Свидетель последнего открытия

Свидетель последнего открытия
Вайгач в ледовом плену во время зимовки

Завершились поиски легендарного ледокола «Вайгач», затонувшего в Енисейском заливе в 1918 году. История поисков насчитывает без малого 40 лет. Еще в 80-х годах прошлого века группа ленинградских аквалангистов при содействии Географического общества СССР вела поиски в районе предполагаемой гибели судна. Были обнаружены металлические обломки, но идентифицировать их не удалось.

Дело в том, что коварная каменная гряда, практически не видимая в штормовую погоду, погубила не только «Вайгач», но и множество других судов.

Лишь летом 2020 года в ходе комплексной экспедиции Русского географического общества и Северного флота «Главный фасад России. История, события, люди» были обнаружены и детально изучены обломки судна, предварительно идентифицированного как «Вайгач».

Однако подтвердить, что это именно знаменитый ледокол, удалось уже в 2021 году в ходе комплексной экспедиции «Помни войну», организаторами которой вновь выступили РГО и Северный флот, а также морская инженерная компания «Фертоинг».

Сегодня нет сомнений – обнаружен именно «Вайгач».

Начало великой экспедиции

К сожалению, далеко не все знают, чем знаменито это судно. А ведь именно благодаря ему (и его «брату-близнецу» ледоколу «Таймыр») в начале XX века было совершено последнее крупное географическое открытие. Завершилась эпоха, начатая Васко да Гамой и Колумбом.

Одним из результатов Русско-японской войны стало понимание необходимости скорейшего освоения Северного морского пути. Северный путь позволил бы России гораздо быстрее перебрасывать военно-морские силы на дальневосточный театр и не зависеть от международной обстановки – ведь арктические территории находились под российским контролем.

Уже в 1906 году была создана специальная комиссия для изучения этого вопроса. А в 1907 году на верфи Невского судостроительного завода заложены ледокольные пароходы «Таймыр» и «Вайгач». Это были сравнительно небольшие суда – длиной 54 метра и водоизмещением 1 200 тонн каждое. Однако их спроектировали и оборудовали с учетом всего накопленного к этому времени опыта полярных экспедиций.

Так, корпус был разделен на 35 водонепроницаемых отсеков и выполнен с такими обводами, что сжимающиеся льды выдавливали корабль наверх, а не разрушали борта.

Предусмотрена была и возможность длительной зимовки во льдах. Например, все жилые помещения построены с теплоизоляционными материалами, каждое имело регулируемое паровое отопление. Трюмы вмещали двухгодовой запас продовольствия для 50 человек. Эти суда стали участниками первой российской комплексной экспедиции по изучению Северного морского пути. Ее назвали Гидрографической экспедицией Северного Ледовитого океана, или (в те времена уже появилась мода на аббревиатуры) ГЭСЛО.

27 октября 1909 года «Таймыр» и «Вайгач» вышли из Санкт-Петербурга курсом на Владивосток. Любопытно, что командовал «Вайгачом» капитан 2-го ранга Александр Колчак – будущий верховный правитель России. Пройдя через три океана – Атлантику, Индийский и Тихий, – суда прибыли во Владивосток 3 июля 1910 года и до наступления зимы успели совершить плавание за Берингов пролив.

По возвращении во Владивосток Колчак получил новое назначение и в дальнейшей деятельности экспедиции участия не принимал.

Впервые в истории

В следующем, 1911 году кораблям экспедиции была поставлена задача изучить северо-восточную часть Северного Ледовитого океана от Берингова пролива до устья реки Колымы. Удачно завершив программу исследований, ледоколы вернулись во Владивосток.

А в 1912 году была поставлена новая задача: не возвращаясь в дальневосточный порт, пройти Северным морским путем в Александровск-на-Мурмане (ныне Полярный) на Кольском полуострове. Однако задача не была выполнена из-за сложной ледовой обстановки.

В 1913 году руководителем ГЭСЛО стал амбициозный 28-летний морской офицер капитан «Таймыра» Борис Вилькицкий. Когда в августе у мыса Челюскин ледоколы встретили тяжелые льды, преграждающие путь на запад, новоиспеченный глава экспедиции принял решение повернуть на север, чтобы обогнуть ледовые поля.

Именно благодаря этому маневру и состоялось крупнейшее географическое открытие XX века – были обнаружены острова, названные Землей Николая II. По понятным причинам после революции архипелаг был переименован в острова Северная Земля.

7 июля 1914 года «Таймыр» и «Вайгач» покинули Владивосток, чтобы вновь попытаться пройти Северным морским путем за одну навигацию. Однако в этот раз экспедиции не повезло. В сентябре суда попали в ледовый плен, в котором провели 11 месяцев. Лишь в августе следующего года удалось вырваться из западни. А 16 сентября 1915 года ледоколы подошли к причалу Архангельска. Это было первое в истории человечества плавание, когда суда прошли Северным морским путем от восточной оконечности Азии до Европы.

Неоцененный подвиг

К сожалению, этот географический подвиг не был по-настоящему оценен ни тогда, ни впоследствии. В момент завершения экспедиции шел второй год Первой мировой войны.

«В иное время эта экспедиция возбудила бы весь цивилизованный мир!» – сказал впоследствии великий норвежский полярный исследователь Руаль Амундсен. Кстати, именно Амундсен назвал именем Вилькицкого острова в заливе Терезы Клавенес на полуострове Таймыр.

Но и после завершения империалистической и Гражданской войн в новой советской России – СССР – история этой беспрецедентной экспедиции замалчивалась. Причина в том, что многие участники ГЭСЛО во время Гражданской войны оказались в лагере белых. Сам руководитель экспедиции Борис Вилькицкий едва избежал расстрела революционными матросами в Петрограде, а в 1920 году вместе с частями Белой армии навсегда покинул страну.

Разумеется, полностью исключить информацию о ГЭСЛО было невозможно. Но правда об экспедиции искусно приправлялась ложью и фальсификациями.

Например, в предисловии к книге судового врача ледокола «Вайгач» Эдуарда Арнгольда «По заветному пути. Воспоминания о полярных плаваниях и открытиях на ледоколах «Таймыр» и «Вайгач» в экспедициях 1910–1915 гг.» упоминается, что автор умер от туберкулеза в 1920 году в Ялте, где проходил лечение. На самом же деле он был расстрелян в числе группы офицеров по решению «чрезвычайной тройки».

Излишне говорить, что в изданной книге отсутствуют какие-либо упоминания о Колчаке, да и Вилькицкому посвящено всего несколько строк.

 

Корпус затонувшего судна «глазами» приборов

В сентябре 1918 года после захода на Диксон «Вайгач» потерпел крушение в Енисейском заливе недалеко от мыса Ефремов Камень и затонул. Причиной гибели судна стал скальный выступ, никак не обозначенный на картах. Сейчас это место известно как скала Вайгач.

Сегодня мы наконец отдаем дань памяти тем, кто своими трудами принес славу России. И завершившиеся поиски «Вайгача» – одно из звеньев цепи, укрепляющей нашу связь с прошлым.

 

Фото предоставлены Русским географическим обществом

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
10 декабря 2024
Край активного долголетия: «Дедушка-ГТО» и «Бабушки-йоги»
Помните, как в советской песне поется «Старость меня дома не застанет, я в дороге, я в пути». И это совсем
Без рубрики
6 декабря 2024
«Транснефть – Западная Сибирь»: 70 лет в истории
Нефть, словно кровь в организме, питает экономику, давая возможность развиваться промышленности, транспорту и энергетике. Но чтобы этот жизненный поток не
Без рубрики
6 декабря 2024
«Зеленые школы» Красноярья
28 ноября в здании Государственной универсальной научной библиотеки подведены итоги большого просветительского проекта «Зеленые школы» Красноярья. Миссия: чистая земля», приуроченного