Галина Ильинична Шатрюк перебирает сценические наряды в костюмерной: вот в этом ее дети играли «Женитьбу» Гоголя, в этом – «Сцены из московской жизни» Островского, а это костюмы младшей группы – из сказок. Детскому образцовому театру «Театрал» из Иланского исполнилось 30 лет. Возраст для самодеятельного коллектива немаленький, руководителю есть что показать и рассказать.
Детская любовь
Галина Ильинична – бессменный руководитель детского театра в Иланском. Говорит: работа не из легких. Но так уж случилось, у нее особое отношение к сцене и постановкам. С детства этим болеет:
– Я из Иланского, в детстве во Дворец культуры ходила, занималась самодеятельностью, – вспоминает Галина Шатрюк. – На сцене играла в местном театральном коллективе, с агитбригадами по колхозам ездила. Руководитель самодеятельного театра тогда и привил мне любовь к сценическому искусству.
Галина Ильинична рассказывает, как с удовольствием играла в постановках местного режиссера, сама мечтала быть похожей на него. А когда в Улан-Удэ в институте культуры открылось режиссерское отделение, поехала и поступила.
– До этого институты культуры работали только в Москве и Ленинграде, а тут – свой, практически рядом!
Получила диплом режиссера и по распределению приехала в Уяр. В местном Доме культуры как раз освободилось место руководителя народного театра. Для Галины это было счастье – окунуться с головой в творчество.
В театр приходили взрослые, состоявшиеся люди: учителя, медработники. И спектакли ставили серьезные, глубокие. Уровень постановок был так высок, что уярский самодеятельный коллектив приглашали выступать на сцене Красноярского драмтеатра.
10 лет работала режиссером в Уяре. А потом заболела мама, и Галина Ильинична вернулась на родину, в Иланский. Места режиссера театра не было, и во Дворце культуры все вакансии заняты. Устроилась методистом в отдел культуры. Но душа требовала большего, тянулась к театру.
– Пошла я тогда к директору швейной фабрики. Собрала она девчонок, и мы организовали на предприятии агиттеатр. Назвали его «Красный луч», – вспоминает режиссер. – Составили программу и поехали с ней в Канск, а затем в Красноярск на фестиваль. Показали себя неплохо, взяли диплом второй степени. Заключительный концерт составили из лучших номеров. Проходил он в здании Красноярского музыкального театра. Было это в 1976 году.
Петрушка-иностранец
Потом Галину Ильиничну назначили директором ДК железнодорожников. На общественных началах она занималась театром: инсценировала песни, готовила сценки. И тут вызывают культработников в исполком района: «Товарищи, плохо у нас обстоит дело с молодежью. Мало кружков. Всем директорам придумать новые направления художественной самодеятельности».
– А я только по профессии могу работать – режиссером, – говорит Шатрюк. – И мы сделали агиттеатр «Идите в баню». Этот жанр мне был знаком.
Галине Ильиничне уже два года до пенсии оставалось, когда решила она серьезно заняться воспитанием потенциальных актеров. Обратилась к комсомольским лидерам: приводите детей, будем спектакли ставить. Дети пришли разные – с первого по пятый класс. Для начала решили сказку отрепетировать. Раздали роли, научились на сцену выходить. Первым спектаклем стал «Петрушка-иностранец». Зрители встречали юных актеров с восторгом. Так началась история детского образцового (впрочем, образцовым он стал гораздо позже) театра «Театрал» из Иланского.
Дальше – больше. Следующий спектакль сделали музыкальным – дети пели и танцевали на сцене. Представления проходили с неизменным успехом. А режиссер пробовала новые формы работы.
– Жизнь заставила, – говорит Галина Ильинична. – Когда в ДК произошел пожар, нас приютила Иланская школа № 41. Сцены в ней не было, и представление шло прямо в зале. Поставили разрисованные ширмы, и ребятишки играли рядом со зрителями. Это был очень интересный опыт: зрители становились участниками спектакля.
А не замахнуться ли нам…
В администрации Иланского района о режиссере детского театра говорят: любит классику. Галина Ильинична не отрицает этого. Но Гоголя или Островского не с каждым коллективом поставишь. Необходимо искать актера, который впишется в роль. Группа таких ребят подобралась в театре на заре перестройки.
Помните, как в фильме «Берегись автомобиля» режиссер самодеятельного театра на сборе труппы предлагает: «А не замахнуться ли нам на Вильяма нашего Шекспира?»? Примерно так случилось и в иланском «Театрале». Ребятам постарше Шатрюк предложила попробовать себя в серьезных ролях – сыграть сцены из «Женитьбы Бальзаминова» Островского. Для постановки взяли третью часть пьесы: «Зачем пойдешь – найдешь».
– И мы выдали! Ребята уже подросли. Бальзаминова играл шестиклассник, девочки были постарше. С этим спектаклем нас отправили в Красноярск на смотр самодеятельных театров, – вспоминает режиссер. – Поехали без декораций. Так и выступали с одной скамейкой, которую нашли на месте. Жюри возглавлял актер Красноярского театра Пушкина и педагог Валерий Дьяконов.
На смотр иланцы припозднились, оказались под номером 15 и на сцену вышли только в пять часов вечера. Жюри сидело уставшее и полусонное. Но когда начал играть «Театрал», именитые артисты проснулись. Они были поражены уровнем подготовки ребят. «Их хоть сейчас в театр актерами принимай», – сказал тогда Дьяконов. С того смотра иланцы увезли четыре диплома первой степени за актерскую работу.
Звание образцового «Театрал» получил только в год своего десятилетия. И уже трижды его подтвердил.
Сказка для третьеклассников
Галина Ильинична уже несколько «Бальзаминовых» и «Женитьб» Гоголя поставила. И каждый спектакль уникальным получается, не похожим на другой. Ведь актеры в них разные.
– От характера человека зависит. Одна невеста в «Женитьбе» строгая, грозная, боевая, а другая плаксивая. Но обе хороши – каждая в своей постановке.
Детский театр – организм подвижный. Ребята оканчивают школу и уезжают, поступают в техникумы и вузы. А режиссеру приходится новых актеров выращивать. Да-да, именно выращивать. Абы с кем классику не поставишь.
– Мы играем, работаем, изучаем предлагаемые обстоятельства, – делится секретами Галина Шатрюк. – У нас все могут быть актерами. Ко мне с первого класса дети приходят. Сначала характер его изучаешь – какой он человек, что выдать может. Психологию подключаешь. А как без этого? Зато потом он нутром чувствует роль.
Руководитель театра говорит: нет у нее цели сделать из ребят профессиональных актеров. Занятия творчеством – больше для развития. И все ребята, прошедшие практику «Театрала», состоялись. Кто-то медиком стал, кто-то техником. Только один мальчишка поступил в Минусинское училище культуры на «актерское мастерство». Другая девочка сейчас в музыкальное училище поступает.
В «Театрале» сегодня занимаются 15 ребят. Семеро в спектакле играют, остальные приходят на репетиции и впитывают науку. Два актера, к сожалению, выбыли из рядов «Театрала» – выросли, и Галина Ильинична приняла новых – малышей-третьеклассников. Работа с ними предстоит немалая: пока их изучишь. А режиссер уже планирует:
– Сказку с ними ставить будем. Здоровья бы хватило. Только театром и живу.
Фото Евгения Русских