместитель директора по воспитательной части
– Многим ребятам, которые к нам приходят, в школе было непросто с учебой. Я им говорю: здесь вы начинаете с чистого листа, вы для нас самые хорошие и самые лучшие. И многих это стимулирует.
Мы замечаем, что наши студенты год от года становятся все более развитыми, более культурными, меньше пьют, курят, все реже слышна нецензурная брань. Проблема в другом: молодые люди не хотят работать, а хотят лишь получать деньги. Они не ориентированы на профессию. Боремся с этим как можем. К сожалению, в последнее время я все чаще наблюдаю безразличие взрослых по отношению к своим детям. А без поддержки родителей сложно привить ребенку любовь к труду и учебе.
Для справки
Сегодня министерству образования и науки края подведомственны 39 организаций среднего профессионального образования и 50 организаций начального профессионального образования (с учетом реорганизации). Всего в них обучается более 42 тысяч человек. Обучение осуществляется по 72 специальностям среднего профобразования, 78 рабочим профессиям и 26 программам профессиональной подготовки для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
С января 2016 года прекращает свое существование система начального профобразования. Подготовка рабочих кадров сохранится в рамках техникумов. Училища планируется присоединить к ним. В итоге образуется двухуровневая система получения профобразования.
ПУ-80 в Балахте получило статус техникума осенью прошлого года. А значит,у его студентов появилась возможность осваивать программы среднего профобразования.