Так же, как для взрослых, только лучше Иланскому детскому образцовому театру 30 лет

Так же, как для взрослых, только лучше Иланскому детскому образцовому театру 30 лет

Галина Ильинична Шатрюк перебирает сценические наряды в костюмерной: вот в этом ее дети играли «Женитьбу» Гоголя, в этом – «Сцены из московской жизни» Островского, а это костюмы младшей группы – из сказок. Детскому образцовому театру «Театрал» из Иланского исполнилось 30 лет. Возраст для самодеятельного коллектива немаленький, руководителю есть что показать и рассказать.

Детская любовь

Галина Ильинична – бессменный руководитель детского театра в Иланском. Говорит: работа не из легких. Но так уж случилось, у нее особое отношение к сцене и постановкам. С детства этим болеет:

– Я из Иланского, в детстве во Дворец культуры ходила, занималась самодеятельностью, – вспоминает Галина Шатрюк. – На сцене играла в местном театральном коллективе, с агитбригадами по колхозам ездила. Руководитель самодеятельного театра тогда и привил мне любовь к сценическому искусству.

Галина Ильинична рассказывает, как с удовольствием играла в постановках местного режиссера, сама мечтала быть похожей на него. А когда в Улан-Удэ в институте культуры открылось режиссерское отделение, поехала и поступила.

– До этого институты культуры работали только в Москве и Ленинграде, а тут – свой, практически рядом!

Получила диплом режиссера и по распределению приехала в Уяр. В местном Доме культуры как раз освободилось место руководителя народного театра. Для Галины это было счастье – окунуться с головой в творчество.

В театр приходили взрослые, состоявшиеся люди: учителя, медработники. И спектакли ставили серьезные, глубокие. Уровень постановок был так высок, что уярский самодеятельный коллектив приглашали выступать на сцене Красноярского драмтеатра.

10 лет работала режиссером в Уяре. А потом заболела мама, и Галина Ильинична вернулась на родину, в Иланский. Места режиссера театра не было, и во Дворце культуры все вакансии заняты. Устроилась методистом в отдел культуры. Но душа требовала большего, тянулась к театру.

– Пошла я тогда к директору швейной фабрики. Собрала она девчонок, и мы организовали на предприятии агиттеатр. Назвали его «Красный луч», – вспоминает режиссер. – Составили программу и поехали с ней в Канск, а затем в Красноярск на фестиваль. Показали себя неплохо, взяли диплом второй степени. Заключительный концерт составили из лучших номеров. Проходил он в здании Красноярского музыкального театра. Было это в 1976 году.

Петрушка-иностранец

Потом Галину Ильиничну назначили директором ДК железнодорожников. На общественных началах она занималась театром: инсценировала песни, готовила сценки. И тут вызывают культработников в исполком района: «Товарищи, плохо у нас обстоит дело с молодежью. Мало кружков. Всем директорам придумать новые направления художественной самодеятельности».

– А я только по профессии могу работать – режиссером, – говорит Шатрюк. – И мы сделали агиттеатр «Идите в баню». Этот жанр мне был знаком.

Галине Ильиничне уже два года до пенсии оставалось, когда решила она серьезно заняться воспитанием потенциальных актеров. Обратилась к комсомольским лидерам: приводите детей, будем спектакли ставить. Дети пришли разные – с первого по пятый класс. Для начала решили сказку отрепетировать. Раздали роли, научились на сцену выходить. Первым спектаклем стал «Петрушка-иностранец». Зрители встречали юных актеров с восторгом. Так началась история детского образцового (впрочем, образцовым он стал гораздо позже) театра «Театрал» из Иланского.

Дальше – больше. Следующий спектакль сделали музыкальным – дети пели и танцевали на сцене. Представления проходили с неизменным успехом. А режиссер пробовала новые формы работы.

– Жизнь заставила, – говорит Галина Ильинична. – Когда в ДК произошел пожар, нас приютила Иланская школа № 41. Сцены в ней не было, и представление шло прямо в зале. Поставили разрисованные ширмы, и ребятишки играли рядом со зрителями. Это был очень интересный опыт: зрители становились участниками спектакля.

А не замахнуться ли нам…

В администрации Иланского района о режиссере детского театра говорят: любит классику. Галина Ильинична не отрицает этого. Но Гоголя или Островского не с каждым коллективом поставишь. Необходимо искать актера, который впишется в роль. Группа таких ребят подобралась в театре на заре перестройки.

Помните, как в фильме «Берегись автомобиля» режиссер самодеятельного театра на сборе труппы предлагает: «А не замахнуться ли нам на Вильяма нашего Шекспира?»? Примерно так случилось и в иланском «Театрале». Ребятам постарше Шатрюк предложила попробовать себя в серьезных ролях – сыграть сцены из «Женитьбы Бальзаминова» Островского. Для постановки взяли третью часть пьесы: «Зачем пойдешь – найдешь».

– И мы выдали! Ребята уже подросли. Бальзаминова играл шестиклассник, девочки были постарше. С этим спектаклем нас отправили в Красноярск на смотр самодеятельных театров, – вспоминает режиссер. – Поехали без декораций. Так и выступали с одной скамейкой, которую нашли на месте. Жюри возглавлял актер Красноярского театра Пушкина и педагог Валерий Дьяконов.

На смотр иланцы припозднились, оказались под номером 15 и на сцену вышли только в пять часов вечера. Жюри сидело уставшее и полусонное. Но когда начал играть «Театрал», именитые артисты проснулись. Они были поражены уровнем подготовки ребят. «Их хоть сейчас в театр актерами принимай», – сказал тогда Дьяконов. С того смотра иланцы увезли четыре диплома первой степени за актерскую работу.

Звание образцового «Театрал» получил только в год своего десятилетия. И уже трижды его подтвердил.

Сказка для третьеклассников

Галина Ильинична уже несколько «Бальзаминовых» и «Женитьб» Гоголя поставила. И каждый спектакль уникальным получается, не похожим на другой. Ведь актеры в них разные.

– От характера человека зависит. Одна невеста в «Женитьбе» строгая, грозная, боевая, а другая плаксивая. Но обе хороши – каждая в своей постановке.

Детский театр – организм подвижный. Ребята оканчивают школу и уезжают, поступают в техникумы и вузы. А режиссеру приходится новых актеров выращивать. Да-да, именно выращивать. Абы с кем классику не поставишь.

– Мы играем, работаем, изучаем предлагаемые обстоятельства, – делится секретами Галина Шатрюк. – У нас все могут быть актерами. Ко мне с первого класса дети приходят. Сначала характер его изучаешь – какой он человек, что выдать может. Психологию подключаешь. А как без этого? Зато потом он нутром чувствует роль.

Руководитель театра говорит: нет у нее цели сделать из ребят профессиональных актеров. Занятия творчеством – больше для развития. И все ребята, прошедшие практику «Театрала», состоялись. Кто-то медиком стал, кто-то техником. Только один мальчишка поступил в Минусинское училище культуры на «актерское мастерство». Другая девочка сейчас в музыкальное училище поступает.

В «Театрале» сегодня занимаются 15 ребят. Семеро в спектакле играют, остальные приходят на репетиции и впитывают науку. Два актера, к сожалению, выбыли из рядов «Театрала» – выросли, и Галина Ильинична приняла новых – малышей-третьеклассников. Работа с ними предстоит немалая: пока их изучишь. А режиссер уже планирует:

– Сказку с ними ставить будем. Здоровья бы хватило. Только театром и живу.

Фото Евгения Русских

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
25 апреля 2024
Почему важно сохранять уникальные объекты и беречь памятники прошлого?
Буквально за последние несколько лет мы стали свидетелями беспрецедентных по масштабу работ по реставрации – вначале в Енисейске, а потом
Без рубрики
24 апреля 2024
«Последний поклон» в графике
Выставка «Миг и вечность. Сто иллюстраций к 100-летию Астафьева» открылась в Красноярске в залах регионального отделения Урала, Сибири и Дальнего Востока
Без рубрики
24 апреля 2024
Транссибирская магистраль – самая длинная железная дорога в мире
Фактическая протяженность Транссиба по главному пассажирскому ходу (от Москвы до Владивостока) составляет 9 288,2 километра. Он проходит через две части света